Собор святых мучеников китайских

Июнь 23rd 2011 -

Что открыли китайцы?

Если бы не истинная вера, которую мы, как христиане, имеем, можно было бы сказать, что китайцы более цивилизованный народ, чем европейцы. По их преданию, цивилизация у них была развита уже за 2 тысячелетия до Рождества Христова. Их письменность датируется [по древнейшим памятникам] 1500 годом до Р.Х. За два века до рождения Господа китайская императорская библиотека содержала 2705 книг.

Раньше европейцев китайцы изобрели повозку с колесами, гончарный круг, корабельный компас и нотную запись музыки. Все эти изобретения китайцы приписывают одному своему великому правителю, который жил за 2500 тысячи лет до христианского времени.

Из растений и фруктов в Европу из Китая перенесли персики, мандарины и чай.

Китайцы первые создали бумагу и книгопечатание. Они первыми начали употреблять бумажные деньги. Если в Европе начал книгопечатание Иоганн Гутенберг († 1468), то китайцы имели печатные книги на 500 лет раньше. Первый сейсмоскоп создан китайским астрономом Чанг Хенгом [13] в 132 году по Р.Х.

Керамика у китайцев дошла до такого совершенства, как нигде в мире.

Китай еще и родина шелка. По преданию, первая китаянкой, которая начала разводить шелковичных червей и получать от них шелковую нить, была царица Схи Линг [14], в 2000 году до Р.Х. Она придумала и первый станок для тканья шелка.

Китайская мудрость

У китайцев было много своих мудрецов, из которых наибольшими считаются Конфуций, Лао Цзы и Мен Цзы. Их мудрость не содержит никакой божественной истины, но вся относится к людской власти, управлению государством и сохранению традиций. При этом существует и обширная устная народная мудрость. Приведем здесь несколько китайских изречений.

Войско готовят тысячу дней, чтобы употребить для одного дня.

Человек никогда не плутает так долго, как тогда, когда совершенно уверен, что знает путь.

Человеку, у которого нет улыбки на лице, лучше не открывать лавку.

Если опасаешься быть обманутым [при покупке], спрашивай о цене в трех лавках.

Увидеть что-либо лучше, чем тысячу раз читать об этом.

Счастье и несчастье стоит перед воротами каждого, и от человека зависит, что он позовет внутрь.

Легче найти тысячу солдат, чем одного полководца.

В 17 лет человек – как свеча на ветру.

Легко открыть лавку, трудно держать ее открытой.

Если сомневаешься в человеке, не бери его на работу; а если взял, то не сомневайся в нем.

Потерять уважение – большее несчастье, чем умереть от голода.

Можно до старости учиться и остаться неучем.

Если у тебя есть два хлеба, продай один и купи лилию (настолько китайцы любят цветы).

Лучше дать милостыню ближнему, чем идти далеко на поклонение идолу.

Китайские верования

Человека охватывает скорбь, когда он понимает, что китайский народ не знает Бога и поклоняется идолам. Столь одаренный народ с такой великой культурой и великой жизненной мудростью ничего не знает о едином Живом Боге. Этот случай с китайцами совершенно убедительно доказывает, что сам по себе народ, даже с наивысшей культурой, не может дойти до познания подлинной истины, если истина не явится с неба. Все, чему можно было научиться от земли, китайцы научились отлично, но от земли не могли они научиться небесным тайнам. Их мудрецы познали почти до совершенства многие тайны природы, но не могли отдернуть завесу с неба и познать небесные тайны.

Вера китайцев состоит из магии, идолов и спиритизма. Среди различных легендарных божеств, мужских и женских, человеческих и звериных, они обожествляют и многих своих предков. Каждый китаец держит у себя в доме или во дворе фигурки своих умерших предков из дерева или камня. Перед ними он кадит и зажигает свечи (из бумаги). Китайцы верят, что дух каждого человека живет и после его смерти. Конечно, в сравнении с тупым европейским материализмом, который отрицает существование духа и души, такая вера китайцев могла бы рассматриваться правильной. Но ее правильность простирается лишь на очень небольшую часть, после которой идет заблуждение.

По их верованиям, духи умерших людей вечно живут здесь, на земле, и нет другого места вне земли, где бы они жили. Они обитают повсюду: в домах, в воздухе, в растениях и деревьях, в реках и на полях. Эти духи обычно неспокойные и злобные, поэтому их нужно непрестанно умилостивлять жертвами. Очевидно, что китайцы считают духами своих предков не что иное, как замаскированных демонов. То же самое касается и спиритизма.

Как есть у китайцев различные верования, так есть у них и разные учения о власти. Три самых известных учения о власти это: во-первых, Конфуция, во-вторых, Лао Цзы, и, в-третьих, Будды[15]. Но есть и бесчисленное количество вариантов. Главные же: конфуцианство, даосизм и буддизм. Кроме того, в Китае живет и великое число мусульман.

Христианство в Китае

Согласно преданию, первыми благую весть о Сыне Божием принесли в Китай так называемые фомисты, то есть христиане из Индии, где проповедал апостол Фома. Но проповедь фомистов не была успешной. Несколько успешнее, хотя ненамного, прошли с проповедью несториане – еретики, которые, как изгнанники из Византийской империи, пошли далеко на Восток и достигли Желтого царства.

Римско-католическая Церковь позднее послала некоторых своих миссионеров в Китай, между ними и иезуитов. Самым известным их миссионером был Ксавье [16]. Но своими междоусобными беспорядками иезуиты соблазнили китайцев, и те одних убили, а других изгнали. После римских миссионеров пришли в Китай протестантские миссионеры из Англии и Америки. Наконец появилась и православная миссия – русская, с которой мы уже познакомили читателей.

Продавец белградских газет – китайский владыка

В Китае сейчас насчитывается от 20 до 30 тысяч православных китайцев [17]. Если бы все православные китайцы жили в одном городе, этот город был бы подобен нашему Прилепу. Русская миссия там имеет сейчас трех епископов: преосвященного Виктора в Пекине, Ювеналия в Тянцзине [18] и Иоанна в Шанхае.

Нынешний владыка Шанхайский Иоанн изучал юриспруденцию в России. Во время безбожной революции он со своими родителями бежал в Сербию. Его отец, Борис, некогда предводитель дворянства, поначалу оказался в Белграде без средств к существованию и работы. Мать отца Иоанна, Глафира Стефанович, – сербского происхождения – от сербов, некогда переселившихся в Россию. Чтобы обеспечить себя и своих родителей, Иоанн устроился продавцом белградских газет. И при этой работе закончил богословский факультет в Белграде в 1925 году. После этого был назначен наставником гимназии в Великой Кикинде. Затем принял монашество в Мильковом монастыре. Постриг он принял от знаменитого духовника архимандрита Амвросия. Рукоположил его архиепископ Челябинский Гавриил.

После этого в 1927 году он стал учителем семинарии в Битоле. Здесь он служил до 1934 года, когда был избран епископом Шанхайским и поставлен в русской церкви Святой Троицы в Белграде. Память об отце Иоанне осталась неизгладимой в сердцах всех православных битольчан, а особенно семинаристов. Пока он был в Битоле, он светил как звезда своим примером, и даже удаленность от Битолы не смогла умалить сияния этой звезды. В Благовещенской церкви, где отец Иоанн служил изо дня в день два года, его имя поминается и на богослужениях, и в разговорах. Его молитва помогала, его любовь восхищала, его аскетизм вызывал удивление.

И вот такового мужа избрал Господь и отправил в китайскую страну, да будет там Его евангелист и лученосец. Все мы желаем ему здравия и долголетия.

Китайское православное братство в Шанхае

Это братство состоит из многих членов – китайцев и русских. Под мудрым руководством своего архиерея, Его преосвященства владыки Иоанна, это братство хорошо развивается.

Мы хотим привести здесь имена нескольких китайцев – членов общины – и их род занятий, чтобы наши читатели видели, какие люди в Китае принимают Православие, и чтобы молитвенно поминали их имена: Николай Ли, священник; Андрей Юй, адвокат; Илия Чан, адвокат; Илия Вэнь, священник; Петр Чан, государственный чиновник; доктор Виктор Чиен, врач; Мелетий Ши, торговец; Амвросий Юй, драгоман; Иоанн Ло, переводчик; Фока Ма, учитель иностранных языков.

Молитва о китайском народе

Всевидящий Боже, Солнце солнц, Который Своим взором обнимает все сотворенное на небе и на земле, Ты один знаешь число воинства ангельского, как и число муравьев в песке, птиц в воздухе и рыб в воде, – молим Тебя, излей Свою милость на китайский народ, самый многолюдный народ Твой на земле.

Господи, Ты дал народу китайскому великую жизненную мудрость, чтобы знали они, как возделывать землю, вести торговлю, покоряться властям, почитать родителей, заботиться о своем доме и любить во всем порядок.

Но эта мудрость ведет человека только до гроба, который недалеко отстоит от всякого смертного. Недостает народу китайскому той вечной Твоей Мудрости, Господи, которая воплотилась на земле в Твоем Единородном Сыне, которая ведет душу за гробом и вводит ее в Царствие Небесное.

Творче благий, Любовь беспредельная, разве может Твоя любовь иметь границу, не распространяясь на многие миллионы Твоего великого китайского народа? Нет, нисколько! Но Ты Своим чудесным Промыслом определил время, в которое китайский народ придет и поклонится кресту Христову и примет в себя пречистую кровь Христову и силу Духа Твоего Святого.

Ускори наступление этого времени, Многомилостиве. Помоги миссионерам Креста и Воскресения в земле китайской. Отвори врата благодати Твоей для Китая вопреки грехам нашим. Дабы и земля желтых людей зазвучала песнями и восклицаниями из бесчисленных уст: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Христос воскресе из мертвых»! Троица Пресвятая, соделай так по молитвам всех апостолов и евангелистов! Да будет так. Аминь.

Примечания:
[13] Чжан Хэн.

[14] Си Лин Ши.

[15] Конечно, перечисленные учения – и даосизм, и буддизм, и даже конфуцианство – некорректно низводить до «учения о власти». Такой взгляд объясняется тем, что в 1930-е годы (время составления статей) святитель Николай еще не был серьезно ознакомлен с ними и доверялся, вероятно, популярным тогда представлениям. Позднее, познакомившись с восточными религиями, он относился к ним уже иначе, что видно из его книг «Индийские письма» и «Феодул, или раб Божий». – Примеч. пер.

[16] Среди других известнейших католических миссионеров в Китае – Маттео Риччи.

[17] Во время написания этой работы число православных китайцев превышало 6000 человек.

[18] Владыка Ювеналий (Килин) с титулом епископа Цицикарского был викарием Харбинской епархии и проживал в Харбине

Святитель Николай (Велимирович)

Перевел с сербского Юрий Максимов
Примечания составил протоиерей Дионисий Поздняев
Перевод публикуется с некоторыми сокращениями.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.