google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтайский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтайский

Май 30th 2012 -

Преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтайский

Память 18/31 мая

Преподобный Макарий (в миру Глухарев Михаил Яковлевич) родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии.

Обучался в Вяземском Духовном училище и Смоленской Духовной семинарии, после окончания которой был оставлен преподавателем латинской грамматики. Затем получил направление в Петербургскую Духовную академию, где сделался верным учеником святителя Филарета (Дроздова), тогда ректора академии. В 1817 году закончил обучение со степенью магистра богословия. 18 июня 1817 года назначен инспектором Екатеринославской Духовной семинарии.

На 27 году жизни Михаил был пострижен в монашество, получив имя Макария, и вскоре рукоположен во иеромонаха. В 1821 г. отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. Здесь его попечением угловая юго-западная башня обители с написанной на ней чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь. В конце 1825 г. архимандрит Макарий по собственному прошению был уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, а в 1826 г. перевелся в более тихое место – Глинскую Рождество-Богородицкую пустынь.

Здесь архимандрит Макарий, блистательно окончивший Духовную академию, хорошо изучивший языки, бывший ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря, профессор богословия, обрел то, что искал, – уединение и опытное духовное руководство настоятеля Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского). Ученый архимандрит с молодости и до последнего времени постоянно пребывал под руководством: сначала у своего благочестивого отца-священника, затем, в Санкт-Петербургской духовной академии, – у ректора архимандрита Филарета (Дроздова, будущего святителя Московского). В Екатеринославе, в должности инспектора духовной семинарии, – под руководством старца Ливерия, «человека святой жизни, ученика знаменитого Паисия Величковского».

В Глинской пустыни отец Макарий кроме подвигов монашеских занимался переводами Священного Писания и святых отцев. В частности, им были сделаны имеющие большое научное значение переводы книг Ветхого Завета с древнееврейского языка на русский.
5 июля 1829 года архимандрит Макарий получил благословение от митрополита Московского Филарета (Дроздова) на миссионерские труды – обращать в православие живущие на Алтае тюркские народы.

30 сентября 1829 года преподобный Макарий прибыл в Тобольск, а 3 августа 1830 года с двумя сотрудниками из тобольских семинаристов – Алексеем Волковым и Василием Поповым – отправился на Алтай. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию».

7 сентября 1830 года отец Макарий крестил в Улале молодого алтайца Блеску, назвав его Иоанном. Этот день алтайскими миссионерами считался днем основания миссии. Сначала дикие инородцы не хотели иметь сношений с отцом Макарием и избегали христианства. Но потом пригляделись, и о. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и приобретать членов Христовой Церкви из черновых татар и алтайских калмыков, поселяя их оседло в Майме и других деревнях. Большая их часть, будучи проникнуты многократно слышимым словом истины, приняли святое крещение и предались преподобному Макарию как дети отцу.

Удивительно, как страдающий телесными недугами архимандрит Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, все лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. В это время он задумывается об обучении грамоте коренных народов. Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности и словаря. Впоследствии преподобный Макарий сделал перевод избранных мест из Ветхого и Нового Заветов с языков оригиналов на алтайские наречия.

Первый период миссионерской деятельности о. Макария был самым трудным, несмотря на это, были достигнуты и некоторые положительные результаты: обращено, хотя и небольшое количество язычников в православие, созданы первые поселения новокрещеных инородцев, открыты первые миссионерские школы. Отец Макарий понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе. Он строил для них дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, – словом все, что необходимо для оседлого образа жизни.

За тринадцать с половиной лет миссионерского служения на Алтае отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 детей. При Улалинском стане была им учреждена женская община, впоследствии преобразовавшаяся в женский монастырь.
Из-за болезни по собственному прошению отец Макарий был уволен из миссии и определен настоятелем Волховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии. 4 июля 1844 года он отбыл из Улалинского стана Миссии в Волхов., где служил еще три года.

Скончался преподобный 18 мая (по ст. стилю) 1847 года в Волховском монастыре, где и был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря.
В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых, его имя внесено в Соборы Сибирских, Смоленских и Костромских святых.

Комментарии закрыты.