google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский Чудотворец | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский Чудотворец

Июль 1st 2012 -

Занимавший пономарскую должность в обители Св. Варлаама инок Тихон около двух лет страдал тяжкой болезнью, так что не мог нагнуться до земли, или поднять что-либо. Часто молился Тихон при гробе Преподобного, но не получал исцеления. Однажды, будучи один в церкви, он, приступив ко гробу Святого, как бы с укором, сказал: «Угодник Христов и Чудотворец Варлаам! Чужим, издалека приходящим к тебе, страждущим разными недугами, ты обильно подаешь исцеления от всяких болезней, а меня, присного твоего раба, не исцеляешь. Помилуй же меня, Святой Угодник Христов и исцели от болезни моей!» В ту же минуту больной почувствовал совершенное исцеление.

Клирик храма Софии в Новгороде, Пантелеймон, родственник Архиепископа Геннадия, впал в расслабление, перестал говорить и три года лежал без движения. В пятницу первой недели поста Св. Апостолов Петра и Павла, когда совершается крестный ход в монастырь, привезли туда и этого расслабленного и положили при гробе Св. Варлаама. Вдруг больной увидел, что Св. Варлаам вышел из гроба и опалил его огнем. От страха больной вскочил и вскричал: «Святой Чудотворец Варлаам! Помилуй меня и исцели от настоящей болезни!» Преподобный сказал ему: «Вот ты теперь здоров и не греши вперед». Сказав это, Св. Варлаам стал невидим. Внезапно больной выздоровел и рассказал всем о своем видении.

Множество и других чудес совершилось при гробе Св. Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих Угодника Божия. Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял нашу родную Русь от страшных врагов. Так в 1521 году при ходатайстве Преподобного пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской. В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой — Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: «Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?» Святители со слезами отвечали: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. «Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы». Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.).

В 1610 г. по молитвам Преподобных Сергия, Варлаама и других Святых земли Русской были изгнаны из Москвы и России поляки (Палицын об осаде Троицкой лавры).

Проповеди:

Преподобный Варлаамъ хутынскій (Уроки изъ его жизни: а) нужно любить ближнихъ и б) жить такъ, какъ будто мы готовимся умереть каждый день). Прот. Григорій Дьяченко

В 1663 году, в царствование царя Алексея Михайловича, Преподобный Варлаам новым чудесным видением явил, что он не оставляет своим попечением устроенный им монастырь Хутынский. В часовне близ Хутынского монастыря Преподобный явился одному земледельцу Ивану, повелел идти ему в монастырь и сказать, что он, Преподобный, вследствие совершавшихся братией беззаконий ушел из монастыря и живет в часовне, и, если братья не покается, монастырь сгорит, и кони изомрут. Братия не поверила Ивану, а новгородцы по распоряжению градоначальника, князя Ивана Репнина, посадили его в тюрьму. За неверие князь Репнин был наказан телесным расслаблением, и тогда земледелец Иван был послан с грамотой от князя Репнина к царю Алексею Михайловичу, который его наградил и отпустил. Монастырь в том же году сгорел и кони измерли, как было предсказано Преподобным Варлаамом в видении.

(Сказание это записано в 1663 году в Соловецком монастыре, со слов служебника новгородской соборной церкви Льва и сохранилось в рукописи XVII века Императорской публичной библиотеки. Новое Время 1898 года 2 февраля, N 7879).

Не оставляет своей помощью Преподобный родную землю и ныне, не оставит ее и на будущее время, если только мы будем прибегать к нему с теплой молитвой и живой верою в Господа.

Часовня на святой горке, насыпанной преподобным лично своей шапочкой. Многие годы, отпускал грехи людям Варлаам на исповеди и, не надеясь на их дальнейшую праведность, «отрабатывал чужой грех», нося ежедневно землю. Так выросла горка. Крест за часовней.

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.