google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Паисий Величковский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Паисий Величковский

Ноябрь 27th 2015 -

Икона с обложки книги „Sfantul Paisie De La Neamt. Cuvinte Si Scrisori Duhovnicesti“

Память — 15/28 ноября

Паисий Нямецкий или Паисий Величковский (в миру Пётр Величковский; 21 декабря 1722, Полтава — 15 ноября 1794, Нямецкий монастырь) — православный монах; клирик Константинопольского Патриархата, впоследствии Российской Церкви; переводчик, святой.

Преподобный Паисий (в миру Петр ) родился 21 декабря 1722 года на Украине в глубоко религиозной семье потомственных священников, где был одиннадцатым ребёнком. Весь род Величковских и по мужской, и по женской линии служил Богу

Будущий старец Паисий, или теперь мы можем его называть — преподобным Паисием, как было сказано, родился в семье священников: его отец, дед и прадед были священниками. Мать его впоследствии была монахиней, также и бабушка, и тетка. Мальчика в святом крещении назвали Петром. Отец его, о. Иоанн, был настоятелем соборной Успенской церкви. Мать, Ирина, заботилась о детях. Петр рос тихим и кротким мальчиком, любил читать, и в ранней юности он прочитал все духовные книги, какие имелись в их доме и в соборной библиотеке. Среди книг были: Священное Писание, некоторые творения свят. Иоанна Златоуста и преп. Ефрема Сирина

Возрождение Православной духовности старцем Паисием Величковским

Поступив в 13 лет в Киевскую Академию, Паисий Величковский с радостью начал учиться, не забывая при этом о главном — о душе. Написав для себя короткое правило, мальчик стремился неукоснительно его соблюдать: не осуждать своих братьев даже тогда, когда собственными глазами видел их согрешения, никогда ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать ближним согрешения их.

Акафист преподобному старцу Паисию Величковскому

Молитва преподобному старцу Паисию Величковскому

С первых дней учебы Паисий мечтал о монашеской жизни. Посещая в свободное время Киево-Печерскую Лавру, Паисий Величковский непременно бывал в святых пещерах, пропитанных благодатным духом первых русских иноков. Молодого Величковского не привлекала богатая и сытая жизнь некоторых монахов знаменитой Лавры, но скорее пугала и отталкивала. Паисий мечтал принять монашеский постриг непременно в бедной, удаленной от мирского шума обители. Для человека первой половины XVIII века подобные мысли были большой редкостью.

Задыхаясь в чуждой атмосфере, Паисий начал скучать, томиться, пока окончательно не охладел к «языческой мудрости», как впоследствии он сам определил преподаваемую в Академии науку. Сложившаяся обстановка подтолкнула робкого и кроткого по природе отрока к дерзновенному шагу.

После 3-х лет обучения Пётр вернулся домой и сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь — намерение, которое последняя не одобрила.

Преподобный Паисий Величковский

Преподобный Паисий Величковский
Икона Свято-Германовского монастыря, написанная к прославлению св. Паисия (1972, РПЦЗ) о. Феодором (Юревичем)

В 17 лет Паисий бежит из Академии, чтобы, наконец, осуществить свою тайную мечту — начать иноческую жизнь под руководством старца. Паисий, юноша из знатной семьи, становится одним из нищих странников, бродивших в то время по бесконечным просторам России в поисках истинного духовного руководства

По совету черниговского старца Пахомия, в 17 лет отправился в Любеч, к иеросхимонаху Иоакиму; но по прошествии 3-х месяцев его жизни в монастыре, с назначением нового настоятеля, Петру пришлось удалиться из монастыря. После скитаний по разным малороссийским обителям поступил в Медведовский монастырь под Чигирином; был пострижен в рясофор с именем «Платон».
После захвата Медведевского монастыря униатами перешёл в Киев, где работал в типографии Киево-Печерской лавры, овладев там искусством чеканки по меди.

Затем направился в Молдовалахию, где жил в монастыре Св. Николая — Трейстены, а вскоре перешёл в скит Кырнул. В молдавских монастырях всего пробыл около трёх лет, подвизаясь под руководством старцев о. Василия, о. Михаила и о. Онуфрия.

24 лет предпринял путешествие на Святую Гору Афон, куда он со своим спутником иеромонахом Трифоном прибыли 4 июля 1746 года, в канун памяти преподобного Афанасия Афонского; поселился в монастыре Пантократор.

Душа инока ликовала при виде погруженного в лазурное море зелено-синего полуострова, на вершине которого, как на протянутой в небо ладони, величественно возвышался храм Преображения Господня. Афон в представлении Паисия ассоциировался с Фаворской горой, на которую он жаждал взойти, чтобы стать достойным учеником Спасителя.

Жил в нищете около 4 лет.

В 1750 году на Святую Гору прибыл молдавский старец о. Платона — схимонах Василий, который постриг Платона в мантию с наречением ему имени «Паисий».

В 1758, на 36-м году жизни, о. Паисий был рукоположён в иеромонаха. При увеличении числа своей братии, по их просьбе, Паисий испросил у Пантократора старую келлию пророка Илии и приступил к устройству скита пророка Илии, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне.

Испытав великую радость от соприкосновения с древними святынями Афона, Паисий Величковский вскоре пережил и огромное разочарование. Святая Гора была уже не тем царством духа, о котором мечтал 24-летний инок. Афон находился во владениях инославных турков, которые всячески притесняли монахов. Разоряемые турецкими властями, монастыри беднели и входили в неоплатные долги. Монахи расходились из своих обителей, и цветущие монастыри оставлялись на произвол судьбы. Многое из богатой монашеской традиции было утеряно: Паисий не находит и на Святой Горе духоносного наставника.

Со временем, ввиду военных действий между Россией и Турцией, в которую были вовлечены и греческие монахи Афона, решил уйти вместе со своей братией в Молдо-Валахию, где положил труды к совершенствованию тамошней монашеской жизни. По благословению митрополита Молдавского в Яссах получил в 1763 году Свято-Духов монастырь в Драгомирне в Буковине, где установил строгий общежительный порядок, причём богослужение совершалось и на церковнославянском, и на румынском. После того как Драгомирня по окончании русско-турецкой войны (по договору 1774 года) перешла к Австро-Венгрии, управлял Секульским монастырём, откуда в 1779 году перешёл в Нямецкий (близ города Тыргу-Нямц ).

В 1790 году в Нямецком монастыре, который к тому времени был занят российскими войсками, архиепископом Екатеринославским и Херсонским (кафедра тогда была в Полтаве) Амвросием (Серебрениковым), за год до того назначенным местоблюстителем «Молдо-Влахийской экзархии», был возведён в сан

В Нямецкой лавре он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и создал славянский свод «Добротолюбия».
Переводы Паисия с греческого на «славенский» язык долгое время были единственными в России и читались повсюду. Таковы: сборник «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и многое другое.

Широко известны поучительные труды Паисия Нямецкого (Величковского).

По словам историка Г. П. Федотова, «Паисий Величковский становится отцом русского старчества. Непосредственно связанная с ним Оптина пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия».
Оказал значительное влияние на многих православных подвижников России конца XVIII и XIX веков. Серафим Саровский получил благословение на уход в Саров от затворника Китаевской пустыни (под Киевом) старца Досифея, который был духовно связан с обителью преподобного Паисия и направлял туда своих учеников. Сборник «Добротолюбие» был настольной книгой

Известие о кончине схиархимандрита Паисия быстро распространилось, и в Нямец собралось много монашествующих, богомольцев, прибыл епископ Вениамин и в Вознесенском Соборе было совершено его отпевание и затем погребение.

Итак, мы видим, что переселение старца Паисия по Божественному промыслу в Молдовлахию оказалось очень полезным для его дела. Если бы старец остался на Святой Горе, то, во-первых, прекратился бы рост его братства за недостатком средств и помещения, и, во-вторых, оно не могло бы иметь такого широкого влияния на духовную жизнь православного монашества в Молдавии и в России.

В Старце схиархимандрите Паисии сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать школу духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое и помогло ему совершить важное и необходимое дело — исправление старых переводов, а также совершить новый перевод святоотеческой аскетической литературы.

Книжные труды Старца Паисия многоразличны. Обнаружив в существовавших тогда славянских переводах святоотеческой письменности многие недочеты и неясности, он сознал необходимость их тщательно проверить. Для этого он начал усиленно искать на Святой Горе Афонской греческие подлинники. Но их не так легко было достать, так как эти труды никто не продавал. Поэтому многое пришлось ему самому переписывать, остальное он поручал, за плату, другим. Тут он установил, что далеко не все творения Святых Отцев переведены на славянский язык. И вот, вторую часть этой работы, самый уже перевод, он начал выполнять в Молдавии, по переезде его туда с братией.

Чтобы подчеркнуть добросовестность подобной работы, укажем, что старцу приходилось сверять и исправлять один и тот же текст до трех и больше раз. Но и при этом о. Паисий сознавал недостаточность сего: он пишет: «...К прискорбию моему вижу, что (это)... далеко от совершенства и что, если только Господь по Своему милосердию продлит мне жизнь и даст мне, почти уже слепому, необходимое зрение, мне придется еще потрудиться над исправлением...»

Лишь под конец своей жизни старец Паисий поставил дело переписки и перевода святоотеческих книг самым широким образом. И оттуда труды эти разошлись по монастырям православного Востока и попали и в пределы России, где они сыграли исключительную роль в возрождении русского монашества в XVIII и XIX веках.

Как в начале христианства на Руси, в насаждении православия имели первостепенное значение преподобные Антоний и Феодосий Печерские и их ученики, из которых многие были первыми епископами на Руси, а позднее — преп. Сергий и его ученики содействовали укреплению Православия, так и в XVIII — XIX вв. ученики преп. Паисия Величковского сыграли главную роль в возрождении русского монашества и в росте старчества.

Ученики преп. Паисия имели влияние на монашествующих — на Святой Горе Афонской, в Молдавии и России. В Россию вышло особенно много его учеников, под воздействием которых произошел большой подъем духовной жизни, возросли интерес и любовь к чтению и изучению книг, появились старцы и настоятели монастырей, хранившие заветы старца Паисия. Можно наметить три главных течения: северное, центральное и южное. Северное движение имело своими главными центрами — Соловецкий монастырь, Валаам, Александро-Невскую лавру и Александро-Свирский монастырь. Центральное движение сосредоточилось в Москве, во Владимирской губернии, в Оптиной пустыни и затем в Орловской губернии. Южное — в Площанской пустыни и в Глинской пустыни. Круг влияния Старца Паисия был широк и велик. В России он распространялся на монастыри в 35-ти епархиях.

Хотя преподобный Паисий жил за границей и вся его деятельность проходила за пределами России, однако, его дело проникало в Россию и принесло сторичный плод среди российского монашества, в Русской Церкви.

В деятельности преподобного Паисия можно усмотреть нечто похожее и на наше время. Как тогда, при жизни преп. Паисия, его письменные труды проникали в Россию и там переписывались, издавались — так были изданы славянское Добротолюбие, Писания преп. Исаака Сирина и многое другое. Нечто подобное, при других условиях, происходит и теперь. Наша Русская Зарубежная Церковь несет свою миссию заграницей среди русских православных людей и в то же время плоды своих трудов направляет, в виде Святоотеческой и церковной литературы, в Россию, где теперь ощущается сильный голод слышания Слова Божия и духовной литературы (статья написана в начале 90-х годов — ред.).

Правда, есть, конечно, большая разница между временем, когда жил преп. Паисий, и нашим временем. Тогда старец Паисий жил в православной стране и, хотя и не было таких типографских возможностей, как мы их имеем теперь, но можно было свободно переписывать и пересылать рукописи в Россию, и там их печатали и распространяли. А мы теперь, хотя и живем в окружении иноверных, имеем возможность свободно печатать и большими тиражами, но распространять духовную литературу среди наших собратий в России мы не можем. Но с Божией помощью удается кое-что переправлять туда, и это малое, мы надеемся, принесет сторичный плод. Да будет сие, Господи! молитвами преподобного Паисия!

Вот, таковы вкратце — житие, подвиги, труды и заслуги преподобного Паисия Величковского, восстановителя строго общежительного монашества и основоположника русского старчества в ХIХ-м веке.

С его духовным наследием связана история старчества в Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы — преподобные Лев (Леонид), Макарий, Моисей — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником явился Амвросий Оптинский.

Был прославлен в лике святых на Поместном Соборе РПЦ 1988 года.

Комментарии закрыты.