google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мученик Феодор Гаврас (Θεόδωρος o Γαβράς), византийский полководец | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мученик Феодор Гаврас (Θεόδωρος o Γαβράς), византийский полководец

Октябрь 14th 2015 -

Память 2/15 октября (Греч.).
Мученик Феодор Гаврас (Θεόδωρος o Γαβράς), византийский полководец

Благоверный Феодор родился около 1050 года в небольшом поселении Атра (Άτρα, совр. Dörtkonak) в византийской феме Халдия, что на границе с фемой Колония, в аристократической семье, принадлежавшей знаменитому армянскому роду Гаврасов, приходившихся родственниками царствующей династии Комнинов. Родители воспитали его в богобоязненности и благочестии. По житию из Великого Санаксаря, родители св. Феодора правили восточными областями Империи: Халдией и Колонией, а также близлежащими территориями.

Позднее св. Феодор сам стал дукой фемы Халдия, вел успешные войны против турок-сельджуков.
Он защищал бедных и обездоленных. Однажды, когда один из воинов св. Феодора забрал кисть винограда у нищей женщины и съел ее, Благословенный Феодор немедленно приказал отвести этого воина на центральную площадь города и бить его железными палками. Съеденный этим воином виноград, как сказано в Писании, вместо того чтобы быть сладким, стал горьким. Остальные солдаты получили хороший урок, увидев, что бывает с теми, кто обижает слабых.
Когда в 1071 году византийцы были наголову разбиты турками-сельджуками в битве при Манцикерте (в Армении), имперские войска ушли из восточных регионов Анатолии. Местным феодалам пришлось отбиваться от турок собственными силами. Молодой полководец – Феодор Гаврас – собрал в своих наследственных владениях отряд воинов и без помощи из Константинополя освободил от мусульман город Трапезунт, а впоследствии полностью очистил от них фемы Халдия и Колония. Императору Алексию ничего не оставалось делать, как признать Феодора Гавраса правителем этих областей и назначить его дукой города Трапезунта.
Благоверный Феодор Гаврас, будучи родом из знатной и богатой фамилии, по свидетельству летописца-современника «завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом деле, не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками». В многочисленных войнах св. Феодор проявил себя, как храбрый, благочестивый и способный полководец, защищая восточные границы Империи от нашествий турок-сельджуков.
Спустя время, оклеветанный завистниками, св. Феодор уходит со службы. Он делает богатые приношения известным понтийским монастырям Вазелонас, ПанагияСумела, а также жертвует средства на строительство женского монастыря Св. Троицы, позже названного в его честь монастырем св. Феодора Стратилата; св. Феодор ведет также отшельническую жизнь в горах.
В 1098 году, во время очередного нашествия турок-сельджуков, уступая настояниям населения, св. Феодор оставляет аскетическую жизнь и возвращается в ряды византийской армии, одержав ряд побед над захватчиками. Однако, сам воспользоваться плодами побед не успевает: однажды ночью, во время очередного боя у города Байбурта (в Армении), св. Феодор был схвачен воинами эмира Ахмет Мелика Амурали и привезен в город Феодосиополь, что в Западной Армении, где, за отказ отречься от Христа был предан местным турецким правителем мучениям, вот что об этом повествует нам житие св. Феодора из Великого Синаксаря: «Но вместо того, чтобы смягчить свое сердце, Амурали стал еще более жестоким и приказал подвергнуть Святого Феодора самым жестоким пыткам. Сначала Святого положили лицом на снег и начали хлестать плетьми, требуя отказаться от Святой и Истинной Веры. Однако все было напрасно. Святой Феодор остался таким же твердым как «Гора Сион» (Пс. 125; 4). Он продолжал молиться, обращаясь к Небесам: «Спасибо тебе Царь Царей, Сын и Меч Божий спасибо за то, что обратил внимание на меня недостойного. Дай мне силы, Господи, стать достойной жертвой перед Твоим Лицом, также как ты для спасения человеков распялся на Кресте. Сподобь меня войти в Царствие Твое»; в этих мучениях св. Феодор Гаврас и принял венец Царствия Небесного 2 октября 1098 г., во славу и торжество Пресвятой Троицы, аминь!
Тогда Амурали приказал своим людям отрезать у святого язык, затем жестоко выколоть его глаза, затем содрать кожу с его рук, ног, головы. И, наконец, отрезать все члены и бросить его в огонь. По преданию, даже когда палачи вырвали его язык, святой мученик чудесным образом продолжил молиться. И в конце, когда святого Феодора бросили в огонь, он подобно трем отрокам, продолжал славить Господа. И наконец, все увидели, что по человеколюбию Всевышнего, Святой Феодор сидит в колеснице, призывая всех славить Господа. Затем он передал в руки Господа свою душу, завершив свою великую битву. Случилось это 2 октября 1098 года в Феодосиополе.
Череп святого тиран Амурали превратил в чашу, покрыв ее золотом, в знак удивления перед сверхчеловеческой храбростью мученика. Эта священная реликвия совершила много чудес и с ее помощью было вылечено множество людей в Феодосиополе. Позже череп святого был перевезен в Трапезунд, где в это время правил протосеваст Константин Гаврас, племянник великомученика. В честь прибытия реликвии в Трапезунде была устроена большая праздничная церемония, после чего святыня была хранилась в монастыре, построенном Константином во имя святого Феодора Гавраса.
Причисленный к лику святых — воителей за веру, он стал почитаться как святой мученик Феодор Гаврас Трапезундский. Позднее его останки были перевезены в Трапезунд, где в то время правил его племянник Константин Гаврас, и торжественно погребены. Над могилой были воздвигнуты церковь и монастырь; память святого мученика приходится на 2 октября по православному календарю, где его смерть (ошибочно, согласно Васильеву) датируется 1080 г. На фрагменте Синайской рукописи 1067 г., хранящейся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, имеется изображение Феодора Гавраса — миниатюра с надписью «Феодор Гаврас, патрикий, раб Христов», где изображен Иисус Христос, возложивший руку на голову святого воина.
Сын Феодора Григорий, которого держали в Константинополе в качестве заложника, неоднократно пытался бежать к отцу, но безуспешно. В конце концов, он стал дукой Трапезунда и, подобно отцу, боролся, хотя и менее успешно, за полное отделение Трапезунда от империи.

Комментарии закрыты.