Память преподобной Марии Египетской

Апрель 13th 2016 -

 Преподобный Зосима и преподобная Мария

“…Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много” (Лк. 7:47)

В пятое воскресенье Великого поста наша Церковь чтит память женщины “улицы”, ведущей настолько нечестивую жизнь, что даже слово “блудница” скорее приукрашивает ее, нежели с точностью определяет границы ее греховности.

Мы славим преподобную Марию в последнее воскресенье Великой Четыредесятницы, чтобы, с одной стороны, обличить нашу церковную “благопристойность”, ведь падшая женщина представляется как образец жизни, и, с другой стороны, дать надежду на покаяние всем людям, являющимся рабами своих страстей, но непрестанно ищущими способы борьбы с ними.

Мы можем сказать, что бурная жизнь преподобной Марии протекала в любви. Как грешная половина ее жизни, так и время ее покаяния обладают единой осью любви: любовь к плоти и многочисленным любовникам в начале жизни и всепоглощающая любовь к Жениху Христу потом. Каждый смело осудит греховную любовь и полное предание себя блудной жизни. И, конечно, восхвалит любовь к Господу славы. Тем не менее, преподобная Мария являет собой единую личность и единую любовь. Что это значит?

Это означает, что тот, кто не следует своему выбору, не может радоваться ни временному, не вечному. Один смелый духовник говорил своим духовным детям: “Радуйтесь даже своим падениям”. Это, действительно, дерзновенные слова, кажущиеся легкомысленными и даже “греховными”. Однако это заявление духовного отца, помимо призыва к духовной ответственности, акцентирует внимание на важном аспекте жизненного пути человека: становится ясно, что мы не должны быть равнодушными. Как говорит Господь Ангелу, епископу Лаодикийской церкви: “Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. Но, как ты тепл, а не горяч не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откр. 3:15-16).

Кто живет равнодушно далеко от Бога, будет жить равнодушно и рядом с Ним. Осмелимся сказать, что тот, кто не радуется даже в своей греховной жизни, не будет рад и жизни во Христе.

Преподобная Мария полноценно проживает любовь на протяжении всей своей жизни. Сначала она совершает смертные грехи. Но потом поклоняется Христу, Своему Создателю, Который мистическим образом открывает ей всю высоту жизни, проводимую в общении с Ним. Мария сознательно решает следовать за Ним, не изменяя своей страсти и готовности жить, не меняя своего характера. Меняется лишь направление и критерии ее жизни. Характер человека в Церкви не меняется, во всяком случае – не должен меняться. Стремление к греху становится стремлением к святости.

Христианин обладает естественной любовью к жизни, проживая повседневность во всей ее полноте и радуясь даже своим падениям. Он учится любить. Ведь любовь – это единственный путь и единственный язык, с помощью которого Бог может понять нас. Любовь – чем больше она, тем лучше – является нашей единственной надеждой на оставление грехов, как это случилось с евангельской блудницей и чтимой в пятое воскресенье Великого поста преподобной Марией, которые “возлюбили много”.

В другую эпоху другая Мария жила очень деятельной жизнью, полной любви. Речь идет о святой Марии Скобцовой (+ 1945). В молодости она была ярой радикалкой и вышла замуж за большевика. Расставшись с ним, она впоследствии снова вышла замуж за бывшего учителя и даже готовила покушение на Троцкого. Но расторгнув и второй свой брак, она постриглась в монахини в Париже с условием, что не будет жить в монастыре. Она снимала комнаты и устраивала там прибежище для неимущих и слабых, в том числе и многих евреев. Для немецких властей оккупации и для Гестапо это было слишком. Мария была арестована и в день Великой субботы 1945 года была казнена в газовой камере в Равенсбрюке, заняв место одной осужденной еврейки. Митрополит Антоний Сурожский впоследствии сказал: “Я чувствовал себя оскорбленным, когда видел ее сидящей в парижских бистро в монашеском облачении, курящей, пьющей пиво и разговаривающей с простыми рабочими”. Но позднее он заметил: “Это была святая наших дней и для наших дней. Женщина из плоти и крови, которой завладела любовь Божья”.

Нектариос Фанос, богослов

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Комментарии закрыты.