Собор святого Архангела Гавриила

Июль 25th 2019 -

Архангел Гавриил

В католической и в греческих православных Церквах память архангела Гавриила отмечалась 26 марта. Во мн. храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 г. папа Римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память архангела Гавриила отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом – 29 сент. Латинская литургическая традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных архангелу Гавриилу. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» (Goffredo da Bussero.  Архангел Гавриил вместе с архангелом Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм.

Почитание в Древней Руси.

По всей видимости, первоначально архангел Гавриил считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 г. сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Гавриила». Об этой же церкви митр. Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»»

Почитание архангела Гавриила достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресвятой Богородицы. Так, еще в кон. XII в. Новгородский архиеп. Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресвятой Богородицы  Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя архангела Гавриила, был построен в 1413 г. в Новгороде, на Хревкове ул. Придел во имя архангела Гавриила имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х гг. XVI в. церкви во имя архангела Гавриила как небесного покровителя вел. кн. Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре (Баталов А. А. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 38, 153, 189, 378). K 1551 г. относится 1-е упоминание о церкви во имя архангела Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704–1707 на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня).

Многие русские князья носили в крещении имя Гавриила: Ярополк Изяславич (ум. 1086), Всеволод Мстиславич (ум. 1138), Ярослав Мстиславич (ум. 1198), Ярополк Ярославич (ум. после 1214), Святослав Всеволодович (ум. 1253), Василий III Иоаннович (ум. 1533).

Иконография

Архангел Гавриил изображается в виде юноши, с крыльями и нимбом. Исключения составляют самые ранние изображения в катакомбной живописи, где Гавриил представлен в тунике и паллиуме, без крыльев и нимба (катакомбы Прискиллы в Риме, сер. III в.). Изображения крылатых ангелов восходят к V в. Уже в раннехристианскомискусстве появились изображения ангелов в хитоне и гиматии, а в VII в. – в лоратном облачении (см. ст. Ангелология). Пышную прическу архангела Гавриила поддерживает лента, приподнятые концы которой символизируют готовность ангелов внимать воле Божией. В зависимости от сюжета в руках у Гавриила могут быть сфера, жезл, ветвь или свиток.

Значительная часть изображений архангела Гавриила, как правило, связана с его функцией благовестника. Его образ включен в композиции: 1. «Благовещение Пресвятой Богородице» – Гавриил изображен в хитоне и гиматии, с жезлом в левой руке; в византийской и древнерусской живописи «Благовещение» представлено в иллюстрациях Акафиста в 4 сценах (икона «Похвала Богородицы, с Акафистом на полях» греческого мастера из Успенского собора Московского Кремля, кон. XIV в., ГММК); 2. «Рождество Христово» – архангел Гавриил извещает пастырей о рождении Христа (Лк 2. 8–12) (в композиции на бронзовых вратах 1076 Константинопольской работы в церкви архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело на п-ове Гаргано; в сонме небесных сил (на иконе «Рождество Христово», XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае); 3. «Благовестие архангела Гавриила Захарии о рождении Иоанна Предтечи» – сюжет основан на тексте Нового Завета (Лк 1. 11–20) (фрески собора Св. Софии в Киеве, 30–40-е гг. XI в.; пластина врат в церкви архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело); встречается в русских житийных иконах св. Иоанна Предтечи XVI–XVII вв. («Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием», ок. 1687, КГОИАМЗ); 4. «Смертное Благовещение Богоматери» – в основе – апокрифический текст об Успении Пресвятой Богородицы, композиция присутствует на иконах в составе сцен земной жизни Богородицы, как правило окружающих чтимый образ Божией Матери (икона Божией Матери «Одигитрия» типа Тихвинской со сценами жития, XV в., НГОМЗ,– Гавриил протягивает Богоматери ветвь, принесенную из рая; икона «Успение Богоматери со сценами жития Иоакима, Анны и Богоматери», 3-я четв. XVI в., ГТГ).

Известны изображения архангела Гавриила вместе с архангелом Михаилом в свите Небесного Царя в разных иконографических вариантах: фигуры архангелов по сторонам Христа (сидящего на троне или стоящего, напр. на мозаике из апсиды церкви Сан-Микеле ин Афричиско в Равенне, ок. 545–546; в конхе апсиды диаконника собора в Торчелло, 1-я пол. XII в.); в послеиконоборческое время в декорации купола в составе небесного воинства, окружающего Христа Пантократора (мозаики собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.; несохранившиеся фрески собора Св. Софии в Новгороде, 1108; мозаики церкви Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в Константинополе, ок. 1315, и др.).

Изображения архангела Гавриила вместе с архангелом Михаилом присутствуют в изводах, где силы небесные сослужат Христу. Напр. на сударе «Служба свт. Василия Великого» (нач. XV в., ГММК) по сторонам престола святителю предстоят архангелы в диаконских ризах с покровенными руками. Летящие полуфигуры архангелов представлены на воздухе с изображением Евхаристии в среднике и сцен жития праведных Иоакима, Анны и Богородицы (сшит по заказу «Огрофены Константиновой» для собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале (1410–1413, ГИМ)). В поствизантийском искусстве образ архангела Гавриила вместе с архангелом Михаилом присутствует на плащаницах (на шитой плащанице из монастыря Дохиар на Афоне, 1613–1614, архангелы держат по 2 рипиды в обеих руках). С Афона происходит живописная плащаница XVIII в., на которой Гавриил представлен у ног Спасителя, а архангел Михаил – у изголовья (скит св. Анны).

Изображение архангела Гавриила является обязательным в составе 5-фигурного Деисуса (как отдельной композиции, так и ряда икон в составе чина иконостаса). Если в Византии был распространен поясной тип Деисуса, напр. Высоцкий чин, иконы Хиландарского монастыря (3-я четв. XIV в.), то в древнерусском искусстве появляются ростовые изображения: напр., иконы из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (80-е гг. XIV в.), Успенского собора Владимира (см. ст. Васильевский чин), Успенского собора Кириллов Белозерского монастыря , изображение на окладе Владимирской иконы Божией Матери XV в. и др.

Образ архангела Гавриила в составе композиции «Христос Эммануил с архангелами», символически представлявшей образ евхаристической жертвы, присутствует как в росписи храмов (фрески церкви Таксиархов (св. Чиноначальников [архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории (Греция), 1359), так и в иконописи. На повторениях этой иконографии в кон. XVI–XVII в. оглавные образы Младенца и архангелов часто писали на отдельных досках.

С VI в. известны изображения Гавриила вместе с архангелом Михаилом в свите Богоматери: мозаика базилики св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553; мозаика в конхе апсиды церкви Панагии Ангелоктисты на Кипре (1-я пол. VII в.) – архангелы около трона Богоматери с Младенцем, в светлых одеждах, крылья украшены орнаментом «павлиний глаз»; сохранилось мозаичное изображение Гавриила на юж. склоне вимы, около Богоматери с Младенцем на престоле в конхе апсиды собора Св. Софии в Константинополе (60-е гг. IX в.). Часто изображался только архангел Гавриил около Богоматери на троне (на иконах XI и XII вв. из Византийского музея в Веррии, на иконе XIII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае и на др.).

Полуфигуры архангелов, в т. ч. Гавриила и Михаила, в медальонах включались в разные по иконографии изображения Богоматери: на троне (икона XIII в., ГМИИ), «Умиление» (2-сторонняя новгородская каменная иконка XIV в., ГТГ), наиболее часто с типом «Одигитрия» (напр., «Богоматерь Психосострия» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид), «Богоматерь Одигитрия с праздниками» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины) и др.). Изображения архангелов могут отличаться деталями: в медальонах на иконе «Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта)» (нач. XIII в., ГТГ) они в лоратном облачении – белые лоры украшены золотыми крестами, со сферами в руках. С покровенными руками изображены архангелы в медальонах иконы «Богоматерь Епискепсис» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид). Полуфигурное изображение архангела Гавриила в медальоне рядом с Богоматерью известно на русских иконах, связанных с почитанием русских преподобных, напр. икона «Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим прп. Сергием Радонежским» из Махрищского монастыря (нач. XV в., ГИМ), где изображен архангел Гавриил, молитвенно обращенный к Богоматери и Младенцу, очевидно, связана с посвящением Благовещению монастыря, основанного учеником прп. Сергия – прп. Стефаном Махрищским.

Изображение архангела Гавриила встречается на алтарных боковых дверях. О развитии этой иконографии до XV в. неизвестно. По мнению Г. В. Попова, к ранним примерам изображения архангелов на боковых дверях могут быть отнесены иконы тверского происхождения XV в. из ГТГ. Эта традиция была продолжена в синодальный период (иконы XIX в. в церкви свт. Николая в Кузнецах, Москва – архангел Гавриил изображен на сев. двери) и в наст. время (врата в храме Спаса Преображения на Песках в Москве). В Византии и на Балканах известен ряд царских врат с изображением Благовещения, когда на левой створке помещалась фигура архангела Гавриила (врата XIV в. из Великой Лавры; врата XV в. из музея Флорины (Греция); врата 1546 г. из монастыря Ставроникита).

В монументальной живописи полуфигуры архангела Гавриила и архангела Михаила иногда располагались в боковых апсидах, напр. на мозаике Неа-Мони на Хиосе (1042–1056), на фресках церкви Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.).

Ряд изображений Гавриила связан с императорской иконографией в византийском искусстве: на мозаике в нартексе собора Св. Софии Константинопольской, над зап. входом («царскими вратами»), представлен император Лев VI Мудрый, поклоняющийся Христу, а в медальоне справа от престола – архангел Гавриил в светлых одеждах с посохом в руке. Также Гавриил изображали в сценах коронования: имп. Василия I Македонянина архангел Гавриил венчает в присутствии прор. Илии (миниатюра из Слов Григория Богослова – Paris. gr. 510, 880–883 гг.), имп. Льва VI венчает на трон Богоматерь в присутствии архангела Гавриила

Ангельские силы, куда входит изображение архангельского чина, являются составной частью иконографии мн. сюжетов: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе» (напр., сер. XIV в., Византийский музей, Веррия,– архангелы в руках держат мечи и щиты) и др. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, напр., прор. Иезекииля.

Изображение архангела Гавриила присутствует в композиции «Собор архангелов» (на иконе XIII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае; на ростовской иконе, ок. 1272 или 1276 (?) из великоустюжского Михаилоархангельского монастыря (ГРМ); на фресках церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.), а также на схожих по композиции изображениях «Собор архангела Михаила» и «Собор архангела Гавриила» (икона сер. XVI в. из придела во имя архангела Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля).

В сюжетах поклонения Кресту и Этимасии Гавриил держит в руках орудия Страстей, напр. на иконе 60-х гг. XII в. «Спас Нерукотворный» с композицией «Поклонение Кресту» на обороте – трость.

В качестве уникальных примеров изображения архангела Гавриила на иконах следует отметить образ «Архангел Гавриил» из монастыря Дечаны (1350), где он изображен в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках; на местной иконе из московской церкви во имя архангела Гавриила (т. н. Меншикова башня) на подворье кн. А. Д. Меншикова (XIX в.) Архангел Гавриил – на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой. К числу редких относится икона письма Рафаила Дмитриевича «Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями» в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, в клеймах – деяния архангела Михаила.

Архангелы Михаил и Гавриил на псковской иконе «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Эммануила.

В поствизантийской живописи с деяниями архангела Гавриила связывались некоторые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Священном Писании имен. Так, в ряде памятников явление ангела Пахомию стали надписывать как явление архангела Гавриила (напр., фреска 1630 в монастыре св. Иоанна Предтечи в Серрах)

Метки: ,

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.