google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преставление благов. великого кн. Ростислава Михаила Мстиславича | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преставление благов. великого кн. Ростислава Михаила Мстиславича

Март 26th 2011 -

Преставление благов. великого кн. Ростислава Михаила Мстиславича

Сын святого отца, великого Мстислава, и внук благочестивого Мономаха, князь Ростислав, в крещении Михаил, записан в древних святцах с именем святого князя. В молодых годах отличался он подвигами мужества в боях. Во время борьбы брата его вел. кн. Изяслава с Ольговичами и Юрием во многих случаях показал он храбрость бестрепетную, но вместе старался тушить вражду князей любовью уступчивою. Получив (в 1127 г.) в удел Смоленск, он от всей души старался устроить счастье подданных, возбуждал и питал благочестие в них. Каменный храм в честь св. кн. Бориса и Глеба, построенный (1145 г.) на месте мученической кончины последнего, на Смядыне, и в Смоленске Петропавловский, — памятники благочестивого родоначальника князей Смоленских.

Петропавловский храм, не смотря на все перевороты времени, особенно страшные для Смоленска в 1612 году и 1812 году, уцелел поныне без повреждения. Особенно открытие епископской кафедры в Смоленске (1137 г.) при новом храме Богородицы потребовало от князя Ростислава многих не легких пожертвований. Сохранившаяся грамота его показывает, с какими расположениями и с какими пожертвованиями князь открывал кафедру в Смоленске.

«Бог, Пресвятая Богородица и молитвы отца моего, писал благочестивый князь, благословили, и посоветовав с народом моим, установил я епископа в Смоленске. Это учинилось по воле святого отца моего, который хотел сделать это при жизни своей. Здесь доселе не бывало епископии. Но я, недостойный и грешный, в свое княжение, что дал мне Бог и молитва отца, устанавливаю епископию и средства, чтобы мог жить епископ с клиром своим. Вот даю святой Богородице и епископу десятину из всех Смоленских даней, что в них приходит истых кун, за исключением продажи, виры и полюдного сбора». Затем показывается, сколько дани шло с того или другого места князю, и определяется десятая доля епископу; — в сложности выходило для епископа 178 гривен или фунтов серебра. «И вот еще даю святой Богородице и епископу, продолжает князь, в Торопце десятину из рыб, какие идут ко мне; и вообще какая ни есть в Смоленской области дань, малая или великая, десятину давать святой Богородице без всякой отговорки». Указав еще на два села с их жителями и на земли, жалуемые кафедре, князь говорит: «и еще даю на освящение святой Богородице из своего двора восемь капий воска... Вот мое усердие к святой Богородице! По повелению святого отца моего, что мог, то даю. Тяжб епископских не судить никому, их судит сам епископ Первая тяжба — развод; другая, если кто живет с двумя женами; третья, если вступят в брак не по закону; четвертая, если кто похитит девушку; за это, что возьмет князь, половина того епископу; пятая, если похитят женщину, за что пеня епископу; шестая, отрава зельем и душегубством; — седьмая, если подерутся две женщины; восьмая, если церковный человек провинится в чем-либо; девятая, если кто из церковных людей будет убит, но церкви не сделается зла. Я князь Ростислав с епископом Мануилом, так как поручен мне Смоленск Богом, по молитве деда и отца, установил епископию и постановляю правила. Если будет тяжба или продажа епископская, до того дела нет ни князю, ни посаднику, ни тиуну и никому другому во всей Смоленской области. По милости Божьей и молитвами Богородицы ныне дани полные, а впредь что Бог устроит. Если по Божьему устроению оскудеет какая-либо дань или по случаю войны или по другой причине; то, что получится дани, из того десятая часть святой Богородице. Пусть не переменяет сего никто после меня, ни князь, ни народ... Если кто по страсти причислит сию епископию опять к Переяславской епископии и, преступая слово святого митрополита Русского Михаила, уничтожит Смоленскую епископию: то князь возьмет свое, что назначил он для епископа святой Богородицы. — так как нарушится тогда воля отца моего Мстислава, митрополита Русского Михаила». Грамота дана в сентябре 1150 г. «Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты» (Иер. 13:16), учит пророк Божий. Блаж. кн. Ростислав поступал по учению откровения Божьего. За счастье земное благодарил Господа и блага земные употреблял во славу имени Божьего; для него прежде всего и выше всего была слава Божья. В 1154 г. призван он был на великое княжение Киевское. Когда умер дядя Вячеслав, он роздал все имение его заведениям Богоугодным; «созвав мужей отца своего, тиунов, ключников, приказал им принести все имение Вячеслава — одежду, золото, серебро, и начал раздавать монастырям, церквам, темницам и нищим»; себе оставил из наследства один крест покойного. — Лишась в том же году Киевского престола и едва не потеряв жизни в сражении, он возвратился в Смоленск. В 1158 г. князья снова призвали его на великое княжение, и Киевляне (1159 г.) приняли его с восторгом. Первым делом его было теперь заключить союз любви с Черниговским князем Святославом, с юных лет неприязненным ему. Суздальский князь Андрей выгнал сына его из Новгорода, и Ростислав перенес обиду великодушно. — Злобный князь Изяслав Данилович с хищными Половцами то там, то здесь разорял южную Россию, наконец, ворвался в Киев; добрый Ростислав удалился в Вышгород; неприятель преследовал и тут Ростислава, но нашел себе смерть; Ростислав не мстил неверным союзникам своим. С таким же великодушием простил он Мстислава Волынского, оскорблявшего его не раз своеволиями. Оставаясь с полным уважением к патриарху, он заставил, однако, Константинопольский собор принять за правило не посылать в Россию митрополита помимо ее желаний. Заботясь об общем благе, склонил всех князей содействовать безопасной торговле Русских с Грецией. В 1168 г., не смотря на старость свою, отправился он в Новгород, чтобы утвердить там сына своего Святослава. На дороге Смоленские послы встретили его за 300 верст от Смоленска; потом жители всех сословий приняли его с подарками: так любили добродетельного старца-князя в Смоленске. В Великих Луках взял он клятву с послов Новгородских забыть неудовольствия на сына его и разлучиться с ним одною смертью. Больным прибыл он на возвратном пути в Смоленск. Сестра и сын уговаривали его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в храме, им созданном. «Везите меня в Киев, отвечал он; если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Теодора; если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре». Князь Ростислав, окруженный счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал ее, когда вручали, и притом как тяжесть. Незлобие его прощало все другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах пред Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно заботился о том, как угодить Господу. Часто говорил он Печерскому игумену, особенно по смерти Святослава Черниговского: «приготовь мне келью, боюсь смерти неожидаемой». Во время Великого поста, по субботам и воскресным дням, приглашал он к своей трапезе игумена с 12 избранными старцами и беседовал с ними о душевном спасении; а в каждое воскресенье поста приобщался св. Тайн. Ему очень хотелось уклониться от сует жизни в Печерскую обитель, не раз говорил он о том Печерскому игумену. Игумен останавливал его, указывая на то, что дело князя ограждать покой людей правосудием и мечем, а, наконец, предложил ему предоставить себя воле Божьей. Блаженный князь скончался на пути в Киев, с тихою молитвою на устах. «Ныне отпусти раба Своего, Владыка, по глаголу Твоему с миром», это были последние слова, и слезы остановились на застывшем лице его. Праведник почил 14 марта 1168 г. Тело его похоронено было в Киевском Теодоровском монастыре 27 числа.

«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:1—2).

Комментарии закрыты.