google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы

Июнь 17th 2011 -

Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы

Память преподобных совершается: jбретение мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских празднуется 5/18 июня. Память преподобных совершается 12/25 июня.

Вассиан и Иона были современниками преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских, и учениками святого Филиппа (Колычева), Соловецкого игумена, ставшего впоследствие Метрополитом Московским

Святой игумен Филипп особенно старался поддержать в иноках дух трудолюбия и послушания, показывая в себе самом пример всех добродетелей.

Воздвигая в обители каменные храмы, игумен нуждался в разных строительных материалах, которые привозили с приморского берега на монастырских судах.

В 1561 году плыли в монастырь из устья реки Двины пятнадцать судов; но поднялась сильная буря, — и эти суда были разбросаны и потоплены. При этом многие из бывших на них людей утонули, и в числе их преподобные Вассиан и Иона.

Морские волны выбросили тела подвижников на восточной стороне Унской губы. Поселяне, плывя на рыбную ловлю по Унской губе и приблизившись к месту, где лежали тела преподобных, увидели множество воронов, носящихся в воздухе над ними и как бы отгоняемых невидимой силой. Тела были нетленны и невредимы. Рыбаки хотели отвезти их в свое селение и с честью похоронить около приходской церкви. Но когда они, положив тела в ладью, поплыли к своему селению, мгла и мрак окружили их, так что они потеряли дорогу и опять пристали к тому месту, где были найдены тела подвижников. В ночном видении явились им преподобные Вассиан и Иона и сказали: «Положите нас на пустом месте, в бору, под большой сосной, а в свое селение не возите; взяв нас из воды, неужели вы желаете опять положить нас в воду? Когда Богу угодно будет, он и на этом месте устроит храм». Тогда рыбаки припомнили, что, действительно, селение их стоит на сыром месте, и, согласно желанию преподобных, похоронили тела их в бору под сосной, а над могилой поставили деревянный крест.

В 1599 году приплыл в Унскую губу старец Троице-Сергиева монастыря Мамант и был задержан там четыре дня сильным ветром. Когда он спал, явились ему в сонном видении два мужа и на вопрос: «Откуда они и как имена их?» назвались один Вассианом, а другой Ионой, рассказали о своем потоплении, указали место погребения и просили поставить над могилой часовню. 12-го июня старец поставил над мощами преподобных часовню и устроил в ней крест. Затем начался попутный ветер, и он отправился в путь.

Чудеса и явления преподобных прославили место погребения их во всей северной стороне, так что прохожие и мореходцы, приставая к берегу, считали своим долгом помолиться в часовне и оставить там жертву своего усердия — деньги и свечи.

Пришел в селение при Унской губе старец. Жители рассказали ему о преподобных Вассиане и Ионе и советовали поселиться при часовне. Старец последовал их совету и, помолившись Богу, устроил невдалеке от часовни небольшую келью. Вскоре рядом с ним поселились старец Савватий, Дионисий, а с течением времени к ним присоединились иеромонах Ефрем и мирянин Козьма с сыном. Пустынники решили устроить над мощами преподобных храм и стали рубить деревья. Неожиданное обстоятельство значительно помогло им: к берегу принесло ветром две ладьи, плывшие в Соловецкий монастырь. Богомольцы, вышедши на берег и увидев приготовления к постройке, со всем усердием принялись за дело.
На месте часовни была устроена деревянная церковь и приготовлено все необходимое для ее освящения и совершения богослужения. Иеромонах Ефрем отправился в Вологду к архиепископу с просьбой об антиминсе и книгах для нового храма. Получив все необходимое, он уже возвращался в новую обитель, но на дороге был захвачен и убит поляками, опустошавшими Русскую землю в смутное время самозванства. Все церковные вещи были разграблены. Такая же судьба постигла и Козьму с сыном: они собирали на храм в окрестностях Онежского озера и в Каргопольском уезде были убиты литовцами. Другие пустынники покинули свои кельи; остался в пустыне один Савватий.

Церковь стояла неосвященной пять лет. Наконец, к гробам преподобных пришел иеромонах Иаков. Он позаботился об освящении храма в честь Преображения Господня и устроил над местом погребения преподобных Вассиана и Ионы раку. Скоро к нему собрались пустынножители. Новая обитель была названа Пертоминским монастырем преподобных Вассиана и Ионы.

Первый визит Петра в Соловки. Святые Вассиан и Иона Пертоминские уберегли царя Петра от гибели

2 июня 1694 г. царь Петр предпринял поездку в Соловецкий монастырь. Застигнутый бурей во время путешествия из Архангельска в Соловки, царь был вынужден (ряд источников сообщает, что при высадке произошло крушение) высадиться на берег возле обители, в которой он пробыл несколько дней. Обитель носила имя преподобных Ионы и Вассиана Пертоминских, Соловецких чудотворцев. В присутствие царя и его свиты были открыты мощи Вассиана и Ионы. Спутник и сподвижник Петра, архиепископ Холмогорский и Важеский Афанасий освидетельствовал вынутые из могилы мощи. 5 июня 1694 года они были с честью положены в Преображенском соборе обители.

Вот как описывает это событие истрорик Сергей Соловьев: «Потом царь отправился на яхте „Св. Петр“ в Соловки; на дороге поднялась страшная буря, кораблекрушение казалось неминуемо. Петр приобщился уже св. таин из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастию, нашелся искусный кормчий, Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря. Собственными руками Петр сделал крест в полторы сажени вышиною и поставил на том месте, где вышел на берег; на кресте виднелась голландская надпись: „Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694“.» (Сергей Соловьев. История России с древнейших времен. Т.14, Гл.2 «Падение Софии. Деятельность царя Петра до первого Азовского похода»).

Позднее крест был перенесен в Свято-Троицкий кафедральный собор г.Архангельска, а на том месте, где он был поставлен императором, была возведена каменная церковь. Ныне крест находится в экспозиции городского краеведческого музея.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.