google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мученик Феодор Гаврас (Θεόδωρος o Γαβράς), византийский полководец | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мученик Феодор Гаврас (Θεόδωρος o Γαβράς), византийский полководец

Октябрь 14th 2015 -

Мученик Феодор Гаврас (Θεόδωρος o Γαβράς), византийский полководец

Память 2/15 октября (Греч.).

Благоверный Феодор родился около 1050 года в небольшом поселении Атра (Άτρα, совр. Dörtkonak) в византийской феме Халдия1, что на границе с фемой Колония, в аристократической семье, принадлежавшей знаменитому армянскому роду Гаврасов, приходившихся родственниками царствующей династии Комнинов2. Родители воспитали его в богобоязненности и благочестии. По житию из Великого Санаксаря, родители св. Феодора правили восточными областями Империи: Халдией и Колонией, а также близлежащими территориями.

Когда после ужасающего разгрома, понесенного византийцами в 1071 году при Манцикерте, сельджуки наводнили Малую Азию, всю тяжесть их удара приняли отряды акритского ополчения.  Сражаясь за свои родовые земли, они оказывали неприятелям более успешное сопротивление, чем гарнизоны и подразделения регулярной армии.  Около 1075 года Феодор Гаврас, во главе своей дружины выступил из Колонии и очистил от сельджуков фему Халдия, освободив Трапезунд.  За этот подвиг он впоследствии был назначен губернатором (дукой) Халдии и получил от императора Алексея I Комнина высокий титул севаста.

«В царственном городе находился Феодор Гавра. Зная дерзость и энергию этого человека, Алексей решил удалить его из столицы и потому назначил дукой Трапезунда, города, который тот ранее отобрал у турок. Гавра был родом из горных районов Халдии и завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом деле, не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками, а завладев Трапезундом и распоряжаясь им как своей собственностью, он и вовсе стал непобедим», — такую характеристику дает будущему святому Анна Комнина

В «Житии» говорится, что, когда эмир Мелитины Ахмет Мелик вторгся в Севастию, Кесарею, Колонию и Никополис, Гаврас пришел на помощь этим городам и рассеял врагов. Неудивительно, что среди населения Халдии он пользовался столь большим авторитетом и поддержкой, что даже начал как независимый правитель чеканить монету со своим изображением.

Желая обуздать сепаратизм популярного военачальника, император Алексей под благовидным предлогом удерживал в Константинополе его сына Григория, обещая женить его на своей дочери Марии.  Но впоследствии расторг их помолвку.

Сам Феодор был женат дважды. Первый раз на некоей Ирине, возможно из армянского рода Таронитов.  Второй – на знатной аланке, племяннице жены Аланского царя Дургулеля.  Таким образом, он заключил родственные союзы с двумя наиболее влиятельными домами Великой Армении и Северного Кавказа.  Нелишне заметить, что Никифор Алан, бывший примерно в те же годы византийским губернатором Таврики, вполне мог быть родственником второй жены Феодора Гавраса.

Когда в 1071 году византийцы были наголову разбиты турками-сельджуками в битве при Манцикерте (в Армении), имперские войска ушли из восточных регионов Анатолии. Местным феодалам пришлось отбиваться от турок собственными силами. Молодой полководец – Феодор Гаврас – собрал в своих наследственных владениях отряд воинов и без помощи из Константинополя освободил от мусульман город Трапезунт, а впоследствии полностью очистил от них фемы Халдия и Колония. Императору Алексию3 ничего не оставалось делать, как признать Феодора Гавраса правителем этих областей и назначить его дукой4 города Трапезунта5.
Благоверный Феодор Гаврас, будучи родом из знатной и богатой фамилии, по свидетельству летописца-современника «завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом деле, не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками». В многочисленных войнах св. Феодор проявил себя, как храбрый, благочестивый и способный полководец, защищая восточные границы Империи от нашествий турок-сельджуков.

Спустя время, оклеветанный завистниками, св. Феодор уходит со службы. Он делает богатые приношения известным понтийским монастырям Вазелонас, Панагия Сумела, а также жертвует средства на строительство женского монастыря Св. Троицы, позже названного в его честь монастырем св. Феодора Стратилата; св. Феодор ведет также отшельническую жизнь в горах.

Во время правления василевса Мануила Комнина эмир Мелитины Ахмет Мелик, в1098г., который был союзником отступника и тирана Андроника Комнина, родственника императора Мануила, вторгся в Севастию, Кесарею, Колонию и Никополис. Как правитель и стратиг Халдии Святой Феодор выступил на помощь этим городам с присущей ему храбростью и славой. С верой в нашего Спасителя он обрушился на врагов и рассеял множество воинов Мелика. В 1098 году, во время очередного нашествия турок-сельджуков, уступая настояниям населения, св. Феодор оставляет аскетическую жизнь и возвращается в ряды византийской армии, одержав ряд побед над захватчиками.

Однако позже по Божьей Воле он был схвачен одним из военачальников эмира Ахмет Мелика Амурали. Превосходящий всех других агарян по своей безбожной злобе, Амурали решил заставить Святого Феодора отречься от Христа Спасителя и принять веру нечестивую. В этом случае, он обещал Святому богатство и славу. В случае же отказа, он должен был подвернуться разнообразным пыткам и принять смерть.   На Святой Феодор не утратил мужества, наоборот, как воин во славу Христа, он понял, что ему представилась возможность, которой он долго ждал. Вдохновляясь Божьей Благодатью, Святой Феодор отказался выполнить тиранический приказ Амурали и не стал слушать его угроз. Вместо этого он начал громко молится Христу, Сыну Божьему и Истинному Богу: «Твое земное богатство не соблазняет меня. Те не сможешь помешать мне пострадать за Христа. Зачем, ты обещаешь мне славу, которой не можешь дать? Ты пробуешь напугать меня смертью, которой я не боюсь. Мне будет лучше отдать жизнь за Христа, чем отделить себя от него. Если бы вы признали воплощение Христа и его жертву, вы бы никогда не враждовали с христианами. Вместо этого вы могли бы стяжать благочестие, и не были бы брошены в геенну огненную. Верьте в то, что я вам говорю, верьте в Сына Божьего, который пролил свою Кровь на Кресте. Восстаньте из тьмы невежества, чтобы вы могли возродиться через крещение Святым Духом, который простит вас за незнание и бывшие грехи».

Но вместо того, чтобы смягчить свое сердце, Амурали стал еще более жестоким и приказал подвергнуть Святого Феодора самым жестоким пыткам. Сначала Святого положили лицом на снег и начали хлестать плетьми, требуя отказаться от нашей Святой и Истинной Веры. Однако все было напрасно. Святой Феодор остался таким же твердым как «Гора Сион» (Псалтирь 125:4). Он продолжал молиться, обращаясь к Небесам: «Спасибо тебе Царь Царей, Сын и Меч Божий спасибо за то, что обратил внимание на меня недостойного. Дай мне силы, Господи, стать достойной жертвой перед Твоим лицом, также как ты для спасения человеков распялся на Кресте. Сподобь меня войти в Царствие твое».

Когда эти слова услышал тиран, он приказал своим людям отрезать у святого язык, затем жестоко выколоть его глаза, затем содрать кожу с его рук, ног, головы. И, наконец, отрезать все члены и бросить его в огонь. Даже когда палачи вырвали его язык, Святой и Благословенный Феодор чудесным образом продолжил молиться.

Когда у него выкалывали глаза, он воскликну: «Я приношу свои глаза в жертву Святому Божественному Свету, который дал нам возможность видеть».

Когда с него сдирали кожу и отрубали члены, он воскликнул: «Меня срезают как свежий виноград и отдают Богу».

В конце концов, когда Святого Феодора бросили в огонь, он подобно трем отрокам, продолжал славить Господа. И наконец, все увидели, что по человеколюбию Всевышнего, Святой Феодор сидит в колеснице, призывая всех славить Господа. Затем он передал в руки Господа свою душу, завершив свою великую битву.

Череп святого тиран Амурали превратил в чашу, покрыв ее золотом, в знак удивления перед сверхчеловеческой храбростью мученика. Эта священная реликвия совершила много чудес и с ее помощью было вылечено множество людей в Феодосиополе. Позже череп святого был перевезен в Трапезунд, где в это время правил протосеваст Константин Гаврас, племянник великомученика. В честь прибытия реликвии в Трапезунде была устроена большая праздничная церемония, после чего святыня была хранилась в монастыре, построенном Константином во имя святого Феодора Гавраса.

Причисленный к лику святых — воителей за веру, он стал почитаться как святой мученик Феодор Гаврас Трапезундский. Позднее его останки были перевезены в Трапезунд, где в то время правил его племянник Константин Гаврас, и торжественно погребены. Над могилой были воздвигнуты церковь и монастырь; память святого мученика приходится на 2 октября по православному календарю, где его смерть (ошибочно, согласно Васильеву) датируется 1080 г. На фрагменте Синайской рукописи 1067 г., хранящейся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, имеется изображение Феодора Гавраса — миниатюра с надписью «Феодор Гаврас, патрикий, раб Христов», где изображен Иисус Христос, возложивший руку на голову святого воина.

Сын Феодора Григорий, которого держали в Константинополе в качестве заложника, неоднократно пытался бежать к отцу, но безуспешно. В конце концов, он стал дукой Трапезунда и, подобно отцу, боролся, хотя и менее успешно, за полное отделение Трапезунда от империи.

Комментарии закрыты.