google-site-verification: google21d08411ff346180.html Прощенное воскресенье. Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Прощенное воскресенье. Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова

Март 5th 2011 -

Прощенное воскресенье. Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Вот и наступает Великий Пост, дорогие братья и сестры. И сегодняшний день — это непосредственное его преддверие. Каждый из нас с разными чувствами ожидает Великого Поста. Кто-то с радостью и надеждой, предчувствуя, что, может быть, в этот период времени ему удастся, наконец, вырваться из обыденной суеты житейских страстей и подумать о вечном, о Господе. Кто-то с равнодушием и безразличием, как будто предчувствуя, что и этот период его жизни пройдет так же бессмысленно и бесцельно, как проходит и вся предшествующая часть года, не ожидая ничего ни от себя, ни от Бога. А кто-то, может быть, даже с неудовольствием, с раздражением, размышляя над тем, что вот возникнут новые трудности, новые проблемы, связанные с постным столом, с отсутствием немногих, но кажущихся необходимыми в нашей скучной и обыденной жизни, развлечений.

Каждый из нас со своими чувствами пришел к сегодняшнему дню. И всем нам, что бы мы ни испытывали в своей душе, Церковь в сегодняшнем евангельском чтении возвещает смысл наступающего периода нашей жизни, смысл Великого Поста.

И если мы задумаемся над этим евангелием, то мы поймем, что, как бы мы ни ожидали Поста, вернее, как бы мы ни тяготились грядущим Постом, по-настоящему мы не понимаем его смысла. Хотя, может быть, в нашей жизни было множество этих постов, может быть, многие десятки великопостных периодов.

Евангелие начинается со слов, которые на первый взгляд не связаны с тем ощущением Поста, которое у нас присутствует сейчас. Что такое Прощенное Воскресенье? Это конец Масленицы, периода, когда мы, так или иначе, что называется «впрок» хотим наполнить свое естество хотя бы молочными продуктами, когда мы в последний раз хотим чему-то возрадоваться, понимая, что радоваться нам будет неприлично в последующий период.

И вот в момент, когда мы задумаемся над тем: а как же мы будем заговляться сегодня, с кем мы увидимся, о чем поговорим, с кем, может быть, весело проведем время, — в этот последний предвеликопостный вечер именно так, как мы будет прощать сегодня здесь на земле, и Господь будет прощать нас.

Вот эти слова, совершенно, кажется, не вяжущиеся с весельем Масленицы, заставляют нас задуматься уже сейчас, уже в канун Великого Поста, что Великий Пост – это прежде всего колоссальный труд нравственного преображения себя. И не постная пища, и даже не постные продолжительные службы, а что-то большее ожидает от нас Господь: Он ожидает от нас преображения. И преображение это начнется именно с того момента, когда мы, может быть, в этот период времени, как никогда раньше будем задумываться над тем, что мы должны прощать.

Ибо от нашего прощения грехов наших ближних, грехов часто совершенных в отношении нас, будет зависеть и наше прощение у Бога. Это очень важная мысль, руководствуясь которой и должны мы входить в Великий Пост, и в сегодняшний день, день Прощенного Воскресенья. Эта мысль будет еще более подчеркнута в вечернем Богослужении.

Но вот что характерно для многих из нас. Пройдет, возможно, в порыве какого-то энтузиазма, в ощущении новизны впечатлений первая седмица Великого Поста и будем мы ходить такими, как всегда в последующие седмицы Поста: усталые, утомленные, раздраженные и прежде всего обиженные на тех, кто рядом с нами, и кто не постится, на тех, кто рядом с нами, и тем не менее продолжает жить так, как будто нет ни Великого Поста, ни покаяния, ни даже Церкви, как таковой.

Так постепенно дьявол будет отводить наш мысленный взор от наших грехов и переводить его на грехи других людей, которые будут окружать нас. кто-то не постится вообще, кто-то постится весьма облегченно, а кто-то, постясь в полной мере, исполнен гордыни и осуждения нас. Все это будет вызывать у нас свое чувство обиды, досады, раздражения, неприязни. И уж о каком там прощении, даже о терпимом отношении к этим людям может ли идти речь в такой момент?

Однако, Евангелие напоминает нам о том, что именно в этот момент, когда мы добровольно берем на себя бремя Великого Поста, мы должны оставаться духовно чуткими к другим и духовно требовательными к себе, чтобы, неся бремя Поста, иметь силы прощать даже тех, кто этого бремени не несет.

И сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам об этом. Напоминает нам о том, что не должно нам судить тех, кто не постится, ибо этим самым мы обесцениваем свой же пост. Увы, часто бывает так, что мы, православные христиане, тем более, что нас очень мало в современном обществе, и тем более, что даже среди нас далеко не все постятся должным образом, те из нас, кто действительно по-настоящему начинает поститься, тратя, может быть, большие деньги на постную пищу, чем на пищу скоромную, ибо она обходится, как правило, действительно дороже. И если мы ее хотим как-то разнообразить для своей семьи в постное время, испытываем чувство неприятия даже от этой постной пищи, скучаем без привычных развлечений, без привычного времяпрепровождения. Все-таки думая о том, что мы постимся, что мы – христиане, напускаем на себя постный вид, ходим в храм, а часто и по улицам, и на работу с таким великопостным выражением лица, как будто мы Господа Бога напугать хотим своим благочестием, и тем самым искушаем многих.

Но Господь говорит нам через Евангелие о том, что во время поста мы как раз должны быть радостны, как никогда. Те образы, которые нам предлагает сегодняшнее евангелие, образы, понятные для современников Христа: помазанные елеем волосы, знаменующие именно то, что во время поста, неся на себе тяжелый труд очищения грехов, человек должен быть светел и радостен. И радость эта должна исходить от нас, не только для наших ближних, но и для тех, кто, может быть, далеко от нас, кто не понимает нас, кто противостоит нам.

Мы должны с легкостью нести это бремя, никого не осуждая, никого не обличая, не стараясь свой великопостный период сделать обязательным для всех, не стремясь свои великопостные труды распространить на всех, не стремясь возноситься своими великопостными трудами над всеми.

Вот почему заканчивается сегодняшнее евангельское чтение словами о том, что сокровище свое мы должны приобретать не на земле, а на небесах. Казалось бы, какая связь с Великим Постом? А связь самая непосредственная. Человек, который искренне и глубоко исполняет Великий Пост, регулярно ходит на продолжительные службы, строго соблюдает пост в отношении пищи, отказывается от всяких развлечений испытывает великое удовлетворение от того, что он исполнил свой долг, — эти люди должны помимо всего этого испытывать великую радость от того, что кто-то идет тем же путем. Эти люди должны источать из себя великую радость от того, что у них есть возможность идти по пути вот этого добровольного великопостного страдания, заключающегося в самоограничении.

Они нет должны ожидать здесь, на земле награды в ощущении собственной праведности, в признании их праведности теми, кто окружает их. это было бы профанацией Великого Поста. Это было как раз накоплением тех сокровищ земных, которые суетны и преходящи. Не надо копить эти сокровища, не надо приобретать себе нравственный капитал, отказываясь от скоромной пищи и соблюдая все предписания Великого Поста. Нужно помнить о том, что главное наше сокровище на Небесах. А на Небеса мы уйдем уже в ином состоянии. Там уже не будет постов. Но туда мы придем такими, какими нас в том числе этот самый Великий Пост сделает на этой земле.

Великий Пост призван преобразить нас, сделать нас способными в горнем мире жить одной жизнью с Богом. И вот это – самое главное. Великий Пост нас обязывает не к тому, чтобы ожидать признания здесь, на земле, но должен нас всячески подвигать к тому, чтобы Господь в мире ином, в Небесном Царстве, признал нас не праведными, а просто своими, близкими и дорогими Его чадами.

И вот помня об этом, мы с легкость пройдем, может быть, самое главное искушение поста. Искушение, заключающееся в том, что соблюдая пост, исполняя его в полной мере, мы можем преисполниться фарисейской гордыней, ощущением того, что уже здесь мы получили результат от этого поста, ощутив себя праведными.

Нет. Исполняя Великий Пост, неся его бремя, мы должны чувствовать, что самое главное для нашей души еще не совершилось. И совершится только тогда, когда, исполняя и этот, и последующие Великие Посты, не искушая людей, прощая людей, будучи в отношении их добрыми и смиренными, мы придем к Богу. И тогда то малое сокровище, которое здесь, по существу, очень легко может стать нашим искушением – наша праведность, — станет тем великим сокровищем, которое на небесах даст нам самое главное: жизнь с Богом и в Боге. Аминь.

Комментарии закрыты.