Православие и католицизм в Украине (Краткая хроника событий) окончание

Октябрь 24th 2010 -

Православие и католицизм в Украине
(Краткая хроника событий) окончание

См. продолжение 2
1997 г. За антиканоническую деятельность лжепатриарх Филарет предается церковной анафеме. Униатский епископ Любомир Гузар публично демонстрирует дружеские чувства к отлученному раскольнику. Говорят, что униаты сразу после отлучения предложили Филарету перейти в унию. Но переход не состоялся, видимо, было решено, что под маской православного «патриарха» он сможет более эффективно бороться с Православием в Украине.
1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси отменил уже подготовленную и объявленную «судьбоносной» встречу с папой Римским потому, что из согласованных к подписанию документов римской стороной были изъяты два пункта: осуждение прозелитизма и признание унии как не оправдавшего способа воссоединения христианских церквей

1999 г. В опубликованном командой Президента Украины в районных газетах предвыборном агитационном документе обосновывается идея приглашения папы Римского в Украину. Аргументация сводится к следующему. Во-первых, папу приглашают не как главу Римского патриархата, а как руководителя государства Ватикан; во-вторых, папа посетил множество стран (почему бы ему не посетить Украину?); в-третьих, в Украине якобы уже шесть миллионов верующих являются римо- и греко-католиками, которые имеют право увидеть своего пастыря; в-четвертых, приезд понтифика примирит православных и католиков; но главное — визиты Римского первосвященника всегда «находятся в фокусе внимания мировых СМИ», и таким образом мир узнает о существовании Украины. О сложных как тысячелетних, так и недавних отношениях Православного Киева и католического Рима не было сказано ни слова.
2000 г., декабрь. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир Митрополит Киевский и всея Украины получает послание Римского папы Иоанна Павла II с поздравлением с днем рождения и сообщением, что во время скорого своего визита в Украину понтифик надеется заключить его в свои братские объятия.
2001 г., 22 января. Удивленный Митрополит от имени Синода УПЦ пишет ответное письмо главе Католической Церкви, в котором благодарит за поздравления, однако выражает сомнения в целесообразности визита до разрешения православно-униатского конфликта в Галиции. Ведь гарантами братского разрешения галицкой ситуации являются и Римский папа, и Московский патриарх, и Киевский митрополит, и руководство УГКЦ. Демонстрировать братскую любовь, когда православные Галиции унижены, изгнаны из храмов, молятся на кладбищах, а униаты ведут непрекращающуюся борьбу с Православной Церковью — значит вводить общественное мнение в заблуждение. Блаженнейший Владимир предложил перенести визит на более поздние сроки. Письмо попало в прессу и вызвало бурю негодования.
2001г., 26 марта. Римский папа присылает ответное письмо Блаженнейшему Владимиру, в нем упоминает о неоднократных просьбах и властей, и католиков нанести визит, который перенести он уже не может. И опять настаивает на встрече, во время которой можно решить православно-католические проблемы. Понтифику можно было бы поверить, если бы католическая сторона хоть палец о палец ударила бы, чтобы предложить решение галицких проблем. Но католики прекрасно знали, что власть заинтересована в визите не меньше их, что она будет идти бульдозером и асфальтоукладчиком впереди «папа-мобиля», поэтому не напрягались. Блаженнейший Митрополит подтвердил свой отказ от встречи и участия в визитных акциях, чем вызвал новый огонь на себя.
В Украине началась невиданная по подлости кампания по шельмованию Православия. В едином порыве слились и государственные, и оппозиционные, и униатские, и раскольничьи СМИ, клеймящие УПЦ как антигосударственную, антиукраинскую структуру. Дошло до того, что тысячелетняя Церковь Украины была объявлена «московской греко-константинопольской ересью». Католики показали себя поистине мощной политической структурой, которой не чужды сугубо политические пиаровские методы работы по промывке мозгов. Так они повезли две сотни журналистов из ведущих электронных и печатных СМИ в бесплатную поездку в Рим (к ним присоседился даже нардеп-погромщик православных общин Василий Червоний), после чего «свободная и неподкупная» пресса Украины устроила тотальную «мочиловку» Православию.
Власть развернула не менее бурную деятельность по обустройству визита и привлечению к участию в католических мессах граждан, не жалея для этих благих целей бюджетных миллионов. Было даже объявлено о выпуске специальной почтовой марки, на которой понтифик изображен на фоне римского собора св. Петра и Софии Киевской.
В свою очередь униаты подготовили к визиту папы проект Закона Украины «О реабилитации Украинской Греко-Католической Церкви» Он предусматривал «ликвидацию последствий беззаконий, допущенных по религиозным мотивам по отношению к УГКЦ и ее верных в продолжении 404 лет в Украине, восстанавливаются ее моральные и имущественные права, начиная с 1596 года, а в Галиции — с 1946 года». Государство Украина должно выступить с ходатайством перед Российской Федерацией и Русской Православной Церковью о компенсации униатской церкви «за причиненный моральный и материальный ущерб». Таким образом, за пролитое униатами «море слез и крови» украинцев они еще потребовали компенсации, причем от Украины, РФ и РПЦ.
На основании вышеизложенного УГКЦ требовала своего восстанавления в правах, возвращения всего имущества, храмов, монастырей, «захваченных другими конфессиями», начиная с 1596 года (статья 2 проекта Закона). Отдельной (4-ой) статьей предусматривалось «возвратить культовые комплексы: Софию Киевскую, Киево-Печерскую Лавру, Почаевскую Лавру, Мукачевский монастырь с монастырским храмом, как национальные святыни, построенные или принадлежавшие УГКЦ». Словом, все, что в борьбе с православными захватывали или разоряли униаты, теперь должно было быть им же возвращено.
Тем временем, кроме епархий УПЦ, с требованием переноса визита папы выступили православные братства, начавшие пикетирования госучреждений. С резким заявлением, расценившим визит как «политическую провокацию», выступили левые партии.
23-27 июня 2001 г. Визит в Украину папы Римского Иоанна Павла II. Понтифик посетил Львов и Киев, провел четыре богослужения. Визит именовался государственным, но никаких межгосударственных соглашений подписано не было. Ничего «смиреннопаломнического» в визите не наблюдалось. «Паломничество» христианина обставлялось грандиозной пропагандой, униатские зазывалы на папские литургии уверяли, что даже один взгляд на живого папу способен исцелить и даровать семейное благополучие.
Все, что отрицали организаторы визита — его политический, миссионерский и прозелитический характер, — подтвердилось. Тем не менее в Киеве не произошло триумфальной встречи понтифика простыми киевлянами: улицы столицы были полупусты, на летном поле людей собралось в несколько раз меньше объявленного, причем охранников было едва ли не больше молящихся. Католики обвинили власти в том, что они переусердствовали с мерами предосторожности. И это правда. СМИ настолько запугали всех «православной угрозой» визиту, что управделами УПЦ епископу Переяслав-Хмельницкому Митрофану пришлось провести накануне визита несколько пресс-конференций и заверить всех, что православные никаких протестных акций, которые бы осложнили пребывание понтифика в Украине, проводить не собираются.
Папу везли неведомыми маршрутами, никто даже не знал, какими улицами он будет проезжать. Не обошлось и без провокаций: в нарушение программы пребывания католики решили завезти его в Софию Киевскую. Однако к провокациям были готовы, и православные братства на всякий случай выставили пикеты у Лавры и Софии. Боясь инцидентов, милиция отговорила визитеров от этого посещения. В своей речи в Борисполе папа назвал Украину «межою» между великими Традициями — Православием и Католицизмом.
Во Львове прием папы был куда более масштабным, сердечным и искренним. Собралось несколько сот тысяч католиков и униатов.
2001 г., июль. Официальный орган Ватикана газета «Оссерваторе Романо» посвятила целый свой выпуск папскому визиту в Украину, назвав его восторженно и без всяких обиняков: «Реванш истории». С этим трудно не согласиться. Тысячу лет католицизм массовыми репрессиями и разором, даже когда страна была провинцией католической Польши, не мог нагнуть ее к Риму. И вот наконец-то осуществил это. Сбросили свои маски и называющие себя «православными» схизматические группировки — филаретовцы и автокефалисты. Они являлись штатными пропагандистами визита, который неимоверно усилил позиции католицизма в Украине и дал возможность наращивать католическую прозелитическую экспансию.
27 июля 2001 г. Несмотря на еще не остывшие призывы папы к диалогу любви с православными братьями, Львовский горсовет в надцатый раз отказывает православным в выделении земли под строительство храма.
12 октября 2001 г. Власти Червонограда цинично предлагают изгнанным из своего храма православным землю под строительство новой церкви в обмен на предоставление в Москве земли под строительство униатского или раскольничьего храма.
1 января 2002 г. Госкомрелигий Украины публикует «Сравнительные данные о количестве религиозных организаций отдельных церквей, действующих в Украине». Второй по численности приходов названа УГКЦ — 3289 приходов. При проверке этой статистики выясняется, что 95 % этих приходов сконцентрированы в Галичине и Закарпатье, и только 5 % на всей остальной территории Украины. Причем в 15-ти из 24-х областей их количество находится в пределах одного десятка (та же картина в Киеве и Севастополе), а в оставшихся 9-ти — в пределах 20 приходов. Заметим также, что в вышеназванном регионе проживает около 5 млн. человек, из которых лишь половина является униатами, следовательно, от общего числа населения Украины греко-католики составляют лишь 5 %, в то время как от общего числа религиозных общин (включая протестантов) они составляют 14 %. Небольшое количество священнослужителей УГКЦ (1944) по сравнению с количеством приходов говорит не столько о нехватке кадров, сколько об отсутствии мест в западном регионе для полноценного служения. Большое количество монастырей и их насельников (соответственно 86 и 1123), а также учащихся учебных заведений (1166) при отсутствии мест для служения в регионе традиционного поселения свидетельствует о неизбежности миграции униатского духовенства на Восток ( в т.ч. и за пределы Украины).
По тем же «Сравнительным данным», РКЦ в Украине имеет 818 приходов, на которых служат 450 священнослужителей, из которых 285 — иностранцы (этот показатель у РКЦ в несколько раз выше, чем у других конфессий). Католики зарегистрировали в Украине 66 монастырей (436 монашествующих), 31 миссию и 13 периодических изданий.
3-4 января 2002 г. Во Львове состоялось очередное заседание синода «Киево-Галицкой Митрополии УГКЦ», на котором принято решение перенести митрополичью кафедру униатов из Львова в Киев, где на левом берегу Днепра будет построен большой «патриарший» собор, под который уже выделен уча­сток в 6 га. Ком­мен­ти­руя со­бы­тие, гла­ва УГКЦ кар­ди­нал Лю­бо­мир Гу­зар ска­зал, что его цер­ковь об­ре­ла воз­мож­ность, «о ко­то­рой еще со­всем не­дав­но ни­кто не от­ва­жи­вал­ся да­же меч­тать…» Си­нод при­нял так­же ре­ше­ние о соз­да­нии До­нец­ко-Харь­ков­ско­го эк­зар­ха­та — пу­тем вы­де­ле­ния его из со­ста­ва Кие­во-Вы­шго­род­ско­го — и о хи­ро­то­нии еще трех уни­ат­ских епи­ско­пов. 11 ян­ва­ря эти ре­ше­ния ут­вер­дил па­па Рим­ский. А в при­ня­том уни­ат­ским си­но­дом «Пас­тыр­ском по­сла­нии… по по­во­ду вы­бо­ров» вер­ные УГКЦ при­зы­ва­лись к ак­тив­но­му уча­стию в мар­тов­ских пар­ла­мент­ских вы­бо­рах, при­чем обя­зан­ность уча­стия в вы­бо­рах бо­го­слов­ски вы­во­ди­лась из 4-й За­по­ве­ди («Пом­ни день Суб­бот­ний»).
Март 2002 г. По дан­ным Ки­ев­ско­го пра­во­слав­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва, униа­ты ак­тив­но вне­дря­ют в школь­ное обу­че­ние курс хри­сти­ан­ской эти­ки. В те­че­ние ря­да лет этот курс уже пре­по­да­ет­ся как обя­за­тель­ный в Львов­ской, Тер­но­поль­ской и Ива­но-Фран­ков­ской об­лас­тях, ши­ро­ко пре­по­да­ет­ся в Ро­вен­ской, Хмель­ниц­кой, Во­лын­ской об­лас­тях. В ос­но­ве кур­са и из­дан­ных учеб­ни­ков («Хри­сти­янсь­ка ети­ка», Львов, 1998, изд. под эги­дой управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ния Львов­ской обл­го­сад­ми­ни­ст­ра­ции и Мо­на­сты­ря мо­на­хов Сту­дий­ско­го Ус­та­ва и др.) на­хо­дит­ся из­ло­же­ние ра­цио­наль­ной ка­то­ли­че­ской эти­ки, хо­тя, как от­ме­че­но в пре­ди­сло­вии, из­да­ния со­гла­со­ва­ны с пред­ста­ви­те­ля­ми ос­нов­ных кон­фес­сий за­пад­ноу­кра­ин­ско­го ре­гио­на, и са­мые ха­рак­тер­ные чер­ты ка­то­ли­че­ской мен­таль­но­сти за­ту­ше­ва­ны. Од­на­ко же сви­де­тель­ст­во ты­ся­че­лет­ней тра­ди­ции пра­во­слав­ной куль­ту­ры в этих учеб­ни­ках со­всем от­сут­ст­ву­ет. Кро­ме то­го, в Ук­раи­не дей­ст­ву­ют и дру­гие уни­ат­ские цен­тры по под­го­тов­ке пре­по­да­ва­те­лей хри­сти­ан­ской эти­ки, в ча­ст­но­сти, уч­ре­ж­ден­ный УГКЦ ка­те­хи­зи­че­ский ин­сти­тут в Дро­го­бы­че, ко­то­рый под­го­то­вил сот­ни учи­те­лей.
4 мая 2002 г. Па­па Рим­ский при­ни­ма­ет ре­ше­ние о соз­да­нии Одес­ско-Сим­фе­ро­поль­ской и Харь­ков­ско-За­по­рож­ской епар­хий РКЦ.
21 ию­ня 2002 г. По со­об­ще­нию управ­ле­ния по во­про­сам ре­ли­гии Львов­ской об­лад­ми­ни­ст­ра­ции, пра­во­слав­ным сно­ва от­ка­за­но в раз­ре­ше­нии на строи­тель­ст­во хра­ма. Го­дом ра­нее, на­ка­ну­не ви­зи­та во Львов па­пы Рим­ско­го, де­пу­та­ты при­ня­ли ре­ше­ние сне­сти де­ре­вян­ный пра­во­слав­ный храм, так как на этом мес­те долж­на бы­ла со­сто­ять­ся встре­ча пон­ти­фи­ка с мо­ло­де­жью. Пон­ти­фик яко­бы про­сил дать воз­мож­ность пра­во­слав­ной об­щи­не по­стро­ить се­бе ка­мен­ную цер­ковь. Од­на­ко встре­чу на мес­те сне­сен­но­го хра­ма не от­ме­нил. Во Льво­ве, где на­счи­ты­ва­ет­ся око­ло по­лу­ты­ся­чи хра­мов и дру­гих куль­то­вых со­ору­же­ний, лишь од­на един­ст­вен­ная ма­лень­кая Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ская цер­ковь при­над­ле­жит пра­во­слав­ным. Ве­рую­щим не хва­та­ет мес­та, и они мо­лят­ся во дво­ре хра­ма и на про­ез­жей час­ти ули­цы. Сво­им оче­ред­ным от­ка­зом удов­ле­тво­рить за­кон­ные пра­ва пра­во­слав­ной об­щи­ны де­пу­та­ты пе­ре­черк­ну­ли по­ста­нов­ле­ние соб­ст­вен­ных кол­лег пре­ды­ду­ще­го со­зы­ва, ко­то­рые на­ка­ну­не при­ез­да па­пы Рим­ско­го со­гла­си­лись бы­ло на по­иск уча­ст­ка зем­ли под храм в Си­хов­ском мик­ро­рай­оне Льво­ва.
23 ию­ня 2002 г. В честь го­дов­щи­ны ви­зи­та па­пы Рим­ско­го в Ук­раи­ну во Льво­ве и Кие­ве от­кры­ты при­жиз­нен­ные па­мят­ни­ки. Ба­рель­еф пон­ти­фи­ка при­кре­п­лен к сте­не за­хва­чен­но­го униа­та­ми ста­рин­но­го пра­во­слав­но­го Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ско­го хра­ма на Ас­коль­до­вой мо­ги­ле в Кие­ве. Во Льво­ве по­став­лен па­мят­ник.
26 ию­ня 2002 г. Шес­ти­тон­ный па­мят­ник Ио­ан­ны Пав­лу II из брон­зы тор­же­ст­вен­но ус­та­нов­лен в цен­тре Кие­ва, на тер­ри­то­рии Ва­ти­кан­ско­го по­соль­ст­ва. Су­дя по все­му, пра­во­слав­но-ка­то­ли­че­ские от­но­ше­ния воз­вра­ща­ют­ся на кру­ги своя:
«Аж по­ки іменем Хри­ста
Прийш­ли ксьонд­зи…» (Та­рас Шев­чен­ко)

Февраль – ноябрь 2003 г. Предстоятели Поместных Православных Церквей выразили свою крайне негативную оценку действиям униатов в Украине. Вот некоторые мнения из писем, адресованных на имя Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира:
Александрийская Церковь.
Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII: «Спешим… выразить наше подлинное огорчение по причине весьма неподобающего и по существу небратского стремления Римско-католической церкви относительно учреждения так называемого «Греко-католического патриархата» в Украине, на территории канонической юрисдикции Православного Московского Патриархата и параллельно его пастырскому служению.
Упомянутое действие Римско-католической церкви находится в прямом противоречии с решениями, достигнутыми между римо-католиками и православными в рамках двухсторонних диалогов и официальных встреч и главным образом в период подготовки возобновления богословского диалога, в котором центральное место занимает вопрос унии и вытекающие из него экклезиологические последствия.
При сем, снова выражая наше огорчение и пожелания аннулирования со стороны Римско-католической церкви этого всецело безнравственного проекта, пребываем со всей любовью и изрядным уважением».
(Из письма Блаженнейшего Петра от 13 ноября 2003 года)
Константинопольская Церковь.
Святейший Патриарх Варфоломей, Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх: «Рассматриваемый Римско-католической церковью вопрос создания украинского униатского патриархата будет считаться крайне враждебным актом для всего Православия, противоречащим решению II Ватиканского Собора, на котором указано, что „униатство больше не считается методом достижения единства Церкви“ и, следовательно, представляет лишь неприемлемый между христианами метод прозелитизма и похищения верующих у Православной Церкви с подчинением их церкви Римско-Католической. „Наша Мерность и Вселенская Патриархия хотим, если Вы согласны, совместно с Вашим Блаженством сообщить Риму о решительном противостоянии Православной Церкви по вопросу рассматриваемого создания униатской патриархии на Украине“. Поддержка и поощрение униатского присутствия на Украине путем предоставления его главе патриаршего титула вызовет серьезнейшую реакцию среди православных, особенно после общего осуждения этого института совещанием в Ариче, и подвергнет опасности богословский диалог между Церквами, который окончательно будет сорван, как явствует из неудачной встречи в Балтиморе, поскольку все православные сочтут Рим не заслуживающим доверия, если он, с одной стороны, на совещаниях своих представителей осуждает унию, как, например, в Ариче, а с другой стороны, действиями своего руководства поддерживает ее». (Из письма Святейшего Варфоломея Патриарху Московскому от 14 сентября 2003 г.)

Святейший Патриарх Варфоломей, Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх Папе Римскому: «…Ваша церковь, вместо того чтобы постепенно снижать униатское присутствие и деятельность, возгревает ее и намеревается активизировать ее в многострадальной Украине путем создания в ней униатской патриархии. В оправдание же этого, конечно, небратского поступка был подготовлен… труд, который, будучи научно рассмотрен, является исторически не подтвержденным документом и оскорбляет православный канонический порядок, служа давно фабрикуемым незаконным проектам в ущерб нашей Святейшей Православной Церкви… Принятие в документе униатской концепции… направлено на узаконивание провокационного и недопустимого намерения создать униатскую патриархию в Украине.
Несомненно печальны последствия такого провокационного намерения и выдвигаемых совершенно необоснованных и оскорбительных доводов в экклезиологическом обосновании канонического порядка первого тысячелетия, потому что нагляден ущерб двусторонним отношениям и прилагаемым общим усилиям по возобновлению и продолжению конструктивного богословского диалога между двумя нашими Церквами. Справедливое беспокойство Святейшей Русской Церкви находит всецелую поддержку всех Православных Церквей, в связи с чем возникает справедливый вопрос о целесообразности такого намерения… Принятие такого решения разожжет обоюдное полемическое богословие в ущерб отношениям с Православной Церковью в Украине. Уже весьма затрудненные противостояниями недавнего прошлого отношения обострятся еще больше в непредсказуемых масштабах в будущем, поэтому своевременное их предотвращение предпочтительнее любого апостериорного врачующего вмешательства».
(Из письма Святейшего Варфоломея Папе Римскому от 29 ноября 2003 г.)

5 — 12 октября 2004 г. Синод униатских епископов состоявшийся в Киеве, несмотря на негативную позицию Вселенского Православия утвердил дату переноса резиденции кардинала Л. Гузара из Львова в Киев на 21 августа 2005 года с дальнейшим намерением учреждения в столице Украины своего патриархата.

16 августа 2005 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Владимир обратился с письмом к Папе Римскому Бенедикту XVI об отмене решения о перенесении кафедры греко-католиков в Киев.
В частности он писал: «Ваш предшественник, блаженной памяти Иван Павел ІІ, незадолго до своей кончины, по настоятельной просьбе епископата Греко-Католической Церкви Украины, подписал декрет о перенесение кафедры главы УГКЦ из Львова в столицу Украины — Киев, и изменение титула его предстоятеля на верховного «Архиепископа Киевского и Галицкого». Это произойдет 21 августа, о чем мне в письме сообщил кардинал Любомир Гузар. Данное сообщение всколыхнуло православную церковную и светскую общественность Украины, внесло новую смуту в церковную, и без того неспокойную жизнь, стало поводом к межконфессиональным и политическим спекуляциям.
Хорошо известно, что взаимоотношения Польши, под которой до 1939 г. находился западный регион Украины, и нашей страны в целом, на протяжении нескольких столетий, в силу различия менталитета стран, были довольно напряженными. Берестейская уния, подписанная в 1596 г., не была воспринята всем украинским народом, который в своем подавляющем большинстве остался верным греко-православному вероисповеданию. Греко-Католическая Церковь всегда имела четко выраженный региональный характер.
В сегодняшней изменчивой политической ситуации, пользуясь проблемами внутриправославной церковной жизни, УГКЦ приводит в действие решение, которое, уверен, менее всего продиктовано церковной целесообразностью. Понятно с человеческой точки зрения, и с точки зрения национальной принадлежности, утверждение принятого Синодом УГКЦ названного решения покойным папой-славянином. Однако, я более чем уверен в том, что его реализация на практике не принесет пользы общецерковному делу и не будет оказывать содействие налаживанию межцерковных отношений.
От себя лично, от иерархов нашей Церкви, от вверенной мне Богом православной украинской паствы, от религиозных и общественных организаций Украины обращаюсь к Вам с просьбой отменить подписанный Вашим предшественником Декрет. Такое проявление Вашей доброй воли, проявление доброй воли Апостольского престола, уверен, найдет отклик в сердцах православных украинцев, и станет действенным шагом на пути восстановления церковного мира и завещанного Богом единства в Господе нашем Иисусе Христе».

16 августа 2005 г. Священный Синод УПЦ выступил с заявлением относительно переноса униатской кафедры из Львова в Киев.
Приводим русский перевод Заявления:
«Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви в связи с намеченным на 21 августа 2005 г. перенесением резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в столицу Украины – Киев»
Сообщение о перенесении резиденции главы Греко-Католической Церкви Украины из г. Львова в столицу нашего государства — Киев и изменение его титула на верховного «Архиепископа Киево-Галицкого» всколыхнуло церковную и светскую общественность Украины.
Украинская Православная Церковь неоднократно заявляла представителям Святейшего Престола в Украине и руководству УГКЦ о недопустимости этого акта, учитывая его как историческую, так и экклезиологическую необоснованность. Кроме того, учитывая сложные взаимоотношения и нерешенность многих проблем между Церквями, реализация этого намерения еще больше заострит и без того непростую межконфессиональную ситуацию. Снова будет посеяна неприязнь, как на общецерковном, так и на бытовом уровне среди населения, что, как свидетельствует историческая практика, является характерным для украинского менталитета.
Декрет о перенесение резиденции главы УГКЦ и изменение в связи с этим его титула подписал по настойчивой просьбе епископата этой Церкви перед своей кончиной блаженной памяти Папа Иван Павел ІІ. Это по-человечески понятно, учитывая на национальную принадлежность покойного папы-славянина. Однако с точки зрения общецерковной целесообразности, данный акт не выдерживает критики.
Перенесение резиденции в Киев, изменение титула главы УГКЦ на созвучный православному Митрополиту, а в дальнейшем и желаемое руководством УГКЦ возможное предоставление этой Церкви статуса патриархата, безусловно будет иметь отрицательные последствия для православно-католического диалога, который с началом понтификата нового Папы Бенедикта XVІ стал постепенно выходить из глухого угла. На фоне заявлений, которые сделал Святейший Отец о необходимости улучшения и развитие взаимоотношений с православными Церквами, действия украинских католиков восточного обряда являются деструктивными.
Перенесение резиденции главы УГКЦ в Киев мы расцениваем как открытый вызов вероисповедному самосознанию православных украинцев, который провоцирует социально-политическую нестабильность и нестабильность на религиозной почве. Такое намерение расценивается нами как экспансия и проявление агрессивности. Из памяти православных верующих еще не стерлись события начала 1990-х, когда при бездеятельности, а нередко и при прямом попустительства местной власти в Галиции были разгромлены три православных епархии. События того времени, как и данная акция сегодня, назывались «восстановлением исторической справедливости».
Считаем, что перенесения резиденции главы УГКЦ из Львова в столицу Украины, продиктовано не пастырской и церковной целесообразностью, а исключительно политическими и реваншистскими мотивами.
Священный Синод Украинской Православной Церкви поддерживает просьбу Ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира, изложенную в письме на имя Его Святейшества Бенедикта XVI, Папы Римского, об отмене Декрета о переносе резиденции главы УГКЦ в Киев и предоставлении ему титула, тождественного титулу Предстоятеля нашей Церкви.
В свою очередь обращается к руководству УГКЦ еще раз взвесить возможные последствия, которые будет иметь реализация на практике вышеуказанного намерения, что является препятствием на пути к взаимопониманию, взаимоуважению и установлению нормальных межцерковных отношений на принципах европейской демократии.
Считаем своим долгом заявить, что снимаем с себя какую-либо ответственность за возможные непредсказуемые последствия подобных действий!

19.08.2005г. Православные Киева и Украины в связи с перенесением резиденции униатского кардинала в Киев намечают молитвенное стояние у посольства Ватикана в Украине, направленное на предотвращение этого антиукраинского и антиправославного акта со стороны Римской церкви.

Хронику составили В.Анисимов, А.Данилевский, В.Дятлов

источник: http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=mainnews&action=fullinfo&id=9851

Метки:

Оставьте комментарий!

лицензионный антивирусные тут