google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтайский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтайский

Май 30th 2012 -

Преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтайский

Память 18/31 мая

Архимандрит Макарий (в миру — Михаил Яковлевич Глухарёв; 30 октября (10 ноября) 1792, Вязьма, Смоленская губерния — 18 (30) мая 1847, Болхов, Орловская губерния) — архимандрит Русской православной церкви, православный миссионер, который предпринял одну из первых попыток перевода Библии на русский язык.

Преподобный Макарий (в миру Глухарев Михаил Яковлевич) родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии.

Первоначальное образование получил в Вяземском духовном училище (1800—1803) и в Смоленской духовной семинарии, где учился с 1803 по 1813 год, с перерывом в 1812 году, связанном с нашествием Наполеона. Обладал редкими способностями к языкам. В возрасте семи лет уже мог переводить короткие тексты с русского на латинский. В возрасте около 20 лет Макарий выучил еврейский, немецкий и французский языки. При образовании второго курса Петербургской духовной академии по Синодальному указу от 22 мая 1814 года, из Смоленской семинарии в числе двух лучших учеников были отправлены Захарий Смирягин и Михаил Глухарёв. Закончил он курс академии 10-м магистром; особо выделялись его письменные работы. Здесь наставником его на всю жизнь стал ректор академии Филарет (Дроздов)

По окончании курса учения в 1817 году М. Я. Глухарёв был назначен инспектором и профессором церковной истории и немецкого языка в духовную семинарию Екатеринослава. В этом же году он назначается ректором Екатеринославских уездного и приходского училищ. Здесь, в Екатеринославе, он был пострижен в монашество; постриг совершил архиепископ Екатеринославский Иов (Потёмкин) 24 июня 1818 года. На следующий день инок, нареченный Макарием, был рукоположен в сан иеродиакона, а ещё через три дня — в иеромонахи. Летом 1819 года после встречи с квакерами Стефаном Грелле де Мобилье и Вильмом Алленом был обвинён в неправославии и нередко считается основателем Русского православного экуменического движения.

В Екатеринославе Макарий прослужил до весны 1821 года, когда в ответ на его прошение об увольнении указом Священного Синода от 20 февраля 1821 года был назначен ректором Костромской семинарии. На эту должность он был назначен, как позднее писал его духовный наставник митрополит Филарет: «по своей воле, по нетерпеливости, по неудовольствию видеть свою личность меньше своего места».

Здесь его попечением угловая юго-западная башня обители с написанной на ней чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь.

В конце 1825 г. архимандрит Макарий по собственному прошению был уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, а в 1826 г. перевелся в более тихое место – Глинскую Рождество-Богородицкую пустынь.

В августе 1824 года Макарий, уже будучи архимандритом, получил согласно своему прошению, отставку и направился в Киево-Печерскую лавру. Направляясь в Киев, Макарий проехал через Саров, где получил предсказание старца Серафима о тяжёлом жизненном кресте, посетил и своего духовника старца Ливерия. Однако многолюдная Лавра показалась ему слишком шумной, он переехал в Китаевскую пустынь, но и там не нашёл спокойствия и уединения. Оттуда написал прошение в Священный Синод о занятии должности библиотекаря в Московской духовной академии, но получил отказ. Уже в декабре того же 1825 года с позволения Синода он отбыл в Глинскую пустынь. Здесь на некоторое время Макарий нашел отдохновение в монашеском делании. Здесь он увидел то главное, чего не хватало российским духовным школам, несмотря на все проводившиеся реформы. Весной 1828 года Макарий направил митрополиту Филарету свой труд «Мысли об улучшении воспитания общественного в духовном звании». Занимался он и литературной работой: переводил святых отцов («Исповедь» блаженного Августина, «Лествицу» Иоанна Лествичника, беседы Григория Богослова), написал ряд духовных песнопений. В 1829 году он составил историческое описание Глинской Богородицкой пустыни, изданное под именем Николая Самойлова. Но и в Глинской пустыни ему не суждено было обрести своего места.

Здесь архимандрит Макарий, блистательно окончивший Духовную академию, хорошо изучивший языки, бывший ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря, профессор богословия, обрел то, что искал, – уединение и опытное духовное руководство настоятеля Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского).

В Глинской пустыни отец Макарий кроме подвигов монашеских занимался переводами Священного Писания и святых отцев. В частности, им были сделаны имеющие большое научное значение переводы книг Ветхого Завета с древнееврейского языка на русский.

Макарий хотел реформировать и миссионерскую деятельность в России. 17 февраля 1829 года он подал прошение о переводе его в Сибирь и «употреблении» на дело миссии. 5 июля 1829 года архимандрит Макарий получил благословение от митрополита Московского Филарета (Дроздова) на миссионерские труды – обращать в православие живущие на Алтае тюркские народы.

30 сентября 1829 года преподобный Макарий прибыл в Тобольск, а 3 августа 1830 года с двумя сотрудниками из тобольских семинаристов – Алексеем Волковым и Василием Поповым – отправился на Алтай. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию».

7 сентября 1830 года отец Макарий крестил в Улале молодого алтайца Блеску, назвав его Иоанном. Этот день алтайскими миссионерами считался днем основания миссии. Сначала дикие инородцы не хотели иметь сношений с отцом Макарием и избегали христианства. Но потом пригляделись, и о. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и приобретать членов Христовой Церкви из черновых татар и алтайских калмыков, поселяя их оседло в Майме и других деревнях. Большая их часть, будучи проникнуты многократно слышимым словом истины, приняли святое крещение и предались преподобному Макарию как дети отцу.

Удивительно, как страдающий телесными недугами архимандрит Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, все лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. В это время он задумывается об обучении грамоте коренных народов. Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности и словаря. Впоследствии преподобный Макарий сделал перевод избранных мест из Ветхого и Нового Заветов с языков оригиналов на алтайские наречия.

Первый период миссионерской деятельности о. Макария был самым трудным, несмотря на это, были достигнуты и некоторые положительные результаты: обращено, хотя и небольшое количество язычников в православие, созданы первые поселения новокрещеных инородцев, открыты первые миссионерские школы. Отец Макарий понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе. Он строил для них дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, – словом все, что необходимо для оседлого образа жизни.

За тринадцать с половиной лет миссионерского служения на Алтае отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 детей. При Улалинском стане была им учреждена женская община, впоследствии преобразовавшаяся в женский монастырь.
Из-за болезни по собственному прошению отец Макарий был уволен из миссии и определен настоятелем Волховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии. 4 июля 1844 года он отбыл из Улалинского стана Миссии в Волхов., где служил еще три года.

Скончался преподобный 18 мая (по ст. стилю) 1847 года в Волховском монастыре, где и был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря.
В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых, его имя внесено в Соборы Сибирских, Смоленских и Костромских святых.

Комментарии закрыты.