google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мученик Исидор | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мученик Исидор

Май 26th 2011 -

Мученик Исидор

Память 14 мая/27 мая

Исидор Хиосский — раннехристианский мученик. Исидор был родом из Александрии, проживал на греческом острове Хиос.

Поученіе. Святой мученикъ Исидоръ (Черты истиннаго исповѣдника Христова). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

В 1-й год правления Деция (249-251) по указу императора во всех провинциях Римской империи был проведен рекрутский набор. Исидор, тайный христианин, родом из Александрии, был завербован на флотскую службу. Он стал опционом (младший офицерский чин, помощник центуриона) и ведал раздачей солдатских пайков. Во время пребывания на о-ве Хиос Исидор как христианин был схвачен по доносу центуриона Юлия и приведен к военачальнику Нумерию (Нумериану). Исидор смело исповедал христианскеую веру. Военачальник велел воинам бичевать святого, а затем отрезать ему язык. Однако и без языка Исидор продолжал говорить отчетливо, прославляя Христа, а Нумерий упал на землю и онемел. Когда его подняли, он отдал письменное повеление обезглавить Исидора. Согласно консантинопольской редакции, Исидор был подвергнут перед казнью другим мучениям.

Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Относительно погребения Исидора в источниках имеются разные версии. Согласно Мученичеству Исидора, тело святого, оставленное на съедение зверям, похоронил один из друзей Исидора, тайный христианин Аммоний, принявший впоследствии мученическую кончину в Кизике. Спустя некоторое время из Эфеса пришла Миропия (впосл. мученица; пам. 2 дек.) и положила на почетном месте мощи, умастив их дорогими мазями и обвив плащаницей. Однако в Житии Миропии говорится, что после казни она похитила тело Исидора, пока стражники спали, и погребла его. По свидетельству Григория Турского (573-593/4), мощи Исидора были брошены в колодец, вода из которого после этого исцеляла больных и бесноватых. Иногда над колодцем видели свет, похожий на пламя свечи. Эти сведения повторены в Мартирологе Адона Вьеннского.

Впоследствии рядом с местом погребения Исидора была воздвигнута грандиозная базилика, в которой от мощей святого происходили многочисленные исцеления. В ходе археологических исследований (в 1918 под рук. Г. Сотириу, в 1928 под рук. А. Орландоса; основная часть базилики была раскрыта в 1981—1982) было выявлено 5 фаз строительства базилики, древнейшая относится к V в. Одна из перестроек связана с именем византийского императора Константина IV Погоната (668-685). Сохранились и фрагменты мозаичных полов с геометрическим орнаментом. Рядом находится подземная сводчатая крипта, в которой хранились мощи Исидора и мц. Миропии. О чудесах от гробницы Исидора упоминал Григорий Турский.

В Житии прп. Маркиана, эконома храма Св. Софии в Константинополе († между 471 и 474), говорится, что он отремонтировал ц. во имя Исидора в столице и что в этом храме была помещена часть мощей святого, перенесенная в Константинополь между 457 и 460 гг. Другая церковь во имя Исидора в Константинополе была построена в правление имп. Юстина I (518-527) Исидором, братом патрикия Еввула. При ней находилась богадельня. В VIII в. в Риме во имя Исидора была построена церковь между Тибуртинскими воротами и ц. св. Евсевия.

Русский игумен Даниил в нач. XII в. видел мощи Исидора на Хиосе («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18-19). В 1125 г. венецианцы увезли мощи Исидора c Хиоса и поместили их в соборе св. Марка, устроив капеллу во имя мученика и установив праздник перенесения мощей 16 апреля. Из Венеции часть мощей ИИсидора попала в Сару в Каталонии. Этот святой почитается в Средиземноморье как покровитель моряков.

В 1200 г. Антоний, архиеп. Новгородский, видел в Константинополе в Большом дворце мраморный столб (к к-рому, по сведениям этого автора, Исидор был привязан и брошен в море, но затем вышел из воды невредимым), а также часть мощей Исидора.

Традиционный образ Исидора — молодой человек (средовек) с короткой округлой бородой и с короткими же, слегка вьющимися темными волосами, не закрывающими ушей. Несмотря на то что, согласно Житию, И. был воином, в доспехах он не изображался. Предпочтительным для его образа вплоть до позднего времени являлось патрицианское одеяние, тип к-рого отражает и воинскую принадлежность святого, и его чин мученика (красный цвет): недлинный, доходящий до колен или до середины щиколотки хитон с орнаментированными оплечьем и подолом, плащ, оставляющий обычно открытым одно плечо. В. Д. Фартусов отмечает, что Исидор «замучен был еще новобранцем... так что можно его писать и без воинских одежд, но лучше в простой одежде римского воина». Гречский иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730—1733) в разделе «Святые мученики» сообщает об облике Исидора следующее: «Исидор Хиосский, с бородой едва показавшейся, подобен Артемию (вмч. Артемию Антиохийскому. — Авт.)». В русской иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие Исидора Флору, мч. Иллирийскому, а в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова дважды подчеркнуто его воинское достоинство: «…чином воин, подобием аки Флор, рус, власы с ушей кратки, брада невелика, ризы воинские, верх лазорева, испод зеленая, подпоясан платом, ногавицы красные, в руке крест».

Одно из ранних изображений святого с сохранившейся надписью над нимбом («ICID POC») представлено на откосе левой ниши в алтаре ц. Благовещения (Прототрони) близ Халки на о-ве Наксос, Греция. Оно относится к 1-му слою росписей храма, датируемых VI-VII вв. Можно предположить, что изображение здесь Исидор, не по чину представленного в алтаре, связано с особым почитанием на греч. островах святого, претерпевшего мученическую кончину на о-ве Хиос. Изображение на фреске достаточно условно: строго фронтальная постановка, широко раскрытые глаза, застывший взгляд, мощная линейная обводка черт, моделировку личного цветом заменяет штриховка красно-коричневой охрой на щеках, в области перегородки носа и у внешних уголков глаз, завитки волос в виде кружков. Хорошо сохранившийся лик святого, очевидно, представляет более раннюю иконографическую традицию, лишь частично соответствующую позднему описанию облика Исидора в Ерминии. Он изображен с кудрявыми короткими волосами ярко-каштанового цвета, без бороды, с небольшими усами; облачен в хитон и плащ, застегнутый на левом плече, в левой руке держит крест. В доказательство почитания Исидора на о-ве Наксос можно привести также фреску с фрагментом его изображения в ц. ап. Иоанна Богослова близ Халки (2-я пол. XIII в.) на юж. грани сев. -зап. пристенного пилона.

Позже, очевидно после иконоборчества, сложился иной иконографический тип Исидора с темными взлохмаченными волосами и короткой черной бородой. Так он представлен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Керами на о-ве Наксос (2-я пол. XIII в.). В средневизант. время наибольшее распространение получили образы Исидора с короткой округлой бородой, как, напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317—1318); в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366). В поствизантийской живописи Исидор изображался среди мучеников и воинов: в соборе мон-ря Варлаама в Метеорах (1548) — средовек с темными волнистыми волосами, образующими завитки за ушами; в соборе мон-ря Преображения в Метеорах (1552). Сцена усекновения главы Исидора представлена в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546—1547, мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)).

В Венеции для мощей Исидора в сев. трансепте собора Сан-Марко в сер. XIV в. была устроена капелла. Ее свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в т. ч. с сюжетом перенесения мощей. Еще один цикл сохранился в росписи наоса ц. мч. Исидора в сел. Какодики близ Канданоса на о-ве Крит (1420—1421); он состоит из 4 сцен: Исидор перед правителем; Исидор, раздираемый 2 лошадьми; Исидор в темнице; усекновение главы Исидор Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития вмч. Георгия Победоносца.

В древнерус. искусстве полуфигурное изображение Исидора сохранилось в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Вел. Новгороде (1460) — средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке.

В миниатюрах минологиев образ И. дважды встречается в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов): оплечно в медальоне рядом с др. мучениками — средовек с темными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой; в минейной части рукописи — под 14 мая, в рост, в легком повороте вправо, на И. доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застегнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре. В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещен под 14 мая: в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) — в мучении, усекновение главы; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717—1718), — в рост. Единоличный образ представлен на фреске ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350).

Включение образа Исидора в рус. минеи достаточно устойчиво. Под 14 мая он может быть представлен: единолично, как, напр., на минейной иконе на март нач. XVII в. (ЦАК МДА) и на Минее годовой нач. XIX в. (УКМ); в паре с соименным ему блж. Исидором Ростовским, как, напр., на одной из ранних икон из годового комплекта миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) и на иконе на май из комплекта миней письма И. Ф. Липина (1758, КГОИАЗМ; средовек в красном до колен хитоне и в красном же плаще, на голове шапочка, в правой руке держит крест). Определяющим моментом в идентификации этих соименных святых, особенно при утрате надписи, является состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на Минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен; в кн.: Бенчев. 2007. С. 177 — атрибутирован как Исидор) неясно, кто из Исидоров представлен на иконе, поскольку изображенный облачен в одежды преподобного. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, ГЛМ) Исидор и блж. Исидор показаны в легком повороте друг к другу, Исидор- в воинских доспехах. На минейном офорте на май с раскраской в 5 цветов работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) — такое же парное изображение, что и в святцах, но Исидор- в хитоне и гиматии. На иконе на май XIX в. (частное собрание; Там же. С. 163) дано парное изображение, но в надписи святой в одеждах блаженного ошибочно поименован Максимом (день памяти мч. Максима приходится также на 14 мая).

Комментарии закрыты.