Христианская философия брака

Октябрь 13th 2016 -

В вопиющее противоречие с библейским текстом становятся они, утверждая, что брак получил нача­ло после греха, тогда как и сам Иисус Христос и Апостол Павел, как мы видели, категорически ука­зывают, что самое создание жены и приведение ее к Адаму и было установлением брака; а это, по не допускающему перетолкования тексту Бытия, про­изошло в раю до греха. Желая доказать, что брак был установлен после грехопадения и по изгнании из рая, они прибегают к приему quaternio termi-norum (умножения определений), усматривая брак только там, где говорится о размножении. Но мы уже видели, что как по научным, так и по библей­ским данным и то и другое суть самостоятельные, не имеющие неразрывной связи факты.

Даже оставляя в стороне брак и говоря лишь о размножении, должно сказать, что из того факта, что Библия упоминает о размножении людей будто бы только после греха, вывод о греховности раз­множения вообще соединен с глубочайшими логи­ческими ошибками.

Делать заключение из того факта, что Библия говорит сначала о грехе, а потом о рождении, о греховности самого рождения — это значит заклю­чать post hoc, ergo propter hoc (после этого, значит вследствие этого). Делать заключение из упомина­ния Библии о греховном рождении к невозможно­сти рождения безгрешного — это значит заключить ab esse ad necesse (букв. от существующего к необ­ходимому, т. е. если что-либо существует, значит, так и должно быть), чего опять-таки не дозволяет ло­гика. Хотя бы Библия и исторический и ежеднев­ный опыт говорили нам о миллиардах случаев греш­ного рождения, все же это лишь неполная индук­ция, дающая право только на более или менее ве­роятное заключение, а вовсе не на несомненное. Достаточно хотя бы одного случая безгрешного че­ловеческого рождения, чтобы все эти доказательства упали как карточный домик. Ибо если было хоть одно безгрешное рождение, то значит, между грехом и рождением нет внутренней связи и, значит, вооб­ще, размножение человечества возможно и без гре­ха. А Библия действительно говорит о таких рожде­ниях, которые произошли вне той черной черты, которую провел грех в истории человечества, — это рождение Евы и рождение Христа, о чем мы далее будем говорить подробнее.

Опираясь на факт, что дети Адама и Евы были зачаты и рождены после греха и изгнания из рая, последователи Григория Нисского стараются умалить значение того факта, что благословение на размно­жение дано было человеку не только до изгнания из рая и грехопадения, но и до творения Евы. Одни фантазируют, что здесь разумеется какое-то другое размножение, но тождественность терминов с теми, которые употреблены в отношении размножения животных и при благословении на размножение Ноя (Быт. 9, 1), опровергает это измышление. Другие ссылаются на предвидение Богом грехопадения людей. Но и это предположение совершенно неприми­римо с библейским текстом. По Библии, благослове­ние на размножение дано в связи с благословением на владычество всей землей (Быт. 1, 28), между тем одним из последствий греха является неподчинение человеку природы (Быт. 3, 17—19). В таком случае грех был бы причиной и подчинения человеку природы и неподчинения. Но, говоря словами Апосто­ла Иакова: Течет ли из одного отверстия источника и сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 11). Одна причи­на не может вызвать противоположные следствия. Размножение не может быть в одно и то же время выражением и величия, и падения человека.

Нельзя ссылаться для доказательства отсутствия рождения и брака в раю на слова Христовы, что «по воскресении не будут жениться и выходить за­муж» (Мф. 22, 30; ср.: Мк. 12, 25; Лк. 20, 35). Кли­мент Александрийский говорит, что «Господь здесь не осуждает брака, а дает лекарство против ожида­ния плотской похоти по воскресении»[15]. А главное, нельзя думать, что жизнь по воскресении будет лишь повторением начала жизни райской. Тогда бу­дут и новые условия жизни человека и самая эта жизнь будет иметь другой характер.

Тогда будет сотворено все новое (Откр. 21, 5), тогда будет новое небо и новая земля (Ис. 65, 17; 2 Пет. 3, 10; Откр. 20, 11; 21, 1). В раю были и солнце и луна, были и день и ночь, а тогда не бу­дет ни солнца, ни луны (Откр. 21, 23) и все же там не будет не только ночи (Откр. 22, 5), но и не бу­дет и самого времени (Откр. 10, 6).

Будет иной и жизнь человека. В раю люди име­ли лишь «душевное тело» (1 Кор. 15, 44—46) и ду­ховное прославленное тело могли получить лишь впоследствии, через соблюдение заповеди[16]. Там в них действовало бессознательное начало жизни — плоть, хотя и безгрешная; в них происходил процесс питания, почему для них и нужна была пища (Быт. 2, 16)[17]. Между тем воскресшие люди будут не дети плоти, а «сыны воскресения» (Лк. 20, 36), в них, как и в воскресшем Христе, не будет плоти и ду­шевного тела, а будет лишь прославленное, духов­ное, а потому и бессмертное и не нуждающеюся в жизненном начале плоти тело (1 Кор. 15, 49—50; Лк. 20, 36). Но если там не будет плоти, то не может быть и ее проявлений — питания и размножения. И действительно, слово Божие учит, что там люди не будут ни алкать, ни жаждать (Откр. 7, 16) и что там не будет не только пищи, но и самого чрева (1 Кор. 6, 13). Но если там не будет плоти и пита­ния, то тем более не может быть там размножения, которое, как и питание, есть проявление плоти и притом зависимое от питания. Да оно и не будет нужно тогда, так как тогда исполнится предопреде­ленное число святых. Но если так, то не нужен бу­дет там и брак, так как некому и незачем будет ос­новывать новые малые церкви тогда, когда они уже сольются в одну Церковь, невесту Агнца и скинию Бога с человеком (Откр. 21, 3), сольются «в одну любовь, широкую как море, что не вместят земные берега»[18]. Однако отсюда вовсе не следует, что так должно было быть и на заре истории человечества, когда оно было представлено лишь одной четой ро­дителей, только что вступившей на путь нравствен­ного совершенства. Думающие иначе забывают слова Апостола Павла: Не духовное прежде, а душевное, по­том духовное (1 Кор. 15, 46).

Эти наши соображения против теории святого Григория следует дополнить доводами, высказанны­ми еще в древней христианской литературе. Здесь помимо этой теории, навеянной пережитками язы­ческой жизни и языческой школы и высказанной сначала лишь в виде робкой гипотезы, мы находим другую теорию, одобренную официальными органа­ми церковного учительства и потому являющуюся действительно церковным учением. Эту теорию за­щищают уже Постановления Апостольские[19] и вид­ные представители христианской мысли, например, Григорий Богослов[20], Климент Александрийский[21], Кесарии Арелатский[22] и другие. И, что особенно важно, некоторые из них, в молодости под влияни­ем языческих школьных традиций защищавшие те­орию Григория Нисского, в более зрелом возрасте, проникнувшись библейским духом, сами же опро­вергают эту теорию и защищают учение о безгреш­ности человеческого рождения по существу. Таковы корифеи западного богословия Августин и восточ­ного — Иоанн Златоуст.

Климент Александрийский указывает, что между рождением и грехом нет зависимости и что если бы люди не согрешили, рождение имело бы место и в раю, так как к этому вела людей их природа. Если рождения в раю фактически не было, то это пото­му, что люди были сотворены, согрешили и изгна­ны из рая в юном возрасте. Вместе с тем он опровергает мнение еретика Кассиана, что брак возник вследствие обмана змея[23]. «Рождение, которым сто­ит мир, свято», — провозглашает он[24]. А брачную жизнь он ставит даже выше жизни одинокой, ибо здесь совершенство любви к Богу, возвышаясь через страдания, выражается лучше, и учит, что девствен­ники не должны презирать брак[25]. Более подробно останавливаются на этом блаженный Августин на Западе и Златоуст на Востоке.

Блаженный Августин, повторявший в молодости ходячее положение, что без греха не было бы и рождения, в более зрелом возрасте решительно оп­ровергает такой взгляд. В своем главном труде, «О граде Божием», он упоминает, что есть люди, кото­рые слова Писания «раститеся и множитеся» не хо­тят понимать в применении к плотскому плодоро­дию, а понимают их в смысле возрастания в добро­детели. По их мнению, плотские дети не могли ро­диться в раю, а были они уже вне рая, как то и случилось на деле[26].

«Но, — пишет блаженный Августин, — мы ни­сколько не сомневаемся, что благословение Божие раститься и множиться и наполнять землю дарова­но браку, который Бог установил до греха челове­ческого, когда творил мужа и жену, которых пол имеет очевидные признаки в плоти. К этому тво­рению Божию приурочено и самое благословение. Ибо после того, как сказало Писание: «Мужа и жену сотвори их», оно тотчас же прибавляет: «И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множите­ся и наполняйте землю, и господствуйте ею» и т. д. Можно, пожалуй, без несообразности толковать все это и в смысле духовном и находить нечто по­добное и в одном человеке, так как в нем-де одно управляет, а другое управляется, но ввиду яснейше­го полового различия тел отвергать, что муж и же­на сотворены так, чтобы, рождая детей, растились и множились и наполняли землю, — великая неле­пость»[27].

Далее Августин приводит слова о браке Иисуса Христа (Мф. 19, 4—6) и Апостола Павла (Еф. 5, 25— 33) и доказывает, что здесь мы находим учение о том, что мужчина и женщина с самого начала со­творены такими, какими мы видим и знаем их в настоящее время, двумя людьми различного пола, и что как Христос, так и Апостол Павел видели в повествовании книги Бытия вовсе не указание на под­чинение плоти разуму, а именно на супружеский союз[28].

Учение, что рождение не могло быть в раю, Ав­густин считает неправильным и по тем выводам, которые из него следуют.

«Утверждающий, что первые люди не совокупля­лись бы и не рождали, если бы не согрешили, что другое утверждает, как не то, что грех человеческий был необходим для размножения святых? — спраши­вает он. — Ведь если бы, не делая греха, они остава­лись одни, так как по приведенному мнению они не могли бы рождать, если бы не согрешили, то для то­го, чтобы было не два праведных человека, а много, был необходим грех. Но подобная мысль нелепа»[29].

Не находит возможным Августин объяснить двуполость человека и благословение размножения предвидением греха Богом. Человек не мог своим грехом расстроить божественный совет, чтобы при­нудить Бога изменить Его определения: потому что Бог предвидением Своим предварил и то и другое; то есть в предвидении Его было и то, что человек, которого Он сотворил добрым, сделается злым, и то, что именно и при этом случае Он Сам сделает доброго относительно человека[30].

Отсюда блаженный Августин выводит, что и без греха исполнилось бы благословение размножения, пока не пополнилось бы число предопределенных святых[31], что это благословение дано прежде, чем согрешили, чтобы показать, что рождение детей от­носится к чести, к славе (ad gloriam) брака, а не к наказанию за грех[32], и что потому, если бы и никто не согрешил, число святых, потребное для состав­ления этого блаженнейшего Града, существовало бы то же самое, какое ныне по благодати Божией со­ставляется из массы грешников, пока сыны века этого рождают и рождаются[33].

Примечания:

15. Творческая эволюция. Глава 3 in fine. С. 240, французский оригинал, ed. 21. Р. 293.
16. Об устроении человека. Глава 16. Mg. 44, 180. Рус. пер., 1861. С. 143. Ср.: глава 20. Mg. 44, 200: «Догад­ки и предложения».
17. Ibid. Глава 17. Mg. 44, 188.
18. Об устроении человека. Глава 17. Mg. 44, 186—191. Ср.: О девстве,  12; Слово огласительное, 28. В браке человек нисколько не отличается от зверей, пишет святой Исидор Пелусиот (письмо 192 схоластику Фе-одору. Mg. 78, 128).
19. О девстве. 15. Mg. 48, 544-545.
20. Толкование на Бытие. Вопрос 38. Рус. пер.  1905. Ч. 1. С. 26.
21. Толкование на Бытие. Глава 4. Mg. 87, 233.
22. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава 24. Mg. 94, 1208. Ср.: Евфимий Зигабен (около 1118 г.). Толкование на псалом 50-й.
23. О таинствах. Глава 38. Mg. 155, 381.
24. A.  Wurt. Р. 241. Ср.: Gass. Symbolik d. Griechish. Kirche. Berlin, 1892.
25. Творения. Казань. Т. 1. С. 431-435.
26. Быть может, некоторое и, во всяком случае, вто­ростепенное значение в таком принижении брака и родовой жизни имел и мотив, о котором говорит Ориген: «Думать, что брачная жизнь ведет к погибели, по­лезно, так как это побуждает стремиться к совершен­ству» (Толкование на Иеремию. 14, 4. Mg. 16. 508— 509), но здесь нужно помнить строгое осуждение Апо­столом «лицемерия тех сожженных в совести своей лжесловесников, которые запрещают вступать в брак» (1 Тим. 4, 2-3).
27. А. Толстой. Послание к Лонгинову.
28. Григорий Нисский. Об устроении человека. 17. Mg. 44, 188.
29. Строматы. 3, 12. Mg. 8, 1198.
30. Блаженный Августин. De civ Dei 14, 10 et 15. Ml. 41, 417 et. 423. Рус. пер. С. 37-38. In Genes ad litt. 6, 23-24, 28. Ml. 34. Рус. пер. 64-65, 67.
31. Хотя можно думать, что в них процесс питания имел другой характер, чем у павшего человека. Это ут­верждает Климент Александрийский по отношению ко Христу, имевшему до воскресения общую с нами, но не греховную плоть (Stromata. 3, 7. Mg. 8, 1161).
32. А. Толстой, в стихотвотворении «Слеза дрожит».
33. 6, 11 и 28. Mg. 1, 937, 984-985. Рус. пер. Казань, 1864. С. 179, 206.

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.