google-site-verification: google21d08411ff346180.html Алипий (Воронов) (1914 — 1975), архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Алипий (Воронов) (1914 — 1975), архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря

Май 26th 2011 -

Алипий (Воронов) (1914 — 1975), архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря.

В миру Иван Михайлович Воронов, родился 28 июля 1914 года в деревне Тарчиха (Торчиха) Лобановской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье бедных крестьян Михаила Ястребова и Александры Вороновой.

В 1926 году – окончил сельскую школу и переехал в Москву, где жили его отец и старший брат.

В 1930 году – окончил в Москве девятилетку, получил аттестат о полном среднем образовании.

В 1930—1932 годах – жил в Тарчихе у матери, работал в колхозе.

В 1932—1936 годах – учился в вечерней студии при МОСХе в бывшей мастерской Сурикова.

В 1932—1935 годах – работал проходчиком на строительстве первой очереди метрополитена.

В 1934 году – переехал в квартиру по адресу: Москва, ул. Малая Марьинская, д. 18, кв. 4.

В январе 1935 года – работал проходчиком на шахте № 12 (площадь Свердлова).

10 июля того же года – вступил в члены сектора изо-самодеятельного искусства при Московском Союзе советских художников.

В 1935—1936 годы – работал по эксплуатации метрополитена: кассир, контролер, помощник дежурного по станции.

С 15 февраля 1936 по 15 мая 1941 года – учился в Изостудии ВЦСПС на отделении живописи и рисунка.

С 15 октября 1936 по 13 ноября 1938 года – проходил срочную службу в рядах Красной армии.

С 13 ноября 1938 по 21 февраля 1942 года – работал на военном заводе № 58 им. Ворошилова: диспетчер транспортного цеха.

С 21 февраля 1942 по 25 сентября 1945 года – Ростокинским РВК города Москвы призван в действующую армию: 601 стрелковая Краснознаменная
(21.02.1942-1.04.1942); 5 гвардейская Краснознаменная МСП
(1.04.1942-1.07.1943); 16 гвардейская Краснознаменная МБ
(1.07.1943-17.07.1945); 7 отдельный гвардейский, Львовский, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского полк
(17.07.1945-25.09.1945).

В 1943 году – работы И.М.Воронова экспонировались в Можайском краеведческом музее: картины «Передача Можайского знамени подшефной части», «Шаликово после оккупантов», фото-художественный альбом «Подарок шефам». Композиция «Вручение Гвардейского знамени» хранилась в клубе НКВД (г.
Москва).

25 сентября 1945 года – демобилизован из Красной армии.

В 1946—1950 годы – работал в Выставочном фонде СССР как художник, работающий по разовым трудовым договорам с госучреждениями г. Москвы.

5 июня 1947 года – вступил в Московское товарищество художников.

12 марта 1950 года – поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру (г. Загорск).

В 1950—1959 годы – находясь в Троице-Сергиевой Лавре, нес послушания по реставрации живописи Троицкого, Успенского соборов, Трапезной и Академической церкви, руководил работой иконописцев, принимал участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья.

С марта 1950 по октябрь 1951 года – нёс послушания маляра и свечника.

28 августа 1950 года – наместником Лавры архимандритом Иоанном (Разумовым) пострижен в монашество с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского.

25 сентября того же года – патриархом Московским и всея Руси Алексием рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – в сан иеромонаха. Назначен ризничим Лавры.

С октября 1951 по октябрь 1953 года – нёс послушания художника-реставратора и ризничего.

15 октября 1952 года – зарегистрирован Уполномоченным Совета по делам религии по Московской области как священнослужитель в числе братии
Лавры.

В апреле 1953 года – к празднику Пасхи возведён в сан игумена.

С 28 октября по 1 декабря 1953 года – нес послушание художника по реставрации Патриаршего подворья в Лукино, восстанавливал теремок св. Филиппа.

15 января 1955 года – назначен членом Художественной комиссии по восстановлению храма Московской духовной академии, работал художником.

11 февраля того же года – игумену Алипию была объявлена благодарность за ценный дар в церковно-археологический кабинет – икону св.Николая (кон. XVI века).

С марта 1955 по январь 1956 года – работал художником по восстановлению церкви Всех Святых в Лавре.

В апреле 1957 года – возглавлял группу по перенесению мощей Митрополита Макария Московского с Котельнического кладбища в Лавру.

28 июля 1959 года – указом Священного Синода назначен наместником Псково-Печерского монастыря.

11 августа того же года – принял хозяйство и имущество Псково-Печерского монастыря от игумена Августина.

3 сентября 1959 года – распоряжением Святейшего Патриарха Алексия освобождён от должности наместника Псково-Печерского монастыря с возвращением в братство Троице-Сергиевой Лавры.

22 сентября того же года – зарегистрирован Уполномоченным Совета по делам религии по Псковской области в качестве наместника настоятеля Псково-Печерского монастыря с правом совершения служб в указанном монастыре.

28 сентября 1959 года – сдал хозяйство и имущество Псково-Печерского монастыря Духовному собору старцев.

6 октября того же года – распоряжением Святейшего Патриарха Алексия утверждён наместником Псково-Печерского монастыря.

В 1959—1975 годы – находясь на посту наместника Псково-Печерского монастыря, много сделал для восстановления в первозданном виде замечательных памятников древнерусской архитектуры, заботился о сохранности древних фресок и икон, о красоте богослужебного чина, добился возвращения в обитель богатейших сокровищ ризницы, много сил приложил к защите монастыря от закрытия.

11 февраля 1960 года – возведён в сан архимандрита.

Между 1960 и 1961 годом – проводил художественную экспертизу реставрационных работ, проводившихся в Казанской церкви города Великие Луки (Псковская область).

В июне 1962 года – опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» некролог: «Иеросхимонах Михаил»

5 октября 1968 года – опубликовал в газете «Советская культура» статью «Где сокровища Печорского монастыря».

В 1970 году – опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статьи по истории Псково-Печерского монастыря: «Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский», «Древние фрески Псково-Печерского монастыря», некролог: «Епископ Иоанникий».

14 марта 1973 года – передал в дар Печорскому краеведческому музею две картины Н. Рериха из своей коллекции.

25 марта того же года – подписал Акт о возвращении в монастырь предметов ризницы, вывезенных из Печор 18 марта 1944 года в Германию.

В 1974 году – передал в дар Русскому музею часть своей коллекции – около 70 картин русских художников. Остальная часть коллекции по его завещанию была передана в Псковский музей-заповедник уже после смерти.

В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: «Где твоя келья?» — он показывал на гроб и говорил: «Вот моя келья». В последние дни его жизни при нем находился  иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь. 12-го марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем». Краски подали, но руки его уже не могли действовать, сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну.

12 марта 1975 года – «рано утром (в 4 часа утра) с тихой улыбкой отошел ко Господу». Тело почившего архимандрита было поставлено в Сретенском храме. 15 марта погребён на монастырском пещерном кладбище за престолом Пещерного храма Воскресения Христова.

В мае того же года – в Русском музее Ленинграда прошла выставка «Русская живопись и графика XVIII-XX веков из собрания И.М.Воронова», выпущен каталог выставки со вступительной статьей Саввы Ямщикова.

В 1999 году – издательством Сретенского монастыря впервые выпущен сборник проповедей архимандрита Алипия.

Поистине мужем силы и разума, цельной, самоотверженной личностью был архимандрит Алипий во всех проявлениях своего христианского служения. Яркой оценкой его характера служат его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление».

Отец Алипий часто проповедовал, особенно о христианской любви, говоря: «Страдавший на Кресте Христос заповедовал нам: „Любите друг друга!“ И потому, чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять эту последнюю заповедь Господню».

Отец Алипий всегда помогал нуждающимся, раздавал милостыню, много просящих получали от него помощь. За это немало пришлось потерпеть отцу
Алипию. Он защищался словами Священного Писания о необходимости оказывать дела милосердия и утверждал, что дела милосердия не могут быть запрещенными, это неотъемлемая часть жизни Святой Православной Церкви. Кто запрещает дела милосердия, тот ущемляет Церковь Христову, не дает ей жить присущей ей жизнью.

Как иконописец и реставратор, он позаботился отреставрировать забронзированный темный иконостас Успенского храма, внутреннюю роспись Михайловского собора, Никольский храм (восстановил тябловый иконостас, отреставрировал икону Святителя, расширил храм за счет башни, укрепил стены, восстановил стильный купол (стильный — от слова «стиль» — совокупность признаков, характерных для искусства определенного времени и направления (в данном случае Псковская школа зодчества XV-XVI вв.).

Была отреставрирована крепостная стена-ограда с боевыми башнями и переходами, восстановлены их покрытия. Шесть икон Божией Матери в Никольской часовне написаны при его участии и руководстве.

Отец Алипий отличался особой решимостью и силой духа. Когда он сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах посланцев, повернулся к ним и сказал: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою». Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!» Пришедшие обратились в бегство.

Известный реставратор Савва Ямщиков рассказывает: "Стоим мы с отцом Алипием на балконе, разговариваем об иконах. Подъезжает машина: «Мы из фининспекции, с проверкой».
Настоятель уточняет:

— А кто вас прислал?

— Как кто? Облисполком.

— Дело в том, что я облисполкому не подчиняюсь. Только митрополиту.

— Хорошо, мы позвоним.

— Нет, звонок к делу не пришьешь. Вы мне бумагу привезите.
Тут недалеко, километров пятьдесят туда, и обратно столько же. Время еще раннее, успеете.

Уехали фининспекторы. Через некоторое время звонит митрополит:

— Алипий, почто не пускаешь?

— Без вашего разрешения не могу.

— Ну так пусти, я тебе приказываю.

— Владыко, телефонный разговор к делу не пришьешь. Вы мне, пожалуйста, телеграммку, телеграммку. Ваш секретарь отобьет, и уже через три минуты она здесь будет. У меня почтарь быстро ходит.

Действительно, через полчаса секретарь приносит телеграмму.
Тут и фининспекция подъезжает, быстро обернулись. Архимандрит Алипий выходит к ним с телеграммой.

— А, приехали. Ну и как?

— Ну как же! Вот у вас и телеграмма.

— Я сейчас своего связного на нашей машине отсылаю к первому секретарю обкома Ивану Степановичу Густову. Вы что же? Облисполком представляете, а документ у вас от того, с кем боретесь, от владыки. Вы ведь атеисты! Как же я вас по такому документу пущу проверять монастырь?
Поезжайте-ка, а я Ивану Степановичу позвоню.

Когда уехали проверяльщики ни с чем, я спросил, собирается ли и впрямь Ивану Степановичу звонить. Пожал плечами. Зачем мол отвлекать.
Больше все равно не приедут...

И так каждый день. Однажды он сказал мне: «Савва, если потом будут писать мою икону житийную, то она должна состоять из 25 клейм. По количеству судебных процессов, которые я выиграл у советской власти. То за одно меня таскают, то за другое. Но я все суды блистательно выиграл» .

Отец Алипий не раз писал критику на неправду о Псково-Печерском монастыре и написал в Журнал Московской Патриархии  статью о преподобном Корнилии, чтобы не искажали историю.

Отец Алипий защищал верующих людей пред сильными мира сего, заботился об устройстве их на работу. Он писал, что вся вина этих людей состоит лишь в том, что они верят в Бога.

Отец Алипий был приветлив и общителен, с любовию принимал посетителей, делился своими талантами, давал мудрые ответы.

Когда его спросили гражданские посетители, как живут монахи, то он обратил их внимание на богослужение, которое совершалось в Успенском храме.
«Слышите?» — спросил он. Посетители ответили: «Слышим». — «Что слышите?» — «Монахи поют». — «Ну вот, если б монахи худо жили, то не запели бы».

Когда верующие разделывали в монастыре клумбочки, власти спросили: «Кто у вас работает и на каком основании?» Отец Алипий ответил: «Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле». И вопросов больше не последовало.

Пастырей церкви, прибывающих в обитель, он наставлял прилежать служению в своем храме. «Вот, Вы, батюшка, от своего храма уехали, и в вашем храме бес будет служить». — «Как так?» – ему возражали. Отец Алипий отвечал по-евангельски: «Бес обретет храмину пустую...»

Во время эпидемии ящура он разъяснял, чтобы служение в храмах не прекращалось, так как коровы в храмы не ходят, и ни одно учреждение не прекращает своей работы по случаю ящура.

Когда не разрешали посещать пещеры, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие люди имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких, особенно погибших в Великую Отечественную войну. Был прислан указ, чтобы панихиды в
пещерах не служили. Благословением отца Алипия панихиды продолжали служить.Вопросившему отца Алипия, получил ли он указ, отец Алипий ответил, что получил.
«Почему же не выполняете?» — последовал вопрос. Отец Алипий ответил, что этот указ написан под давлением по слабости духа, «я слабых духом не
слушаю, я слушаю только сильных духом». И служение панихид в пещерах не было прервано.

Отец Алипий никогда не ездил в отпуск. И даже, как сам он писал, по своей воле не выходил за монастырские ворота, усердно прилежал исполнению монашеских обетов. И обвинителям отвечал, что если из мира течет в обитель на чистый монастырский двор мирская нечисть, то это уж не наша вина.

До самой своей кончины он преподавал благословение на каждое монастырское служение и делание и не оставлял своего послушания.

Награды

Церковные

наперсный крест (25 октября 1951)

наперсный крест с украшениями (8 октября 1953)

патриаршая грамота (21 февраля 1954, за работы в Лукино)

патриаршая грамота (23 марта 1963)

орден Христа Спасителя и крест 2-й степени (11 июля 1963, награждён Антиохийским Патриархом
Феодосием)

орден святого князя Владимира 3-й степени (26 ноября 1963)

право служить Литургию с отверстыми Царскими вратами до запричастного стиха (1966).

орден святого князя Владимира 2-й степени (27 августа 1973)

наперсный крест с украшениями (9 сентября 1973)

Светские

премирован за хорошие показатели в работе в сумме 100 рублей (4 ноября 1940, завод 58).

медаль «За боевые заслуги» (15 октября 1944)

знак «Гвардия» (15 апреля 1945)

орден Красной Звезды (8 июля 1945)

медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (10 июля 1946)

медаль «За взятие Берлина» (8 января 1947)

медаль «За освобождение Праги» (10 февраля 1947)

медаль «В память 850-летия Москвы» (17 сентября 1948)

юбилейная медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне» (1 декабря 1966)

юбилейная медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (28 ноября 1969)

юбилейная медаль «25 лет победы в Великой Отечественной войне» (1970)

памятный знак «Народное ополчение Ленинграда» (30 ноября 1971)

знак «Ветеран 4-й Гвардейской танковой армии» (1972)

источник: http://blog.i.ua/user/3635963

Фильм о  архимандрите Алипии (Воронове)

Алипий-воин

Комментариев к записи: 1 “Алипий (Воронов) (1914 — 1975), архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря”


  1. наталия сказал:

    Слава Богу! Ды, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя. Богатыри... по Духу