Христианская философия брака

Октябрь 13th 2016 -

Причина нормативной бессознательности родо­вой жизни у человека лежит в основном различии его от животного мира, в силу которого обычная библейская квалификация творения органических существ «по роду» (Быт. 1, 22, 25) или «по роду и по подобию» (Быт. 1, И) по отношению к челове­ку заменена новой: «по образу Божию и по подо­бию». «По роду» и «по образу Божию» — формулы, взаимно друг друга исключающие.

У животных, как созданных «по роду», индиви­дуальное существование не имеет метафизического значения. Индивидуум в животном мире — это фор­ма, в которой в данное время воплощается род. Благословение плодородия дается в Библии только низшим животным, созданным в пятый день, о бла­гословении высшим животным, созданным в шестой день, умалчивается. Низшие животные являются как бы типом всей животной жизни вообще. Здесь-то особенно ясно тождество индивидуальной животной жизни с жизнью родовой. В простых организмах, у «протистов» размножение совершается делением, индивидуум весь делится на две ли несколько час­тей, из которых каждая при благоприятных услови­ях делится на новые части и т. д. Ничего индиви­дуального тут нет, так как все животное целиком переходит в несколько других. У высших животных отсутствие индивидуальной жизни затемняется толь­ко тем обстоятельством, что в организме является новая часть, назначение которой состоит в охране­нии от внешних влияний способной делиться родо­вой части. В связи с этим выясняется смысл двух важнейших библейских понятий — понятие плоти и понятие тела. Об этих понятиях существует громад­ная литература[77], но, насколько нам они знакомы, представляется, что различие между ними остается сбивчивым, главным образом потому, что обычно упускают из виду основное их различие: родовой характер плоти и индивидуальный — тела.

Ранее мы говорили, что слово «плоть» иногда оз­начает в Библии целое существо. Употребляется оно и в других значениях[78] и иногда promisque (безраз­лично), со словом «тело», но нас в данный момент из этих его значений интересует лишь то значение, когда «плоть» (σάρζ, еврейское «басар») противопо­лагается «телу» (σώμα, еврейское «гуф»).

И вот в таких случаях «плоть» означает общую известному виду животных субстанцию и жизнен­ную силу[79], тогда как «тело» означает индивидуаль­ный организм. Всякий род животных существ име­ет свою особую, но общую и единую для всех представителей данного рода плоть: иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц (1 Кор. 15, 39). Эта плоть, как жизненная сила, проявляется в питании и размножении. Но у выс­ших животных она вместе с тем создает органы, имеющие целью добывание пищи и защиту родовой части или плоти. И чем совершеннее животное, тем более бросается в глаза эта организующая деятель­ность родовой части в ущерб размножению, так что у высших животных органы размножения отступа­ют на второй план перед органами добывания пи­щи и самозащиты, плоть перед телом, вследствие чего и возникает иллюзия индивидуальной жизни животных. Но метафизического значения тело жи­вотных не имеет, и самое его существование мож­но объяснить тем тяготением животного мира к че­ловеку, о котором мы уже говорили. Оно имеет це­лью лишь защитить родовую часть в организме жи­вотных и обеспечить ей возможность дальнейшего существования, и раз этой части нет, раз она уже дала начало новым существам и далее делиться не может, тело животного перестает жить.

И опять этот процесс более наглядно проявляет­ся в низших организмах. Многие низшие организ­мы умирают вместе с окончанием процесса размно­жения. Это значит, что эти органы, которые имели своей целью охранение родовой части животного и созданные ею, перестают жить в тот самый момент, как эта часть вышла из организма животного, так как дальнейшее существование их не имело бы ни опоры, ни цели. И в высших животных смерть все­гда наступает более или менее скоро после прекра­щения производительности.

Иным является отношение тела и плоти в чело­веке. Созданный не «по роду», а «по образу Божию», он должен быть существом индивидуальным. Чем выше и совершеннее животное, тем меньшее значение в его жизни имеет родовая часть и тем большую — индивидуальные органы, но так как и самые высшие животные созданы «по роду», эти органы во всем животном мире имеют служебное значение и индивидуальными не могут быть назва­ны, а потому, строго говоря, животные тела не име­ют, а являются лишь плотью. Обратное отношение плоти и тела в человеке.

И люди имеют общую им плоть. Все они, как род, являются одной плотью. Связь между поколе­ниями устанавливается не телом, а плотью. Дети суть «дети плоти» (Рим. 9, 8; Гал. 4, 23), родите­ли — «родители по плоти» (Евр. 12, 9), и все чело­вечество, связанное такими родственными плот­скими узами, является «одной плотью» (Флм. 1, 16). Плоть — это великое дерево, листьями которого являются люди. Но в человеке она имеет служеб­ное и временное значение. Смысл ее существова­ния заключается лишь в образовании предопределенного Богом числа организмов, и как только эта ее задача выполнена, она должна исчезнуть вмес­те со своими питательными и родовыми функци­ями (1 Кор. 6, 13). Другое дело — индивидуальное тело. В отличие от имеющей лишь служебное зна­чение плоти, тело человека имеет вечную цель — служить выражением образа Божия в человеке и потому орудием господства его над миром. Оно есть вечный храм Святого Духа (1 Кор. 6, 19). Это вечное по своему назначению тело в каждом чело­веке образуется общей всему человечеству плотию, и основное отличие плоти человечества от плоти других существ должно было состоять в том, что это дерево должно бы быть вечно зеленым, долж­но бы быть деревом жизни и давать человеку веч­ное тело. Но дерево жизни растет только на рай­ской, благодатной почве, и как только грех изгнал человека из рая, это дерево не могло уже давать человеку вечное тело. Вечное по своему назначе­нию тело сделалось смертным фактически. Имен­но общая всему человечеству плоть, а не индивидуальное тело само по себе, является носительни­цей первородного греха (Рим. 8, 6, 12 и следую­щее; Гал. 5, 13, 19)[80], почему грешны не отдельные люди, а человечество в целом, но и всякое тело человека является причастным первородному гре­ху[81], как «тело плоти» (Кол. 2, 11), ибо оно творит­ся одной греховной плотью человечества. Слово стало плотию (Ин. 1, 14), и в силу рождения от Девы плотью именно человеческой, но и в то же время вследствие того, что это рождение было не от похоти плоти (Ин. 1, 13), плотью не греховной, а чистой, первозданной, почему и тело Христа не было греховным. Грех человечества Он Сам взял на себя, вследствие чего и тело его должно было ис­пытать последствия греха — смерть, но так как смерть эта не была заслуженной, то Он воскрес в прославленном, вечном теле (1 Кор. 15, 49; Еф. 5, 30), но не плотью (Евр. 5, 7; 2 Кор. 5, 16). Хри­стос умер человеческой плотью, как греховный общечеловек (2 Кор. 5, 14), но Он воскрес (15) как родоначальник нового человечества, которое в Нем (17). С Ним умирают в крещении, являющемся от­казом от греховной плоти[82], верующие в Него, а в причащении делаются причастниками Его «безгреш­ной плоти (Ин. 6, 52 и следующее)[83], которая, как райское дерево жизни, дает им и новое, бессмерт­ное тело (1 Кор. 15, 45-49), являющееся членом тела Христова (1 Кор. 12, 27).

Пока плоть человеческая создает тело человека, делает его «душою живою» (Быт. 2, 7), подобно тому как плоть животных делает их «живою душою» (Быт. 1, 20), пока идут процессы питания, роста и размно­жения, тело человека называется душевным. Но ког­да эти процессы уже закончены, когда упразднены и пища и чрево (1 Кор. 6, 13), тело человека становит­ся духовным. Началом такого упразднения плоти и превращением душевного тела в духовное и была за­поведь о невкушении с древа познания.

Вечный, неделимый дух человека не должен был растворяться с имеющей временное значение и дро­бящейся плотью, и потому заповедь эта имела от­рицательный характер и притом касалась лишь про­цесса питания, направленного к созданию индиви­дуального тела. Тем более не должен был дух быть связан с процессами размножения плоти. Сознание является основной особенностью духа, а основной особенностью сознания является его единство, и потому сознание, дух человека должен быть связан только с индивидуальной частью организма, с те­лом, а не с делящейся плотью. Вот почему тот мо­мент, когда плоть первозданного человека разделя­лась на два жизненных центра, был момент бессознательности. Первозданный человек тогда был толь­ко плотью, а его дух, его сознание были чужды это­му процессу. Это и хочет выразить перевод Семиде­сяти, говоря, что во время создания жены перво­зданный человек был в «экстазе».

Примечание
77. Указание иностранной литературы можно найти в богословских энциклопедиях и словарях под соответству­ющими словами. Из русской литературы более ценным представляется книга профессора Мышцина: «Учение апостола Павла о законе дела и законе веры». Сергиев Посад, 1894. И специальная статья   «Значение слова «плоть» (sarx) в вероучительной системе святого Апостола Павла». «Богословский Вестник», 1912. С. 308—352.
78. См.:   Блаженный Августин. De civ. Dei.  15, 2, 7. Ml. 41, 403-405. Рус. пер. С. 3, 410-411; 4, 13-15.
79. Иногда термин «плоть» заменяется: «плоть и кровь», и тогда «плоть» означает субстанцию, а кровь — жиз­ненную силу.
80. Почему возобновление завета с Богом соединяет­ся с обрезанием плоти — символом ее смерти.
81. И личные грехи все вне тела, кроме блуда (1 Кор. 6, 18), но и блуд является грехом против собственно­го тела именно потому, что он есть грех плоти, плот­ский грех.
82. Символом чего ранее было обрезание.
83. Почему причащение и было установлено до вос­кресения Христа.

Глава 3 / Начало / Глава 5

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.