google-site-verification: google21d08411ff346180.html Что не является исповедью | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Что не является исповедью

Январь 31st 2018 -

Исповедь

Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский

Таинство Исповеди сопровождает жизнь каждого верующего, и его целью является помощь на пути ко Христу. Именно это Таинство более всех других вызывает вопросы у прихожан. Что говорить священнику, а чего не следует говорить? Как правильно относиться к исповеди? Какие рекомендации священника нужно обязательно исполнять, а какие остаются на собственное усмотрение исповедующегося? Как быть, если возникла особая привязанность к духовнику? Какие вопросы священник не должен решать за человека? Можно ли менять духовника? Распространенные затруднения и ошибки, связанные с этим Таинством, разбираются митрополитом Лимассольским Афанасием в данной публикации.

Как приходить на исповедь?

Исповедь – это большое искусство. И, естественно, большим искусствоведом является исповедующий духовник. Однако сегодня мы поговоримоб исповедующихся. Есть много способов исповеди. Есть такие ситуации, когда, например, детей силой приводят на исповедь: мать подталкивает ребенка к исповедующему священнику, но, естественно, перед этим она приходит к нему и говорит: «Батюшка, когда мой ребенок придет к вам на исповедь, скажите ему то и то!» И горе тебе, если не скажешь ему то, что она сказала. Тогда она станет твоим самым большим врагом. Я имею горький опыт таких ситуаций. Избегайте таких «благочестивых» матерей... Почему? Потому что выходит вот как: приходит родитель и говорит тебе:

— Послушайте, у моей дочери проблемы! Она влюбись в хулигана, наркомана! Сейчас, когда она придет в исповедальню, то скажите ей, батюшка, что она должна его бросить!

Приходит девушка, и ты понимаешь, что юноша не является ни наркоманом, ни вором, ни лжецом, а просто мать или отец так думают о нем. Спрашиваешь девушку:

— Дочь моя, может быть, он наркоман, вор, обманщик?

— Нет, ради Бога!

— Ну, тогда выйди замуж за него!

Дочь выходит из исповедальни и говорит:

— Батюшка сказал мне, что нет никаких препятствий, чтобы мне выйти замуж за него!

Священник должен быть готов не слушать распоряжений родителей. Вы смеетесь, но мое сердце разрывается от таких ситуаций. Страх переполняет меня, когда матери приводят своих детей с такими намерениями. Это страшное дело.

Я видел мать, которая дергает своего сына в буквальном смысле, подталкивает его на исповедь, он студент... И когда он встал на ноги в духовном смысле, мать пошла на какой-то телеканал и днем и ночью хулила меня за то, что она не увидела в своем сыне той перемены, которую хотела видеть и которая была удобна только ей.

– Ну, мы сказали, чтобы он ходил в церковь, но не чтобы постился и причащался каждое воскресенье! – объясняла она в телестудии.

Зачем тогда она привела его ко мне? Что я должен был сказать ему? Разве это плохо, что он поверил в Бога? Как бы то ни было, я вспомнил о своих муках...

Иногда можно случайно начать разговор с каким-то врачом и между прочим сказать ему, что где-то у тебя болит. Он прощупает больное место и обнаружит заболевание, обнаружит проблему. Совершенно случайно. Духовник не должен игнорировать даже эти случайные события, он должен быть очень внимательным.

Хочу вам рассказать, какой неуместный поступок однажды я совершил, когда я был еще молодым священником. Пришел в монастырь какой-то юноша, его родители сказали, что он строптивый. Я подошел к нему, положил свою руку на его плечо и сказал ему: «Идем потихоньку».

И так мы вошли в исповедальню. Потом оказалось, что это был не парень, а девушка! Только позже я понял, что я сделал, потому что я не спросил ее имя, и она выглядела совсем как парень, с короткими волосами... Тогда я только что вернулся со Святой Горы Афон и принял ее за парня.

Но другие монахи в монастыре знали, что это девушка, смотрели и усмехались... Я сказал себе: «Пресвятая Богородица! Как же я сейчас выйду на улицу». Девушка была 16-17-летней, и лишь через полчаса беседы я это понял. Когда я сказал ей: «Сын мой, будь осторожен со своими одноклассницами...», – она посмотрела на меня и сказала: «Но, батюшка, почему Вы говорите мне, сын мой, а не дочь моя?!»

Невнимательность – это одна из многих ошибок, которые мы совершаем.

Мы должны учитывать, что кто-то может случайно прийти на исповедь. У меня был такой случай: какой-то человек приехал ремонтировать кондиционер в исповедальне. Войдя внутрь, я сказал ему:

— Почини его скорей, а то люди ждут снаружи!

Он начал работать, потом посмотрел на иконы Христа и спросил:

— А что Вы здесь делаете? Исповедуете?

— Исповедую.

— Я никогда в жизни не исповедовался! Могу ли я сейчас поисповедоваться?

— Ну ладно, отремонтируй кондиционер и слезай с лестницы...

Таким образом, это случайное событие стало причиной, по которой этот человек пришел в Церковь со своей семьей.

Нет ничего случайного у Бога. Бог все оценивает и делает полезным. Но сейчас мы говорим не об этих событиях, а о том, что мы делаем, когда хотим поисповедоваться.

Во-первых, следует понять, что исповедь – это Таинство. Что значит Таинство? Это означает, что при этом присутствует Бог. Мы не исповедуемся священнику – человеку, но Богу. Я называю то, что имею в себе, а духовник, как врач, назначит мне правильное лечение. Затем, имея чувство, что я предстану перед Богом, я молюсь, чтобы эта встреча с духовником была обнаружением Божьей воли для меня. Я иду раскрыть то, что я ношу в себе, что меня беспокоит, мою боль, мои микробы, терзания, и молю Господа, чтобы Он просветил духовника сказать мне то, что мне необходимо услышать.

Перед исповедью можно сесть и подумать о том, что сказать на исповеди, или даже это записать. Это не плохо, некоторые говорят: «Извините, могу ли я использовать мои записки?»

Есть люди, в том числе и я, которые перед исповедью записывают – не могут запомнить, что-то забывают... И чтобы не забыть, я записываю пять-шесть пунктов, которые хочу сказать духовнику или спросить у него.

Я прихожу к духовнику и, естественно, осознаю, что иду туда не для того, чтобы просто поговорить. Конечно, с педагогической точки зрения духовник может спросить:

— Как ты? Что делаешь? Что дела в деревне? Как тебя зовут? Кем ты работаешь?

Только чтобы он не обманулся, может спросить: «Сколько тебе лет?» Однажды я ошибся, когда не имел никакого опыта исповеди людей, и спросил одну девушку:

— Кем работаете? Вы замужем? Где Вы живете? Сколько Вам лет?

Она ответила мне:

— Батюшка, я расскажу о своих грехах, но ни в коем случае не скажу, сколько мне лет!

С тех пор я не позволял себе снова задавать на исповеди это вопрос.

Итак, духовник может задать несколько вопросов, особенно когда речь идет о людях, которые впервые приходят на исповедь, которые боятся и чувствуют себя неуютно. Мы тоже такое чувствовали в свое время. И я пережил нечто подобное, когда в первый раз пришел на исповедь. Здесь я впервые поисповедовался, именно в этом месте, где я сейчас исповедую людей. Тогда я учился в начальной школе. Мы приехали на исповедь на велосипедах вместе с моими одноклассниками, имея «благие намерения», по дороге они решили меня напугать, сказали, что священник меня проклянет, отлучит от Церкви, начнет ругать, и я дрожал. Священник был пожилым, истощенным. Мы спросили его, может ли он нас поисповедовать.

— Откуда ты, сын мой? – спросил он меня.

— Из квартала Иоанна Милостивого.

Я исповедовался. Я думал, что должен перечислить все свои грехи, один за другим. Я исписал целую тетрадь. А я был большим обманщиком, много лгал, когда был маленьким. Итак, я начинаю перечислять свои грехи – это, это и это, но ему надоело меня слушать, и он сказал:

— Достаточно, сын мой! Хватит! Сколько еще?!

Однако от его слов мое сердце еще больше сжалось, я совсем не помню, что сказал ему тогда. Вечером священник умер. Но вы не подумайте, не я был причиной его смерти. Он был болен, он был очень хорошим священником и старцем, но он был больным, да и я измучил его со своей исповедью... Как бы то ни было.

Итак, духовник может начать говорить разные вещи, чтобы ты привык к нему, чтобы у тебя исчез страх, чтобы ты понял, что это не страшно, мы не едим людей, что и мы люди. Он может пошутить или спросить тебя:

— Как дела? Как дела на работе? Нашел ли ты работу?

Это он делает, чтобы расположить тебя, а не чтобы потратить твое время или узнать новости из твоей деревни. Это мы называем педагогикой – помочь человеку привыкнуть к обстановке.

Но, мы, кто уже исповедовался много раз, знаем, что надо стараться быть ясными в том, что мы хотим сказать духовнику. Не нужно рассказывать много историй и подробностей. Если необходимо, духовник что-то спросит сам, например:

— А как это произошло?

Если не нужно, то давайте не будем начинать рассказывать разные истории. Мы рассказываем только о нужном событии, и духовник отвечает нам только на то, что мы сказали ему или о чем спрашивали его. Он может и не ответить на все наши вопросы, ведь не сказано, что на все вопросы мы должны получать ответ. Исповедь может пройти без единого слова, произнесенного духовником. Это не имеет значения. Если он почувствует, что необходимо тебе что-то сказать, то он тебе это скажет. Если он тебе ничего не скажет, то ты продолжишь свою борьбу, у вас есть слово Божие, Евангелие. Смыслом исповеди является молитва, очищающая молитва, которая через благодать Святого Духа запечатлевает твое покаяние. Ты не ждешь того, чтобы прийти на исповедь, а того, чтобы покаяться! Покаяние – это вся наша жизнь, каждый день, каждый вечер мы каемся о наших грехах.

Некоторые христиане говорят: «Знаете, я исповедуюсь в своей комнате!»

Да, конечно, и там необходимо это делать, и в своей комнате, каждый день и каждый вечер, когда у тебя есть время. Плакать перед Богом, искать прощения, говорить: «Боже мой, прости меня, я согрешил! Я все испортил! Я напрасно провел мой день! Посмотри на мою боль, я плачу, я одинок...»

Это является покаянием. Покаяние – это не только исповедь. На самом деле исповедь – это печать Церкви в событии твоего покаяния. Духовник расскажет тебе о лечении, которого необходимо придерживаться. Он может ничего тебе не сказать, но это не означает, что исповедь не является полной. Не нужно идти к другому священнику, который много говорит – вопрос не во много- или малословии. Есть люди, которые говорят:

— Вы ничего не говорите мне, поговорите со мной!

— Что тебе сказать? Ты сказал мне, что ты вор. Что я могу сказать тебе? Не воровать? Разве ты этого не знаешь? Ты ждешь, чтобы я развил тебе теорию, что вор не должен быть вором? Так не бывает. Нет необходимости. Подвизайся, продолжи свою духовную борьбу.

Если духовник видит, что необходимо тебя убедить в чем-то, поучить тебя чему-то, катехизирать тебя, то он это сделает. Однако исповедь – это не катехизис, а исповедание своих грехов. Принимаешь лечение от врача-духовника и печать Духа Святого, и все. Остальное не для этого часа.

Для этого есть катехизация – тут мы говорим, учимся. Это не время исповеди. Разумеется, и во время исповеди можно это делать; если это действительно необходимо, духовник будет говорить о разных духовных вопросах. Такая исповедь может длиться несколько часов. Но в церковной практике исповедь происходит так, как мы уже ранее говорили. Ясно описываешь духовнику свой грех, свое недоумение и ждешь, что он скажет, и принимаешь это как выражение воли Божьей. Если у духовника возникнут вопросы, то он спросит тебя, или если ты думаешь, что ты недостаточно описал свои грехи, то можешь дать ему дополнительные разъяснения, но это вполне естественно, что если ты начнешь с ним спор, то он отступит и может сказать тебе:

— Послушай! По этому вопросу сделай так!

— О, я не могу.

— Ладно, тогда сделай по-другому.

— Нет, я не могу и точка.

— Ну сделай вот так и все.

— Я не могу!

В этом случае священник отступает, не станет спорить и настаивать:

— Нет, это будешь делать!

Или:

— Сделай так или никак по-другому.

Разумеется, иногда с педагогической целью он может и так поступить. Приходит какой-то человек и в чем-то не соглашается, например, то, что он совершил, является грехом, и он хочет, чтобы ты оправдал его. Чтобы его вразумить, духовник может отнестись к нему сурово и строго.

Но все это не выходит за педагогические рамки. Это духовное лечение, которое мы получаем, то есть духовник скажет тебе:

— Прочитай эту книгу, прочитай вечером эти молитвы или даже некоторое время не причащайся.

Все это, дети мои, называется эпитимиями, и они не имеют юридического характера. Это не наказание, а лечение. Когда ты приходишь к врачу, он говорит тебе:

— Послушай, у тебя диабет, и поэтому тебе нельзя есть пирожное, мороженое, сахар!

Таким образом он не наказывает тебя, и ты же не говоришь:

— Я был у врача, и он меня наказал.

Он не наказывает тебя, а назначает тебе лечение на определенный период. Так и советы священника – не наказание, а лечение, чтобы помочь тебе подготовиться к великому событию принятия Тела и Крови Христа, причаститься.

Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.