google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь на седмицу 6-ю Великого поста (седмица ваий) архимандрита Ианнуария (Ивлиева) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь на седмицу 6-ю Великого поста (седмица ваий) архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Апрель 13th 2011 -

Проповедь на седмицу 6-ю Великого поста (седмица ваий) архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В истории малое повторяется в великом. Бывает и наоборот. Но не воспроизводится точно, а повторяется в общих чертах и на ином уровне. Мы читаем о том, как страшный голод по всей земле гнал сынов Иакова в Египет. Там благодаря мудрости их брата Иосифа, преданного ими, было достаточно хлеба. Мы читаем трогательную историю встречи братьев и их взаимного узнавания. Мы, наконец, читаем о том, как Иаков, другим именем называемый Израиль, со всеми своими чадами и домочадцами, отправился в Египет на встречу со своим любимым сыном Иосифом. Бог благословляет его путь и дает ему обетование, повторяющее и подтверждающее то обетование, которое дал Бог Аврааму и Исааку.

На чужбине, которая на целых четыреста лет станет для потомков Иакова местом обитания, от него произойдет великий народ, который Бог выведет из Египта как народ Божий, Израиль. Именно там, в языческом Египте, стране рабства, родится тот народ, из недр которого суждено будет произойти Спасителю мира.

Читать по теме: Проповедь на Седмицу 6-ю Великого поста протоиерея Александра Сорокина

Нужда заставила Израиль искать убежища в Египте. Но Бог не оставлял его Своим промыслом, сохранил, умножил его и вернул в землю обетованную. Это возвращение было полно опасностей, соблазнов и искушений. Египет был, конечно, страною рабства, но там, при всех унижениях несвободы, народу была гарантирована относительная сытость и безопасность. На родине предков, в Ханаане, куда устремились по повелению Божию израильтяне, таких гарантий не было. Они искали лучшего, но путь к этому лучшему оказался очень тернистым, и единственное, что поддерживало народ Божий в его истории, полной всевозможных испытаний, это вера в Бога и в слово Его обетования. Принимая различные внешние формы, эта вера в Единого Бога, собственно, была верой в смысл существования, в смысл истории и всего творения. Бог, вспоминая эту историю Израиля, через пророка Осию говорит: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта воззвал сына Моего».

История спасения народа Божия повторилась на новом уровне. Как некогда Израиль был гоним нуждою в Египет, так спустя одну тысячу двести пятьдесят лет семейство праведного Иосифа с Девой Марией и Младенцем Иисусом, избегая преследования царя Ирода, покинуло родные пределы и удалилось в Египет. Промысл Божий сохранял их и вывел из Египта, когда прямая опасность миновала. Это дало повод евангелисту снова воскликнуть: «Из Египта воззвал Я сына Моего». Действительно, как некогда в немногочисленном племени зрело семя великого народа Израиля, так теперь в Младенце Иисусе Бог сберегает и взращивает семя неизмеримо более великого народа – Нового Израиля.

Однако было бы неверно думать, что Египет – только случайное географическое место, временное место пребывания Израиля, а затем Иисуса Христа. Священное Писание говорит нам удивительную вещь: «Египтом» тайнозритель Иоанн в своем Откровении называет великий город, в котором Господь наш распят. Но мы знаем, что Господь наш распят в Иерусалиме, следовательно, Иерусалим – тоже Египет? Да, духовно это так и было. Израильтяне некогда пребывали в Египте в рабском состоянии; об Иерусалиме времен Иисуса Христа апостол Павел тоже пишет, что он подобно Египту пребывает с детьми своими в рабстве. Более того, Египтом духовно можно назвать весь мир, пребывающий в рабстве у греха, смерти и закона. Бог Отец снова вывел из Египта сына Своего – Иисус воскрес из мертвых и вознесся к Престолу Отца Своего. И в то же время, не оставляя этого мира, но призывая и выводя из мира рабства в мир свободы своих братьев, каковым уже являются не члены одного народа, но все люди, все потомки Адама, должные по замыслу Божию составить Новый Израиль.

Церковь Христова продолжает до скончания века дело Спасителя на земле – не будем забывать этого, но живет в духовно понимаемом Египте и в то же время находится на трудном пути из него. Да, нас окружает Египет с его идолами, искушениями и соблазнами. Но как некогда Моисею была дана великая пророческая задача – преодолевая все трудности, вывести потомков Иакова из рабства на свободу, образовав из них ветхий Израиль; так и Церкви Христовой вручена великая пророческая миссия – вести потомков Адама из рабства греху к свободе воскресения, образуя Новый Израиль. Но если Иакова и его потомство поддерживало в его вере только слово обетования Божия, то нам, христианам, дана ощутимая гарантия от Бога – мы знаем о Воскресении Христовом, к которому и устремлена наша надежда.

Приблизились к концу дни Великого поста. Он дан нам Церковью для сосредоточения наших духовных сил для чтения и изучения слова Божия, не для того, чтобы мы видели в нем только изложение давней истории, но для того, чтобы мы учились понимать: все, что мы читаем в Священном Писании о древних событиях, написано не только о древних участниках этих событий, но и для нас и о нас. Вот и сегодняшняя история об Израиле в Египте нас учит: в наш мир мы пришли не по своей воле; по-разному складывается судьба каждого из нас в этом мире; у одних легче, у других труднее, у третьих совсем трудно. Но все мы не должны забывать о том, что этот мир есть, как Египет для древнего Израиля, лишь временное пристанище, исход из которого нам открыт нашим Спасителем. Исход этот не может быть легким, иногда он требует большой жертвы и всегда готовности к этой жертве. И к этому нас тоже приучает Церковь Христова, предлагая нам в качестве упражнения Великий пост. Да завершим мы его с Божьей помощью достойно и достойно встретим праздник Светлого Христова Воскресения. Аминь.

Оставьте комментарий!