google-site-verification: google21d08411ff346180.html Благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский

Февраль 16th 2014 -

Но именно во время  правления Юрия Второго Всеволодовича на Руси случилась страшная беда, с которой Великий князь не смог справиться. Вот, как писал об этом Н. М. Карамзин: «Доселе, в течение двух столетий и более, мы видели древнее отечество наше беспрестанно терзаемое войнами междоусобными и нередко хищными иноплеменниками; но сии времена — столь, кажется, несчастные — были златым веком в сравнении с последующими. Настало время бедствия общего, гораздо ужаснейшего, которое, изнурив Государство, поглотив гражданское благосостояние оного, унизило самое человечество в наших предках, и на несколько веков оставило глубокие, неизгладимые следы, орошенные кровию и слезами многих поколений. Россия в 1224 году услышала о Татарах…».

После того, как хан Темучин провозгласил себя Чингисханом, т.е. великим ханом, он послал татар в южнорусские степи на половцев. Князья Киевский, Черниговский, Волынский и другие, которые  правили в южных русских княжествах, почувствовали нависшую угрозу и, объединившись с половцами, встретили войска татар на р. Калке. 31 мая 1223 г. объединенные войска русских князей и половцев были разбиты. Татары опустошили восточные берега Днепра и ушли, казалось, навсегда.

После битвы на реке Калке Русь впервые услышала о татарах, но не приняла их всерьез. Перед битвой на реке Калке князья обращались к Юрию Всеволодовичу с просьбой о помощи, но он помощь не прислал и даже был рад поражению извечных врагов и соперников. Он считал, что татары не смогут ни при каких обстоятельствах причинить вред Владимирским землям. И оказался не прав.

После смерти хана Темучина татары провозгласили великим ханом его сына Угедея, который стремился продолжить удачные завоевания отца. В 1235 г. Угедей отправил татарские войска во главе с Батыем, своим племянником, покорять Европу. В 1237 г. татары разбили камских булгар и вскоре объявились в границах Владимиро-Суздальских земель. Рязань была взята молниеносно.

Из Рязани Батый в декабре 1237 года пошел вглубь Владимиро-Суздальских земель. За несколько месяцев татарами, вместе с деревнями и слободами, были взяты приступом 14 городов: Москва, Коломна,Суздаль, Тверь, Юрьев, Переяславль,  Дмитров, Торжок, Коломна, Ростов,  Волоколамск.

Владимирское войско во главе со старшим сыном Юрия — Всеволодом не смогло остановить монголов под Коломной (в битве погибли владимирский воевода Еремей Глебович и младший сын Чингисхана Кулькан).

Осада города Владимира началась в 3 февраля в 1238 году и длилась восемь дней. Великий князь Георгий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити. Нападение татар на Владимир было неожиданным. Никто не сумел организовать достойное сопротивление. Занятые собственными междоусобными распрями, русские князья не смогли объединить свои силы. Но скорее всего, что и объединенных сил было бы недостаточно против монгольского нашествия

Северо-восточная Русь лежала в руинах: многочисленные города были разграблены татарами и сожжены, люди убиты или угнаны в плен. Почти вся семья Георгия Всеволодовича погибла в сгоревшем Владимире.

4 марта 1238 года войска Великого князя Георгия Всеволодовича встретили татар на р. Сити. Русские дружины бились отчаянно  и мужественно. Но этого оказалось недостаточно. Русские  были разбиты второстепенными силами монголов, во главе  которых встал Бурундай, следовавшие отдельно от основных сил другим маршрутом.  Георгий Второй Всеволодович погиб в этой битве. Обезглавленное тело великого князя обнаружил на поле боя ростовский епископ Кирилл, который отвёз тело в город Ростов и похоронил его в  храме Богоматери в каменном гробу. Голова князя вскоре была найдена и приставлена к телу. Через 2 года останки князя Юрия были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир в Успенский Собор.

После битвы на реке Сити татары продолжили свое продвижение на север и повернули назад всего в 100 км от города Новгорода. С этого времени на Руси началось ужасное татарское иго: Русь стала обязана платить дань татарам, а князья должны были получать титул Великого князя только из рук татарского хан Князь Георгий Всеволодович был женат на черниговской княжне Агафье (1195—1238),  дочери Киевского князя Всеволода Святославича Черного.

Сыновья:

  • Всеволод (Дмитрий) (1213 -1237), князь Новгородский. Женат на на Марине,  дочери Владимира Рюриковича. Казнён по приказу хана Батыя во время города Владимира монголо-татарами.
  • Владимир (1215—1238) князь Московский, женат на Христине, (происхождение неизвестно, предположительно была из рода Мономашичей).
  • Мстислав (1218—1238), женат на Марии (происхождение ее неизвестно). Погиб также во время взятия города Владимира монголо-татарами.

Дочери:

  • Добрава (Дубрава) (1215—1265)
  • Феодора (1229—1238).

Все они кроме дочери Юрия, Дубравы, погибли при взятии татарами города Владимира.

Почитание Георгия Всеволодовича прослеживается в летописании XIII-XVI вв. В Повести о нашествии Батыя в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.) владимирские князья, погибшие в 1238 г. на Сити, характеризуются как мученики за Христа: Василько «кровью мученичьскою омывся прегрешении своих с братом и отцем Георгием, с великим князем». В Похвале Георгия Всеволодович, читающейся в той же летописи, говорится, что он «потщася Божья заповеди хранити, и Божии страх присно при себе имея в сердци... не щадяше именья своего, раздавая требующим, и церкви зижа, и украшая иконами безъценными и книгами... чтяшет же излиха чернечьскыи чин и поповьскыи, подая им еже на потребу, тем и Бог прошенья его свершаше». В «Русский хронограф» редакции 1512 г. включен рассказ «О убиении великаго князя Юрья», содержащий молитву Георгию Всеволодовичу перед битвой на Сити после получения известия о взятии Владимира. В Никоновской летописи (кон. 20-х гг. XVI в.) молитва Георгию Всеволодовичу заканчивается прошением о причтении «с новыми сими мучениками». К сер. XVI в. Георгий Всеволодович еще не был канонизирован: его имя включено в Помянник рус. князей и княгинь, созданный между 1 окт. 1556 и 30 янв. 1557 г. по указанию царя Иоанна IV Васильевича, в раздел «А сех поминати на понахидах» (Россия и греческий мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 215, 399).

Степенная книга (60-е гг. XVI в.) прославляет Георгия Всеволодовича как мученика: «Великий князь Георгий веньчася кровию, еюже взыде ко Христу, от Негоже и мученический венець прият, егоже желаше». В редакцию Жития блгв. кн. Александра Невского, созданную Ионой (Думиным) в кон. XVI в., включен рассказ о видении, бывшем иноку владимирского Рождественского мон-ря Антонию во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Инок увидел святых Бориса, Глеба и Александра Невского, к-рые будили князей, чьи останки почивают во владимирских храмах, — Андрея Юрьевича Боголюбского, прп. Петра, царевича Ордынского, и Г. В. — и призывали их прийти на помощь Иоанну Грозному против татар (Мансикка В. П. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текстов. СПб., 1913. С. 196-197).

Служба Георгию Всеволодовичу опубликована в Трефологионе (М., 1637), в печатные Святцы (М., 1647) включены тропарь и кондак. Наиболее ранний список службы датируется временем ок. 1630 г. , древнейшая нотированная служба содержится в рукописном Стихираре 50-х гг. XVII в... В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (ок. 1643) о праздновании памяти Георгия Всеволодовичу. говорится: «В 4 день (февр. — А. Г.) празднуют великомученику князю Георгию Всеволодовичу Владимерскому, благовест в лебедь, трезвон средний». Под 4 февр. имя Георгия Всеволодовича включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) , в Синодик московского Успенского собора (ок. 1684), а также в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Утвердившееся с XVII в. празднование памяти Георгию Всеволодовичу. 4 февр. (вместо 4 марта) скорее всего восходит к Степенной книге. В 1889 г., когда отмечалось 700-летие рождения Георгию Всеволодовичу, Нижегородская епархия ходатайствовала перед Святейшим Синодом о перенесении празднования на 4 марта, однако это привело к тому, что обе даты стали отмечаться в Нижегородской епархии как дни памяти Георгию Всеволодовичу. В том же году Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) благословил праздновать память Георгию Всеволодовичу 4 марта в Покровской ц. в с. Боженка Кашинского у. Тверской губ. (по местным преданиям, именно там произошла битва на Сити), ранее в Покровской ц. был освящен придел во имя Георгию Всеволодовичу.

22 янв. 1645 г. в присутствии патриарха Иосифа и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе состоялось обретение нетленных мощей Георгию Всеволодовичу, к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в серебряную позолоченную раку в центре собора у южного столпа, изготовленную на средства патриарха. На крышке раки помещалась икона Георгию Всеволодовичу, изображающая князя в рост под образом Св. Троицы, с мечом в ножнах и с мученическим крестом (ныне в ГТГ). На раке находилась шитая пелена той же иконографии (ныне в ГВСМЗ). Рака XVII в. не сохранилась (переплавлена в окт. 1941). У гробницы Георгию Всеволодовичу в XVII в., очевидно, были отмечены случаи исцелений, поскольку в надписи на раке 1645 г. (известна в публикациях XIX в.) и в описании захоронений Успенского собора 80-х гг. XVII в. Г. В. именуется Владимирским и всея России чудотворцем (Сиренов. Путь к граду Китежу. С. 36, 39). В 1852 г. на средства, пожертвованные от всех сословий Владимира, была изготовлена новая серебряная рака, куда переложили св. мощи князя. В 1888 г. по распоряжению Владимирского архиеп. Феогноста (Лебедева) рака была поставлена между 2 колоннами в середине собора, справа от архиерейского места. При устройстве нового иконостаса в 1768—1774 гг., сопровождавшемся подъемом уровня пола в алтарях и на солее, первоначальный каменный гроб Г. В. оказался засыпанным землей.

По предположению А. В. Сиренова, к перенесению мощей 1645 г. было написано т. н. Владимирское Житие Г. В. (наиболее ранний список — ГВСМЗ. В-5636/109. Л. 40-89, 1695 г.), основанное на тексте, близком к Симеоновской летописи XV в. (та же летопись послужила источником для составления и «надгробных листов» во владимирском Успенском соборе). Особый вариант Жития Георгию Всеволодовичу  («Житие и страдание»), в основу которого лег текст из Степенной книги, был создан ок. сер. XVII в. в Костроме (известен в 1 списке — РГБ. Ф. 218. № 768. Л. 10 об. — 43, 2-я четв. XVIII в.), по-видимому, Сергием (Шелониным), в 1647—1648 гг. являвшимся настоятелем Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. мон-ря. В это Житие включено повествование об основании Георгия Всеволодовича  Юрьевца-Повольского. Костромское Житие Георгия Всеволодовича было, вероятно, использовано при составлении старообрядцами Сказания о граде Китеже (кон. XVII в.), главным героем которого является Георгий Всеволодович, пострадавший «от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви». В отредактированном виде эта редакция Жития вошла в Четьи-Минеи Андрея Денисова. Старообрядческий мон. Иона Керженский включил краткое Житие Георгия Всеволодовича составленное на основе Степенной книги, в «Алфавит русских святых».

В 1774 г. во имя Г. В. был освящен юж. придел владимирского Успенского собора. Вероятно, в это время на столпе над гробницей князя появилась стихотворная надпись, автором к-рой считают имп. Екатерину II Алексеевну (опубл.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 38). В 1795 г. во имя Георгия Всеволодовича был освящен левый придел нижегородского Архангельского собора, в 1863 г. — левый придел Спасо-Преображенского собора Н. Новгорода. В 1889 г. в дар Н. Новгороду из Владимира была передана великокняжеская шапка, по преданию принадлежавшая Георгию Всеволодовичу.

Св. мощи Георгия Всеволодовича после их вскрытия в феврале 1919 г. были изъяты из владимирского Успенского собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (ранее 1958), в настоящее время почивают в Успенском соборе. Имя Георгия Всеволодовича включено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева).

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.