События Великой Субботы

Апрель 22nd 2011 -

События Великой Субботы

Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения (1 Кор 15. 3–4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую Пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), которая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31–42). К двери гроба по обычаю того времени привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1–6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на следующий день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62–66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую Субботу провели в покое (Лк 23. 56). На другой день, женщины, следовавшие за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1, Мк 16. 2, Лк 24. 1, Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении.

Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую Субботу покоился телом — подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа. Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18–21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8–11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (Иларион (Алфеев), игумен Христос — Победитель ада: Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

Вкусив смертного тления, т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению, т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресвятой Троицы восприняла человеческую природу — совокупность души и тела — полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти.

Распятие и Воскресение Христовы, а также события Великой Субботы имеют решающее значение для человечества (Евр 2. 14–15), поэтому 3 дня, посвященные воспоминанию этого — Великие Пятница, Суббота и Пасха, — являются центром всего церковного года. Как и другие дни Страстной седмицы, Великая Суббота как литургический день начинается не вечером накануне (обычное начало литургического дня в вост. традиции), а ночью, вместе с астрономическим днем.

Празднование Великой Субботы в ранней Церкви

Пасха, в широком смысле как воспоминание и Распятия, и Воскресения Христовых, в христианской литературе упоминается со II в., но праздновалась она в Церкви, несомненно, с самого начала. Однако дата празднования Пасхи до I Вселенского Собора в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определенному дню недели. Важнейшим отличием Пасхи от других дней церковного года, по-видимому, с самого начала был пост (в смысле полного воздержания от пищи), продолжавшийся несколько часов или даже до 2 дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком христианской радости о Воскресении Христовом (определенную аналогию этому посту можно усмотреть в посте у иудеев в продолжение нескольких часов между принесением ежедневной вечерней жертвы и закланием пасхального агнца вечером под ветхозаветную Пасху). После I Вселенского Собора, когда римская практика празднования Пасхи в воскресенье распространилась повсеместно, празднование Великой субботы как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением; так, согласно 64 прав. Ап. (подтверждено 55-м прав. Трул.) и «Апостольским постановлениям» (VII. 23; ок. 380 г.) Великая Суббота — единственная постная суббота в году.

Одним из предметов разногласий уже в III в. был вопрос о времени окончания предпасхального поста. В 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского (сер. III в.) еп. Василиду приводятся несколько точек зрения на эту проблему: по мнению римских христиан, пост надо разрешать в «петлоглашение», т. е. на заре (эта же практика зафиксирована и в «Дидаскалии апостолов», памятнике 1-й пол. III в., и в зависящих от него «Апостольских постановлениях», ок. 380 г.); по мнению христиан Сев. Африки, — уже с вечера. Сщмч. Дионисий предлагает прекращать пост от полуночи до 4-й «стражи», т. е. до рассвета. Так же считал и свт. Епифаний Кипрский (PG. 42. Col. 228). По сир. памятнику V в. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» пост прекращается в полночь; эта практика стала нормой в православной Церкви (см. 89-е прав. Трул.)

Еще одним важнейшим, хотя и не общим обычаем связанным с Великой Субботой и Пасхой, был обычай совершать по окончании предпасхального поста и перед Евхаристией таинство Крещения новообращенных. Связь Крестной смерти Христа и таинства Крещения (как символического погребения с Ним) отражена в посланиях ап. Павла (Рим 6. 4; Кол 2. 12). Сошествие Христа во ад исповедуется как отдельный догмат в апостольском символе веры, имеющем в своей основе крещальный символ Римской Церкви. С середины IV в. Крещение во время пасхальной ночи становится широко распространенным обычаем. Так, согласно «Апостольским постановлениям» пост Великой Субботы (начинающийся в Великую Пятницу или утром в Великую Субботу продолжается «до пения петухов» в воскресенье; в течение всей ночи совершается бдение, оканчивающееся чтением Священного Писания (ВЗ и НЗ), Крещением оглашенных и Евхаристией (V. 19) (сходное чинопоследование, предписанное к совершению в ночь с субботы на воскресенье (о Пасхе не сказано), описывается и в «Апостольском предании»).

В «Апостольских постановлениях» уже упоминается и ставшее общепринятым на Востоке обозначение дней Страстной седмицы как «великих» (VIII. 33). Параллель христианской Великой Субботы имеется в иудаизме, где субботу перед 14 нисана (иудейской Пасхой, выпадающей в разные годы на разные дни недели, называют «шаббат хагадол» (букв. Суббота великого). Неизвестно, существовала ли эта суббота уже в I–II вв. по Р. Х. (в иудейских источниках она упоминается только со средневековья; впрочем, ср. с Ин 19. 31). Вопрос о том, установлена ли Великая Суббота в Церкви под влиянием иудаизма или, наоборот, иудеи заимствовали «шаббат хагадол» у христиан, однозначно не решается, однако, в любом случае и христианская, и иудейская Великая Суббота связана с центральным событием религиозного года, посвященного воспоминанию явленного Богом спасения. С IV в. Великая Суббота — общепринятое церковное обозначение субботы перед Пасхой, хотя в некоторых ранних текстах (напр., Мученичестве Поликарпа) этот термин еще не был настолько однозначен.

Комментарии закрыты.