Сорок мучеников Севастийских

Март 21st 2013 -

Память 9/ 22 марта

40 мучеников севаетийские: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Агния, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия.

Сорок мучеников Севастийских

Севастийские мученики были воинами-христианами, приговоренными в IV веке к смерти за отказ принести жертву языческим идолам.

В армянском городе Севастии военачальником в то время был Агриколай, человек жестокий и ревностный поборник идолослужения. В его полку находилось сорок воинов, которые составляли особенно почетную дружину, веровавшую во Христа Бога и отличавшуюся мужеством и ревностью в военной службе. Повинуясь царскому указу, Агриколай призвал к себе эту дружину и приказал им принести жертву идолам. Воины отказались, не обольстившись почестями и не боясь угроз.

Заключенные в темницу, они еще более утвердились в вере, так как Сам Господь явился им и обещал помогать.

Проповеди:

Память свв. великомучениковъ сорока, ижевъ Севастіи (Истинный христіанинъ не долженъ бояться смерти). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Проповедь в день празднования 40 Севастийских мучеников Священник Михаил Браверман

Слово в день памяти святых сорока мучеников Севастийских. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

По прошествии 7 дней, в которые святые воины содержались в темнице, в Севастию прибыл царский вельможа Лисий. Явившись вместе с воеводой Агриколаем в судилище, он приказал привести святую четыредесятницу на истязание. С пением псалма «Боже во Имя Твое спаси мя...» они отправились на суд. Здесь они вынесли тяжкие бичевания, но не уступили просьбам, не устрашились мук, не убоялись смерти за Христа, и на конец поставлены были, на холодную ночь в озеро, находящегося близ города. В это время была зима и дул крепкий ветер при сильном морозе. Для обольщения святых ратоборцев, на берегу озера была устроена баня, обещавшая избавление от лютого холода тому, кто пожелает отречься от Христа и поклониться идолам. Ночью, когда холод усилился, и озеро покрылось льдом, один из мучеников не выдержал подвига и побежал в теплую баню, но едва он переступил порог бани, как пал мертвый. В третий час ночи святых мучеников облистал Божественный Свет, который растопил лед и обогрел мучеников. Стража, которой был поручен надзор за святыми мучениками спала, и только один воин бодрствовал, пораженный светом, озарившем святых мучеников и желая рассмотреть источник этого света взглянул вверх и увидал тридцать девять светлых венцов сходящих на святых мучеников. Страж понял, что бежавший в баню был лишен венца мученичества. Разбудив спящих товарищей, он исповедал себя христианином и бросился в озеро, восполняя число, не достававшее до сорока. На другой день мучитель, видя воинов невредимыми от лютой стужи, приказал перебить, им голени, тела сжечь, а кости бросить в реку.

Святые мученики все претерпели и умерли с молитвою на устах. Тела святых после казни были сожжены. Через три дня мученики во сне явились севастийскому епископу Петру и он, по их указанию нашел их кости, сиявшие как звезды в воде, и предал погребению. Прославляя мучеников, Церковь в день их памяти облегчает строгость поста.

Совершилось это близ армянского города Севастии в 320 году.

Сорок мучеников Севастийских

XVIII век. Москва.
На иконе представлено мученичество 40 воинов римской армии, осужденных на смерть за исповедание христианства в Севастии (на территории Армении) около 320 г. Стояла зима. Воинов раздели и поставили в ледяные воды озера. Чтобы сломить их волю, на берегу растопили баню. Изображены 39 стоящих в воде мучеников в набедренных повязках. Слева бревенчатая баня, в которую входит один из воинов, не вынесший мучения. Изображение стража, уверовавшего во Христа при виде подвига мучеников и вставшего на место слабовольного человека, опущено. В небе — благословляющий Христос и пять ангелов с венцами небесной славы. Венцов меньше, чем мучеников. За венцами, которые держат ангелы, видны краешки других венцов — они как бы постепенно выплывают из глубины. Это должно было передавать образ небесного воздаяния верным, которое совершается на глазах зрителя. В древних иконах подобная трактовка движения, длящегося во времени, невозможна, в них всегда изображается 40 венцов, недвижно стоящих в небе над мучениками. Отступление от традиции связано с теми изменениями в понимании образа, которые произошли в русском религиозном искусстве в XVIII в. под влиянием светского искусства. В позах ангелов, в рисунке их развевающихся плащей ощутимы отзвуки искусства петровской эпохи. Лики ангелов, румяные, с сильными бликами и с рефлексами в тенях, напоминают об иконописи середины XVIII в. Но стремление иконописца к анатомической правильности изображения тела склоняет к датировке иконы второй половиной XVIII в. Вероятно, она исполнена в 1770-е — 1780-е годы, когда на стилистике русского церковного искусства стало явственно сказываться влияние Академии художеств. Иконописец мог работать в каком-либо из городов, обладавших значительными традициями иконописания и, вместе с тем, находившихся в активной связи со столицами, Москвой и Петербургом. Икона является качественным образцом русской иконописи Синодального периода, ярким примером адаптации к церковному искусству элементов художественного мышления Нового времени.

Икона Божией Матери именуемая Албазинская («Слово плоть бысть»)

Метки:

Комментарии закрыты.