Силоамская башня и новейшие обстоятельства

Февраль 25th 2010 -

И так далее: пожилые в случае смерти ровесника очень возмущаются его неосмотрительностью (не то ел, не так лечился, потому что на самом деле им страшно); смерть молодых ввергает их в гнев: «Ну и молодежь нынче пошла!». Молодые в случае смерти пожилых пожимают плечами: «А что ж после сорока делать? Зачем жить-то?», а если умер ровесник (теперь это встречается все чаще), реакция на его смерть такая же, как у пожилых, — потому что опять-таки страшно.
А как же христиане? А в общем так же, но об этом ниже.

Слова «новейшие обстоятельства», вынесенные в заголовок, относятся к страшной катастрофе — к пожару в Перми — и к еще более страшной по сути реакции на нее. Хочется надеяться, что среди тех граждан, которые посылали негодующие сообщения о том, что этих на вертолетах в Москву отправляют, а простому человеку... (нашли кому позавидовать — заживо сгоревшим!), христиан не было. Но православный рунет буквально лопался от суровейших обличений порока. Послушайте, а те московские студенты, которые пару лет назад так же заживо горели у себя в институте из-за того, что корыстная администрация, сдавая помещения, грубо нарушила правила противопожарной безопасности, — они-то в чем были виноваты? Что учиться захотели? И уж конечно, на каждом шагу упоминалась башня Силоамская: как же иначе, мы люди православные и уж точно считаем, что с нами ничего подобного не произойдет. Самым омерзительным было то, что тут же размещались фотографии из жизни ночного клуба, действительно далекой от добродетельного времяпрепровождения. Но ведь как-то не по-христиански смотреть на такое и другим показывать, а? А если учесть, что те, кто на снимках, может быть, уже покойники или от этого недалеки? И что у них есть родственники и друзья?

Боюсь, что дело доходит уже до того, что если начать произносить слова о человеколюбии и сострадании, тебя сурово одернут, что это-де мол из области общечеловеческих ценностей и к верующим никакого отношения не имеет. А то, что те общечеловеческие ценности, которые действительно ценности, а не болтовня, были сформулированы и утверждены христианством? А то, что Бог наш — Человеколюбец?

Здесь самое время обратиться к продолжению слов Христа о башне Силоамской, приведенных в начале: Если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:5).

Это относится действительно ко всем, но создается впечатление, что те, кто обличал покойников, адресовали эти слова своим читателям, но не себе.

А по какому праву?

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк 2:17; Лк 5:31). Эти слова Христос говорит книжникам и фарисеям в ответ на упреки в том, что Он общается с мытарями и грешниками. Замечательно именно то, что говорил Он это в ответ на фарисейские обличения. Таково уж свойство фарисеев всех времен и народов — они всегда торопятся обличать.

Эти слова Христа припоминают мудрые батюшки, когда кто-то заявляет им, что безгрешен. Батюшки объясняют, что таковой «праведник» не имеет своей доли в спасении Христовом, что он для рода человеческого посторонний. Честно говоря, мало помогает, потому что убежденность в собственной праведности (то есть на самом деле упорствующую нераскаянность) так просто не прошибешь. Но тем, кто стремится к покаянию, помнить это полезно.

Еще раз обратимся к святцам. В них числится святой отрок Артемий Вертольский; многие знают, что ему рекомендуется молиться о пропавших детях. На вопрос же о его житии, о том, почему он, собственно говоря, прославлен, обычно следует ответ: «Его громом убило». Странный был бы повод для канонизации, но к реальным обстоятельствам он имеет лишь косвенное отношение. В действительности же отрок Артемий погиб в грозу от удара молнии, и его односельчане были настолько поражены его предполагаемой страшной греховностью (вот он, все тот же мотив!), что оставили тело без погребения, не говоря уже об отпевании*. А через несколько лет тело нашли нетленным и не тронутым дикими зверями. И тут и произошло то, из-за чего Артемий был канонизирован: люди покаялись в своем жестоковыйном осуждении и похоронили отрока с почестями. Говоря словами Евангелия от Иоанна, на нем явились дела Божии. Замечательное основание для того, чтобы призадуматься и не спешить с осуждением почивших, в том числе — почивших внезапно.
Как-то мы в неправильную сторону повернули, стремясь особо блистать благочестием. Чем-то не тем блещем. В наших православных традициях — мягкость, доброта и неосуждение даже виновных. Об этом свидетельствует многое: и обычай посещения тюрьмы в дни церковных праздников с раздачей милостыни, и практически обязательный выход к дороге, когда гнали этап, и тоже с подаянием (много хлопот было с этим «пережитком» советским конвоирам!), и не в последнюю очередь народное предание о пояске Божией Матери, рассказывающее о следующем.

Как-то Христос спросил апостола Петра, привратника Небесных врат, о некоторых странного (точно уж не святого) вида людях, которые все чаще и чаще стали попадаться в раю. Апостол ответил, что он их не впускал, и предложил поискать место, откуда они проникают. И вот в дальнем укромном уголке Спаситель и Петр увидели Божию Матерь, которая распускала свой голубенький поясок и опускала нитку вниз. А по этой нитке карабкались в рай те, кому там быть вроде бы не полагалось. Петр хотел было вернуть все к установленному порядку, но Господь удержал его: «Оставь, Она лучше знает, что нужно делать».

Конечно, рассказ этот далек от догматики, но в нем отражается именно та духовность (да, это и есть национальная духовная традиция), которую мы со всем тщанием ищем. Так, может, найдем и будем любить Бога и ближнего?

...А главная причина для того, чтобы не высказывать приговора усопшим, наверное, состоит в том, что не следует отводить себе роль общественного обвинителя на Страшном суде. Все мы там будем — и все будем обвиняемыми. И будут там свидетели обвинения — те, о которых мы дурно говорили, и не так уж важно, были ли мы правы или нет.

От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф 12:37).

*Избирательность наших молитв заслуживает сугубого внимания. Считается уважительной причиной для того, чтобы не молиться о ком-то, собственное сомнение в его праведности и даже просто личные антипатии. Но позвольте, за кого же еще молиться, если не за грешников и за врагов? Не нужно забывать, что церковному поминовению подлежат все крещеные, а за некрещеных усопших можно (и нужно!) молиться святому мученику Уару; во многих храмах есть его икона и даже церковь в Москве поставлена в его память.

Автор: Журинская Марина

Источник: Фома — 25.02.2010.

367

Метки: , , , ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.