Равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский

Ноябрь 3rd 2014 -

Равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский Константинополь. 985 г. Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим.

Празднование 22 октября / 4 ноября. В царствование  римского императора Марка Аврелия, жил в Иераполе епископ Аверкий. Денно и нощно молил он  Бога обратить на путь истинный неверующих своих сограждан. И вот однажды явился ему во сне светоносный юноша и, подавая жезл, сказал: «Аверкий! Возьми этотжезл и сокруши им начальников заблуждения». Пробудившись ото сна, Аверкий отправился в языческое капище и разбил данным ему жезлом всех идолов. Увидев это, языческие жрецы пришли в ужас.

Аверкий сказал им: «Ваши боги вчера напились на празднике, который вы устроили для них и ночью, подравшись, избили друг друга!»

Вскоре и весь народ узнал об истреблении богов и, придя в ярость, хотели даже поджечь дом епископа, но, убоявшись, что из-за этого может случиться общий пожар, оставили это намерение. А в это время Аверкий на городской площади поучал народ.

Вдруг три бесноватых начали кричать страшными голосами: «Аверкий, заклинаем тебя истинным Богом, которого ты проповедуешь, не мучай нас!» И Аверкий, усердно молясь, именем Господа изгнал бесов и язычники сделались здоровы и познали Бога. Видя это чудо, народ смягчился. Аверкий неустанно ходил по окрестным городам и деревням и проповедовал. В одном селении три слепые взмолились перед ним: «Отверзи нам очи!» Аверкий стал горячо молиться.

Вдруг неизреченный свет коснулся очей слепых женщин и они прозрели. Тогда все стали ликовать и славить Бога.

Аверкий же с учениками пошел вдруг селения и везде учил народ вере и силою Христовою подавал исцеления. Так, пришли они на место, называемое «Селище».

Здесь Аверкий молился, чтобы изошел источник теплой воды, которая имела бы силу исцелять недуги и очищать язвы. И тотчас прогремел сильный гром, хотя день был ясный и небо чистое. И там, где стоял коленопреклоненный Аверкий, истекла родниковая вода. Все больные, омывшись в ней, получали выздоровление.

Видя успехи Аверкия, темные силы задумали прельстить его и один из бесов прикинулся красивой женщиной, соблазняющей его. Тогда Аверкий отвернулся от искусителя и быстро пошел прочь, да торопясь, повредил о камень ногу до язвы.

Диавол же явился ему в своем обличии и сказал, что заставит святителя, несмотря на то, что он старик дряхл, идти в Рим. Аверкий опечалился и, наложив на себя семидневный пост, проводил время в слезах и молитвах, прося Господа о том, чтобы укрепил его дух и не допустил вражьей силе властвовать над ним.

Между тем в дочь императора Марка Аврелия, девицу Лукиллу, вошел бес. С каждым днем ей становилось все хуже. А бес стал говорить, что никто не сможет изгнать его, кроме Аверкия. И тогда император послал за ним и тот, ради прославления имени Христова, согласился. В дорогу же взял кожаный мешок для воды и влил в него вместе воду, уксус, масло и вино. И когда емув дороге нужна была вода, — текла вода, когда требовался уксус, — тек уксус  и так же масло и вино. Жидкости между собой никогда не смешивались. Однажды ученик решил тайно налить себе вина и получил смесь, которую невозможно было пить. Это чудо всех поразило и многие уверовали во Христа.

Когда  Аверкий добрался до Рима, бес, бывший в царевне, сказал ему со смехом: «Что, Аверкий, не правду ли я сказал, что потребую тебя в Рим на старости лет?»

Аверкий изгнал демона из девицы и приказал ему отнести  в его Иераполь огромный жертвенный камень, который лежал подле дворца и человеку был не по силам.

Благодарный император хотел осыпать золотом и серебром Аверкия, но тот вместо богатства испросил милости: ежегодно раздавать беднякам Иераполя по три тысячи мер пшеницы из податей, взимаемых для царя и устроить больницы при чудотворном источнике теплых вод.

Марк Аврелий согласился и с почестями отпустил праведника. Исполняя волю Божию, Аверкий обошел много стран, где учил народ вере Христовой, творил чудеса и исцеления. И таким образом христиан становилось все больше и больше. За эту деятельность святой Аверкий и получил наименование равноапостольного и умер на  родине в возрасте  111 лет.

Аверкий еще при жизни велел вырезать на каменном алтаре текст стихотворной эпитафии.
Впоследствии алтарь служил ему надгробием.
«Житие» содержит этот текст. (Но версия, очевидно, подвергалась искажениям при переписке.)

Эпитафия содержит 22 строки и начинается словами:

Как гражданин прославленного града
Сей памятник велел воздвигнуть я при жизни,
Чтобы здесь покой достойный обрело мое тело.
Имя мое Аверкий, ученик святого пастыря.

Дальнейший текст изобилует малопонятными нам аллегориями и метафорами, но содержит набор христианских символов — «пастырь», «рыба», «дева»
В нем упоминается и Павел, «спутник» (в аллегорическом смысле) Аверкия в его странствиях.

В 1883 г. Уильям Рамси и эпиграфист Дж. Р. Стеррет начали поиски оригинала эпитафии Аверкия — самого надгробия. «Жития» указывали, что гробница епископа должна была находиться за пределами города, около горячих ключей.

Там ученые и обнаружили два фрагмента мраморной стелы с греческой надписью. Судя по сохранившемуся на них орнаменту (перевязанный лентой лавровый венок), они являлись обломками надгробного памятника.

На них частично сохранились средние девять строк эпитафии, совпадающие с приведенным в «Житии» текстом.

Аверкию было, как следует из текста, 72 года, когда он заказал это надгробие. След., эпитафия была написана вероятно, между 190 и 210 гг.

Комментарии закрыты.