google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Антоний Сийский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Антоний Сийский

Декабрь 19th 2014 -

Преподобный Антоний Сийский

Преподобный Антоний Сийский
Архангельск. Около 2006 г
иконописная мастерская Антониево — Сийского монастыря

Память 7 декабря/ 20 декабря

Андрей Родился в 1478 году.  Андрей.был первымм ребенком в семье зажиточных крестьян Никифора и Агафии. За благообразие и добродетели, которыми святой обладал от рождения, родители любили его больше других детей.

В 7 лет они отдали его в «научение книжное», отрок быстро освоил грамоту и полюбил чтение святоотеческих творений. Андрей был единственным среди своих братьев и сестер, кого родители благословили учиться «иконному писанию», все же остальные занимались земледелием. После смерти родителей, когда Андрею исполнилось 25 лет, он переселился в Новгород, где поступил на службу в боярский дом и женился. Через год умерла жена, а вскоре и покровитель-боярин. В этом Андрей усмотрел предначертание своей дальнейшей судьбы.

Он вернулся в Киехту, раздал свое имущество нищим и ушел странствовать. На берегу р. Кены, за 5 верст от Преображенского Кенского монастыря, Антоний Сийский остановился в лесу на ночлег, здесь ему во сне явился седой старец в белых одеждах с крестом в руках, который сказал: «Возми крест свой, гряди вослед мене, иди подвизайся». Восстав от сна, А. С. пришел в Преображенский монастырь и стал просить настоятеля прп. Пахомия Кенского принять его в обитель.

Игумен сам обучал новоначального инока монашескому деланию, в 1508 г. Антоний Сийский принял постриг. Житие сообщает, что Антоний Сийский был «телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три» (РГБ. Троиц. № 694. Л. 15 об.). Преподобный трудился в поварне, рубил лес, расчищал землю под пашню, служил немощным братиям в монастырской больнице. Когда в монастыре не стало священника, игум. Пахомий благословил А. С. на священство.

В 1513 г. Антоний Сийский вместе с монахами Александром и Иоакимом удалился из монас тыря на р. Емцу к Тёмному порогу, где поставил часовню, кельи и ц. во имя свт. Николая Чудотворца. До настоящего времени сохранилось напрестольное Евангелие из этой церкви, ранее принадлежавшее Антонию Сийскому. В Никольскую пуст. к Антонию Сийскому пришли еще 4 инока. Конфликт с местными жителями, не желавшими соседствовать с монастырем, заставил монахов в 1520 г. переселиться дальше на северо-восток — в малонаселенные леса по р. Сие. Однажды, когда иноки молились в лесу, их увидел охотник Самуил, житель с. Бросачева. Пораженный увиденным, он подошел к Антонию Сийскому за благословением, а святой попросил его указать место, удобное для устроения монастыря. Самуил отвел их на берег Угловатого озера, где он слышал ранее колокольный звон и молитвенное пение. Преподобный основал монастырь в 8 верстах от этого места, на п-ове Михайловского оз. Жизнь на новом месте была полна лишений, часто монахи не имели масла, соли, хлеба — «всему бо скудость бяше, чего не помяни, того не обретеся». Братия хотела разойтись, но по молитвам Антония Сийского в обитель неожиданно пришел некий человек, принес хлеб, муку, масло и дал милостыню на строительство монастыря. Вскоре произошло другое чудо, которое еще более убедило иноков остаться в обители. Сборщик податей Новгородского архиепископа Василий Бебрь, думая, что в новом монастыре есть некие сокровища, нанял разбойников, чтобы они ночью ограбили обитель. Когда разбойники подошли к монастырю, то увидели множество вооруженных людей, охранявших его. На разбойников напал страх, и они бежали. Наутро разбойники рассказали Василию об увиденном. Тот послал в монастырь священника близлежащего села расспросить святого, что за люди охраняли обитель. Оказалось, что в монастыре, кроме монахов, никого не было, а святой, по своему обыкновению, всю ночь молился. Пораженный чудом, Василий Бебрь пришел к Антонию Сийскому и раскаялся в своем греховном намерении.

Через несколько лет, когда число братии сильно увеличилось, Антоний Сийский отправил в Москву своих учеников Исаию и Александра, которые получили от вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту на земли и угодья. Василий Иоаннович просил святого молиться о «чадородии» вел. княгини. В обители был выстроен деревянный храм в честь Пресв. Троицы, местный храмовый образ для которого был написан неизвестным иконописцем при помощи Антония Сийского. Житие сообщает, что сам преподобный хотя и учился в юности писать иконы, «но препросто иконописательство его бысть», недостаток мастерства он возмещал постом и молитвой. Случившийся вскоре пожар уничтожил церковь, оставив невредимой лишь икону Св. Троицы, которую нашли посреди монастыря. После этого был построен новый Троицкий храм и еще 2 церкви: теплая — с трапезной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и надвратная — во имя прп. Сергия Радонежского. Чудесно спасенный образ Св. Троицы стал местной святыней. В житии сообщается, что у иконы получили исцеление бесноватый Василий — слуга двинского наместника кн. Дмитрия Жижемского, Силуан — слуга боярина Василия Воронцова, страдавший «падучей» болезнью, и мн. др.

Сохранились упоминания об иконах письма А. С.: в Троицком храме Сийского мон-ря, Благовещенской Ямецкой пуст. и др. (Кольцова. С. 36-37), в монастырской кормовой книге XVII в. упомянут образ свт. Николая «чюдотворцева письма» (Архангельский патерик. С. 209. Прим. 30). Сохранилась икона Божией Матери «Умиление» (АОКМ), по преданию написанная А. С.; об этом свидетельствует надпись на обороте, сделанная, очевидно, при поновлении иконы в 1882 г. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. сообщается, что А. С. был «иконописец преизряден, написа же образ Живоначальныя Троицы, от него же множество чудес бысть, и инех много икон» (Филимонов. С. 208).

В 1543 г. Антоний Сийский получил грамоту царя Иоанна Грозного, по которой двинский сотский Василий Бачурин должен был отмежевать Сийскому монастырю пожалованные леса и угодья. Через 2 года царь пожаловал монастырю соляной ключ на Исаковой горе с освобождением от уплаты пошлин за разработку промысла на 5 лет. В житии Антония Сийского (в редакции царевича Иоанна) имеются сведения о том, что Антоний Сийский лично посещал Москву (видимо, между 1547 и 1555) и был принят царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной.

В годы относительного благополучия своего монастыря Антоний Сийский оставил управление им иером. Феогносту и удалился для отшельнического жития за 3 версты от монастыря, на о-в в Дудницком оз., где поставил часовню во имя свт. Николая Чудотворца. Здесь преподобный предавался суровым аскетическим подвигам, питался только от труда рук своих: сам расчищал землю под посевы, сеял и убирал хлеб. После совершения молитвенного правила он всю ночь вручную молол хлеб, часть муки оставлял себе на пропитание, а остальное отправлял в монастырь. Чтобы усугубить подвиг, во время молотьбы преподобный раздевался по пояс и отдавал свое тело на съедение комарам. Спустя некоторое время Антоний Сийский удалился на 5 верст от прежней пустыни — на оз. Падун. Всего в пустынях близ монастыря он прожил около 2 лет. Когда Феогност оставил игуменство, Антоний Сийский вынужден был вернуться в обитель и вновь стать ее настоятелем.

В житии рассказывается, что преподобный обладал даром прозорливости. Однажды инок Филофей, который хотел тайно покинуть монастырь, зашел в келью Антонию Сийскому. Преподобный открыл Филофею его помысел и тем уберег от гибели. В другой раз, на праздник Преображения, иноки всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Антоний Сийский благословил их идти на озеро к мысу Красный Нос. Улов был так велик, что этой рыбой питались в монастыре долгое время, а рыбная тоня была названа Антониевой. Незадолго до кончины Антоний Сийский составил «Духовную память» — наставление по устройству монашеского общежития. Книги, собранные Антонием Сийским за годы игуменства, стали основой впоследствии богатейшей библиотеки Сийского монастыря (в 1556, по отписному списку, составленному преподобным перед смертью для нового игум. Кирилла, числилось 66 книг).

Местное почитание Антония Сийского. началось, по-видимому, сразу после его кончины. Общецерковная канонизация Антония Сийского состоялась на Соборе 1579 г. В конце XVI — нач. XVII в. в монастыре была построена новая ц. в честь Св. Троицы с приделом во имя Антония Сийского.

В 1652 г. Патриарх Никон по дороге на Соловки посетил Сийский монастырь, и по указу Патриарха в Киехте был построен храм во имя Антония Сийского. При сийском игум. Феодосии были записаны 11 посмертных чудес Антония Сийского, свидетелем которых был игумен: исцеление диакона (1660), 2 расслабленных (1661), слепого игум. Евфимия и др. В 1672 г. в окрестностях монастыря больше месяца стояла дождливая, холодная погода, грозившая неурожаем. Монастырскому рабочему Иоанну Тырыданову явился Антоний Сийский и повелел передать игумену, чтобы он совершил крестный ход к Угловатому озеру, а населению монастырской округи — строго соблюдать посты и постные дни. Игум. Феодосий 2 раза ходил крестным ходом к Угловатому озеру, где стояла часовня в честь Воздвижения Креста Господня, устроенная Феодосием в 1668 г., после чего установилась хорошая погода. 7 июля, совершив 3-й крестный ход с благодарственным молебном, игум. Феодосий установил совершать его ежегодно в этот день. Значительные события в жизни обители фиксировал также летописец Сийского мон-ря, в к-ром записаны 24 чуда преподобного, случившиеся при игум. Феодосии; в частности, 15 сентября 1679 г. у гроба Антония Сийского сама собой затеплилась лампада, масло из к-рой излечивало тяжелые недуги.

Мощи преподобного почивали под спудом в Троицком соборе Сийского мон-ря, у юж. стены храма, рядом с приделом его имени. Над гробницей находился образ Св. Троицы, написанный преподобным. В 1859 г. над мощами поставили серебряную чеканную раку. 11 июля 1923 г. мон-рь был закрыт, мощи святого в советское время не вскрывались. 13 авг. 1992 г. Антониев Сийский мон-рь в полуразрушенном состоянии был передан РПЦ. В наст. время восстанавливается Благовещенский храм и ц. во имя прп. Сергия Радонежского, готовится восстановление Троицкого собора.

Причисление Антония к лику святых было осуществлено с участием игумена монастыря Питирима и ученика Антония, монаха Филофея, которые хлопотали об этом в Москве в 1579 году. Филофею принадлежит и первый вариант жития Антония, на основании которого были написаны жития монахом Ионой и царевичем Иваном Ивановичем, которого об этом лично просил монах Филофей.

Тропарь Антонию Сийскому, глас 1-й (ц-с)

Желанием духовным распалився / и мятежи мирския отринув, / ко единому же Богу любовию прилепился еси / и, Того вседушне взыскуя, / во внутреннюю пустыню отошёл еси, при водах вселився, / идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, / в терпении мнозем житие Ангельское проходил еси / в наставлении Божественнаго разума, / и множество монахов собрал еси, мудре, / ихже посещая, и не остави, Антоние преподобне, отче наш, / Пресвятей Троице моляся / от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Комментарии закрыты.