google-site-verification: google21d08411ff346180.html Великий пост и Пасха Христова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Великий пост и Пасха Христова. Обзор правил и обычаев.

Март 19th 2016 -

Светлая Пасхальная Литургия. В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, которая продолжается около двух часов. Таким образом пасхальнное богослужение кончается после трех часов утра. Во время этой Литургии, молящиеся которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

Разговены. После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное — не постное) при храме или у себя по домам. Как было уже сказано выше, некоторые уходят домой и разговляются после Заутрени. Молящиеся тоже приносят куличи, сырные пасхи и пасхальные крашенные яички, для того чтобы священник освятил их после службы.

Светлая Пасхальная Седмица. Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. Конечно в Светлую Среду и Пятницу поста нет.

Пасхальный период. Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Даже когда поднимают телефонную трубку то не говорят «алло», а говорят «Христос Воскресе!» Весь этот период связан с многими обычаями и традициями о которых можно было бы очень многое что написать и сказать.

Пасхальные обычаи. Как было сказано уже выше, Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки — жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости. Нужно обратить особое внимание на пожилых и одиноких.

Значение Пасхи. Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения и что у Господа Иисуса Христа есть день рождения, это ничего не говорит о том кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы. Западные христиане отошли от православного учения и мировоззрения и любят уменьшать, божество Господа Иисуса Христа и поэтому они меньше празднуют Его Воскресение, а иногда даже и замалчивают.

Как уже было сказано выше, православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него. Например: Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи), Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи), Святая Троица (Сошествие Святаго Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней по Пасхи), Всех Святых (в воскресенье, неделя после Св.Троицы), и Всех Святых в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых).

III — Слово св. Иоанна Златоустого
(по-русски)(читается в конце Заутрени)

Если кто благочестив и Боголюбив,
насладись сим добрым и светлым торжеством!
Если кто раб благоразумный,
с радостию вниди в радость Господа своего!
Если кто потрудился среди поста,
приими и динарий!
Если кто поработал с перваго часа,
получи сегодня должную плату!
Если кто пришел после третьяго часа,
с благодарением торжествуй.
Если кто успел прийти после шестого часа,
не смущайся! Ибо ничего не лишится
Если кто замедлил и до девятого часа,
приступи, не сомневаясь ни в чем!
Если кто даже успел придти только в одиннадцатый час,
не бойся замедления!

Домовладыка любочестив, приемлет последняго, как перваго,
успокоивает и пришедшаго в одиннадцатый час
так же как потрудившагося с перваго часа;
и последняго милует, и первому служит, и тому дает, и этому дарует;
и дела приемлет, и намерение целует;
дело почитает, и доброе расположение хвалит.

Итак все войдите в радость Господа нашего!
первые и вторые получите награду!
Богатые и бедные, друг с другом ликуйте!
Воздержные и ленивые, почтите день!
Постившиеся и непостившиеся возвеселитесь днесь!
Трапеза наполнена, насладитесь все!
Телец упитанный, никто не уходи голодным.
Все насладитесь пиром веры!
Все восприимите от богатства благости!

Никто не жалуйся на бедность, ибо настало общее царство.
Никто не плачь о грехах, ибо из гроба всем возсиаяло прощение.
Никто не страшись смерти, ибо смерть Спасителя освободила нас.

Укротил смерть объятый смертию!
Пленил ад Сошедший в ад;
огорчил того который коснулся Его плоти!
Предузнав сие, Исаия воскликнул:
«ад огорчился, сретив Тебя в преисподних» своих.
Огорчился он, ибо упразднен.
Огорчился, ибо умерщвлен.
Огорчился, ибо сокрушен.
Огорчился, ибо связан.

Взял плоть, а приразился к Богу!
Взял землю, а встретился с небом!
Взял то, что видел, а впал в то, чего не видел!

«Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?»
Воскрес Христос, и пали демоны!
Воскрес Христос, и радуются Ангелы!
Воскрес Христос, и жизнь водворяется!
Воскрес Христос, и мертваго ни одного во гробе!
Ибо Христос, воскресший из мертвых, «начаток умерших бысть»
Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Итак, окончим наш труд знаменитыми словами св. Иоанна Златоуста:

Слава Богу за все  и Христос  Воскресе!  Воистину Воскресе!

Неделя о Страшном Суде. Масляница.

Листовка (1)

IV (1) — Правила Великого Поста для православных христиан.
Общие правила поста: Нельзя мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

По субботам и воскресеньям: Можно постное масло, вино и есть два раза в день.

Исключения:

Начало Великого Поста.
Очень строгий пост, нельзя ничего есть.

Начало Великого Поста.
Строгий пост, можно только хлеб.

Свв. 40 мучеников.
Можно постное масло, вино и есть два раза в день.
(Народный обычай: пекутся булочки в виде птичек «жаворонки»).

Средокрестная среда (середина поста).
Можно вино. (Крестопоклонная неделя).
(Народный обычай: пекутся булочки в виде крестов «кресты»).

Благовещение.
Можно постное масло, вино и есть два раза в день.
(Когда не совпадает со Страстной Седмицей, то можно и рыбу).

В среду читался канон.
В четверг можно постное масло, вино и есть два раза в день.

Воскрешение Лазаря. Вербная Суббота.
Можно икру, постное масло, вино и есть два раза в день.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное Воскресенье.
Можно рыбу, постное масло, вино и есть два раза в день.

Страстная Седмица.
Великие Понедельник, Вторник, Среда.
В понедельник, вторник, и среду нельзя есть приготовленную пищу.

Великий Четверг. Можно постное масло, вино и есть два раза в день.

Великая Пятница. Пост очень строгий. Ничего нельзя есть.

Великая Суббота. Последний день Страстной Седмицы. Строгий пост.
Можно только хлеб, маслины, сушенный инжир, финики и вино.

Примечания:
1. Некоторые маргарины содержат молоко. Такие маргарины не постные.
2. Хлеб иногда содержит «vegetable shortening» то есть жир из растений или постное масло. Такой хлеб не постный.
3. Просто «shortening» может быть «animal shortening» или «vegetable shortening» то есть жир от животных или жир из растений. Из этого следует что shortening жир не постный.

Листовка (2)

продолжение на обратной стороне
IV (2) — ПРАВИЛА ВЕЛИКОГО ПОСТА ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН
по Церковному Уставу за 2005 год

Пост есть одно из самых сильных средств для изменения себя к лучшему. Это время усиленного воздержания от всего плохого и стремления ко всему хорошему. Этот духовный пост и есть самое главное, но он невозможен без телесного поста. В посте мы очищаем свою душу и к нему нужно подходить с радостью.

Во время поста нужно создать для себя такой строй жизни, чтобы он как щит, как невидимый железный панцырь защищал нас от греховного мира. Мы будем продолжать жить в миру, а духом совершать паломничество в монастырь. Это будет способствовать молитве, уединению, размышлению, самонаблюдению, самоисправлению, духовному чтению, воздержанию от греховных дел, слов и мыслей, борьбе с нашими слабостями и греховными привычками и всеобщему духовному росту.

К правилам поста нужно стремиться но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему благоразумно и постепенно. Например частично можно облегчить себе пост. Больные и дети могут поститься более легким постом.

Каким великим источником духовных благ является наш пост и как типично для нашего времени, это величие забыть и не знать.

The same in english

Примечание
(1) В русском литературном языке слово «душевный» значит относящийся к разуму и интеллекту. «Духовный» значит относящийся к Богу и нравственности. В этом труде, мы придерживаемся этих определений.

Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-11 — Великий Пост и Пасха Христова»  АНМ, Храм всех Святых в Земле Российской Просиявших

Подготовил Александр Николаевич Мирошниченко.

Духовный листок Храма всех Святых в Земле Российской просиявших, Burlingame, США.

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.