google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Андрей, Христа ради юродивый | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Андрей, Христа ради юродивый

Октябрь 14th 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)


О любостяжаніи.

I. Св. Андрей, Христа ради юродивый, память коего совершается нынѣ, былъ тотъ самый мужъ, который, во время нашествія сарацинъ на Константинополь, видѣлъ святую Богородицу во влахернскомъ храмѣ. Онъ былъ славянинъ и служилъ рабомъ у одного благочестиваго человѣка, Ѳеогноста.

Ѳеогностъ, любя его за кротость нрава, научилъ его читать божественныя книги. Андрей часто ходилъ въ церковь, проводилъ ночи въ молитвѣ и думалъ только объ угожденіи Богу. Онъ носилъ изорванную одежду, ночевалъ, гдѣ придется, жилъ всегда подъ открытымъ небомъ, переносилъ нужду, холодъ и зной; все, что ему подавали, онъ раздавалъ нищимъ, а самъ не ѣлъ по цѣлымъ днямъ. Люди смѣялись надъ нимъ, какъ надъ безумцемъ, бранили и били его; богатые не пускали его въ домъ; даже нищіе отгоняли его отъ себя. Андрей терпѣлъ оскорбленія и насмѣшки, дозволяя называть себя безумнымъ и избѣгая похвалъ. Но Господь просвѣщалъ его душу и сподобилъ его дара вѣдѣнія и прозорливости. Такъ, онъ видѣлъ Богородицу на облакахъ, о чемъ сказано въ исторіи праздника Покрова; онъ зналъ образъ жизни людей и ихъ помыслы, почему имѣлъ возможность многихъ отвращать отъ пороковъ. Однажды Андрей встрѣтилъ инока, котораго всѣ прославляли за святость жизни, но въ которомъ былъ тайный порокъ — сребролюбіе. Господь открылъ Андрею душу этого сребролюбца. Андрей увидѣлъ, что змій обвился вокругъ шеи инока, и услышалъ, что ангелъ-хранитель инока и злой духъ спорятъ о немъ. Злой духъ выставлялъ его сребролюбіе, а ангелъ-хранитель указывалъ на его посты и молитвы, на его кротость и смиренномудріе. Потомъ Андрей услышалъ Самого Господа, говорившаго ангелу: «оставь этого инока, ибо онъ не Богу работаетъ, а мамонѣ (богатству)». Свѣтлый ангелъ отлетѣлъ, а злой духъ увлекъ сребролюбца. Вразумленный видѣніемъ, Андрей взялъ инока за руку и сталъ убѣждать его оставить сребролюбіе и позаботиться о бѣдныхъ и страждущихъ. Когда инокъ далъ обѣщаніе исправиться, Андрей сказалъ ему: «никому не говори обо мнѣ. Я же буду молиться, чтобы Господь помогъ тебѣ». Инокъ раскаялся и роздалъ имущество бѣднымъ. Потомъ одно видѣніе еще болѣе утвердило инока на пути добродѣтели. Ему приснилось дерево, покрытое прекрасными цвѣтами, и онъ услышалъ голосъ: «благодари Бога, исторгнувшаго тебя отъ зубовъ змѣиныхъ и уподобившаго душу твою этому цвѣтущему дереву. Постарайся же, чтобы прекрасный цвѣтъ сдѣлался прекраснымъ плодомъ». Сотворивъ много чудесъ и обративъ многихъ грѣшниковъ ко спасенію, св. Андрей, среди подвиговъ юродства, почилъ въ глубокой старости.

II. Изъ жизни препод. Андрея, Христа ради юродиваго, мы видѣли, возлюбл. братія, какъ опасенъ грѣхъ сребролюбія и вообще любостяжанія. Побесѣдуемъ объ этой порочной страсти, которой, къ несчастію, многіе преданы.

а) Любостяжаніе — смертный грѣхъ. Любостяжаніе есть грѣхъ смертный, по ученію церкви. Св. апостолъ Павелъ называетъ любостяжаніе корнемъ всякаго зла: корень всѣмъ злымъ сребролюбіе (1 Тим. 6, 10). «Сребролюбіе, говоритъ св. Златоустъ, есть страсть, ужаснѣйшая изъ всѣхъ страстей, оно есть великое зло».

б) Чѣмъ обнаруживается этотъ грѣхъ?

Если мы увеселяемся имуществомъ нашимъ, а когда, такъ или иначе лишаясь своихъ выгодъ и прибытковъ, впадаемъ въ печаль, въ безпокойство, въ уныніе, то это очевидный признакъ, что страдаемъ недугомъ любостяжанія. Если Богъ благословитъ насъ даже достаточнымъ состояніемъ, но мы усиленно желаемъ еще сравняться съ другими, болѣе насъ богатыми, или даже превзойти ихъ, то это значитъ, что въ насъ глубоко вкоренилась страсть любостяжанія. Наконецъ, есть еще самый вѣрный признакъ живущей въ насъ страсти любостяжанія, — это немилосердіе къ бѣднымъ. «Начало сребролюбія, учитъ Іоаннъ Лѣствичникъ, намѣреніе не подавать милостыни, а конецъ его — ненависть къ бѣднымъ; пока (склонный къ сребролюбію) не начнетъ собирать, бываетъ милостивъ, а явились деньги, и руки сжалъ; любостяжательный до смерти бьется за иглу».

в) Какое зло происходитъ отъ любостяжанія? — Безчисленные виды зла происходятъ отъ сего грѣха, а потому и называется онъ корнемъ всѣхъ золъ. Такъ, отъ чего происходятъ эти безчисленные споры объ имѣніяхъ, которые производятъ между людьми вражду, смятенія, расторгаютъ узы дружбы, родства и счастіе семейное? Не отъ любостяжанія ли? Отъ чего мы приходимъ въ храмъ Божій нерѣдко съ сердцемъ унылымъ, присутствуемъ въ немъ только тѣломъ, а не душой, строимъ въ мысляхъ нашихъ дома во время божественной литургіи, различные суетные планы къ достиженію житейскихъ цѣлей нашихъ? Оттого, что корысть приковала сердце наше къ землѣ и не даетъ покоя душѣ въ храмѣ Божіемъ и дѣлаетъ молитву нашу нечистою. Отъ чего богатый притѣсняетъ бѣднаго, сильный слабаго, какъ не по страсти къ обогащенію? Отъ чего многіе, при потерѣ своего состоянія, впадаютъ въ ропотъ на Бога, отпадаютъ отъ вѣры и даже лишаютъ себя жизни, какъ не отъ пристрастія къ мірскому счастію? О злое любостяжаніе! Ты изсушаешь наше сердце изнурительными заботами, преждевременно сводишь насъ въ могилу, не даешь нерѣдко и при концѣ жизни раскаяться съ чистымъ и сокрушеннымъ сердцемъ. Ты отягощаешь бѣдныхъ несносными налогами и работами; производишь обманъ въ торговлѣ, запрещаешь отдавать праведную мзду трудящимся за ихъ трудъ и потъ и чрезъ то рождаешь вопіющую неправду; ты порождаешь ростовщиковъ, производишь беззаконныя связи, чародѣйства, татьбы, убійства. Но что много говорить? Ты, въ лицѣ Іуды, предало на смерть Самого Господа.

г) Средства противъ любостяжанія, этого, по выраженію св. подвижниковъ, тысячеглаваго демона-мучителя, такъ же разнообразны, какъ различны причины, отъ которыхъ раждается эта ужаснѣйшая страсть.

аа) Одни предаются любостяжанію потому, что увлеклись излишнею заботливостію объ обезпеченіи своего семейства и такимъ образомъ доходятъ до того, что любовь къ Богу и спасеніе собственной души своей мѣняютъ на любовь къ своимъ дѣтямъ. Люди подобнаго рода, для излѣченія въ себѣ недуга любостяжанія, прежде всего и болѣе всего должны пробуждать въ сердцѣ своемъ все большую и большую любовь къ Богу, большую, нежели къ семейству, — большую, нежели, къ самимъ себѣ. Какъ пробуждать? Не иначе, какъ начавши дѣлами милосердія къ ближнимъ. Иначе нельзя возвыситься до любви къ Богу, которая есть начало уже несокрушимаго блаженства. Кто всѣмъ сердцемъ своимъ и паче всего любитъ Бога, тотъ никогда не смѣняетъ любовь къ Богу на любовь къ твореніямъ Его; примѣръ тому — св. апостолы, которые оставляли все для Господа и слѣдовали за Нимъ. Посему полезно также, для истребленія въ себѣ страсти любостяжанія, раждающейся въ сердцѣ нашемъ отъ излишней заботливости, имѣть твердую надежду на Промыселъ Божій, пекущійся о всѣхъ насъ. Кто возложить всю надежду свою на Бога, тотъ спокоенъ; ибо онъ знаетъ, что ввѣрилъ Судьбу свою и своего семейства Отцу небесному, Отцу милосердому, Который лучше насъ знаетъ, когда и что подать дѣтямъ Своимъ на пользу ихъ души и тѣла; а безъ Его воли, хотя бы мы собрали со всего свѣта золото для нашего семейства, все можетъ погибнуть въ одну минуту.

бб) Другіе увлекаются страстію къ любостяжанію по склонности къ жизни роскошной и пристрастію къ земной славѣ. Подобнымъ людямъ нужно имѣть всегда въ виду, что жизнь роскошная не приводитъ къ царству небесному, напротивъ, она, по свидѣтельству Самого Спасителя, поставляетъ самое главное препятствіе къ достиженію его, и что тѣла наши, какими бы ни питались яствами, достаются напослѣдокъ въ пищу червямъ и тлѣнію, и какими бы ни украшались одеждами, никогда не одѣнутся лучше полевой лиліи. А слава человѣческая также скоротечна, какъ скоротечна наша жизнь, и даже въ этой жизни скоротечной она можетъ измѣнить намъ каждую минуту.

вв) Наконецъ, есть и такіе несчастные, которые собираютъ богатство не для себя, не для ближнихъ, а изъ одной только ничѣмъ необъяснимой алчности къ корысти, изъ неотразимой и отвратительной страсти — имѣть у себя въ рукахъ и предъ глазами деньги. Для искорененія въ себѣ этой мучительной страсти одно единственное средство: щедрое раздаяніе милостыни. Чѣмъ болѣе подкладываютъ матеріала въ огонь, тѣмъ онъ болѣе разгорается; чѣмъ болѣе собираешь денегъ, тѣмъ болѣе усиливается страсть къ нимъ. Расточай деньги на добрыя дѣла — и страсть любостяжанія, не имѣя для себя пищи, оскудѣваетъ, начинаетъ слабѣть; удѣляй серебро для бѣдныхъ, и въ тебѣ не укоренится страсть сребролюбія: напротивъ, сердце твое будетъ склонно не къ любостяжанію и скупости, а къ милосердію и щедродательности. (Воскр. чт.).

гг) Общее же, простирающееся на всѣ случаи возраста и состоянія, правило къ искорененію въ себѣ любостяжанія, это есть соблюденіе заповѣди св. ап. Павла: имѣюще пищу и одежду сими обильни будемъ. Если будемъ соблюдать во всякомъ званіи и при всѣхъ случаяхъ жизни нашей это мудрое правило, то не дадимъ пищи нашему любостяжанію, ибо кто доволенъ тою пищею и одеждою, которую посылаетъ ему Богъ, тотъ не будетъ имѣть цѣлію своей жизни роскошь и сребролюбіе.

III. Молитвами св. Андрея, Христа ради юродиваго, духовными очами видѣвшаго всю пагубность и гнусность любостяжанія, да избавитъ насъ Господь отъ этого грѣха. (Свящ. Гр. Д-ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ

Священникъ Григорій Дьяченко.  Томъ второй.

М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.

Оставьте комментарий!