Слово въ третію недѣлю св. Великаго Поста

Март 18th 2017 -

Библия

Иже, бо аще хощетъ душу свою спасти,
погубитъ ю; а иже. погубитъ душу
свою Мене ради, и Евангелія,
той спасетъ ю
(Мар. VIII 35).

Сія слова, думаю, не для всякаго изъ васъ, братія, удобопонятны. Какъ можно погубить душу, которая по существу своему неразрушима и безсмертна?

Какъ можно спасти, погубивъ ее? Іисусъ Христосъ сказалъ сіе ученикамъ Своимъ, приглашая ихъ идти за Собою. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвежрется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. VIII, 34). Чтобы возбудить въ нихъ ревность къ самоотверженію и взятію креста, какой назначитъ кому Провидѣніе, Онъ присовокупилъ: иже бо аще хощетъ душу свою спасти, то есть, кто хочетъ прожить безъ самоотверженія, и спасти себя отъ мученической смерти, которая предопредѣлена Моимъ посланникамъ; тотъ погубитъ душу свою, лишится вѣчнаго спасенія. А иже погубитъ душу свою Мене ради и Евангелія: то есть, кто отвергнется себя и прольетъ кровь свою за Меня и за Мое ученіе, хотъ спасешь душу своою, получитъ животъ вѣчный. Первыя слова означаютъ спасеніе жизни во времени и погубленіе души въ вѣчности; а послѣднія — потерю жизни на землѣ, п спасеніе души на небѣ. Если когда, то наипаче во времена гоненій исполнились слова Христовы. Сколько было тогда отступниковъ отъ вѣры, и сколько мучениковъ за вѣру! Отступники спасли жизнь отъ мученій временныхъ, но подверглись вѣчнымъ во адѣ. Иже хощетъ душу свою спасти, погубитъ ю. А мученики предали себя на смерть за вѣру, и вошли въ Царствіе Божіе. Иже погубитъ душу свою Мене роди и Евангелія, той спасетъ ю. Относятся ли слова Христовы къ нынѣшнимъ Христіанамъ, которые живутъ во времена владычества, торжества и славы Христовой Вѣры? Имѣемъ ли мы нужду въ погубленіи души своей радп ея спасенія? Правда, нынѣ Христіанство владычествуетъ надъ язычествомъ; но вышли ли Христіане изъ подъ владычества грѣха? Мы рабы его и по тѣлу и по душѣ; а мученики терпѣли отъ Иродовъ, Нероновъ, Діоклитіановъ только по тѣлу. Грѣхъ лишаетъ насъ жизни и времеиной и вѣчной; а язычники лишали Христіанъ только одной временной жизни. Кто причиняетъ зла больше? Грѣхъ, или язычникъ? Кто изъ нихъ опаснѣе и страшнѣе? Правда, нѣтъ нынѣ ни укоризнъ, ни поношеній, ни истязаній за исповѣданіе Вѣры Христовой. Но свободны ли мы отъ искушеній плоти, соблазновъ міра и обольщеній діавола? Это тѣ же гоненія противу чистоты и святости христіанскихъ нравовъ, гоненія внутреннія и тайныя.

Есть, братія, есть и у насъ спои мучители и свои враги. Чѣмъ не искушаетъ насъ плоть дли совершенія грѣха? Чѣмъ не соблазняетъ міръ для возбужденія въ насъ грѣховныхъ вожделѣніи? Чѣмъ не обольщаетъ діаволъ для ослабленія въ насъ вѣры во Христа? Если сообразимъ дѣйствіе нашихъ внутреннихъ враговъ съ требованіями древнихъ внѣшнихъ враговъ, то увидимъ ясио, что въ тѣхъ и другихъ заключается одна общая цѣль — истребленіе вѣры во Христа и любви къ Нему. Наши враги не говорятъ намь: отрекайтесь отъ вѣры; но внушаютъ помыслы, которые колеблютъ вѣру и благочестіе. Не говорятъ: презирайте ученіе Христово; но вовлекаютъ въ нелѣпыя изъясненія и толкованія. Не говорятъ: не слушайтесь Церкви; но охлаждаютъ усердіе и ревность къ исполненію уставовъ и постановленіи ея. Не говорятъ: не исповѣдывайтесь и не пріобщайтесь; но заставляютъ насъ откладывать спасительное употребленіе таинствъ до удобнаго, благопріятнаго времени. Скажите, къ чему направлены всѣ таковыя дѣйствія нашихъ враговъ? Не ужели къ умноженію вѣры и благочестія? Язычники старались сдѣлать Христіанъ язычниками; а плоть, міръ и діаволъ хотятъ, чтобы мы сдѣлались предателями Спасителя нашего. Цѣль самая пагубная!

Говоритъ, братія, говоритъ Іисусъ Христосъ и нынѣ: иже аще хощетъ душу свою спасти, погубить ю: а иже погубитъ душу свою Мене ради и Евангелія, той спасетъ ю. Онъ не требуетъ отъ насъ наружнаго, тѣлеснаго мученичества,—но хочетъ, чтобы мученичество совершалось внутрь насъ. Иже хощетъ, говоритъ Іисусъ Христосъ и нынѣ, по Мнѣ ити, да отвержется себе. Ктожъ изъ насъ, братія, не обязался идти за Христомъ? и слѣдовательно, кто же не долженъ отвергнуться себя? Обязанность самоотверженія была и будетъ обязанностію всѣхъ Христіанъ во всякое время. Подобное самоотверженіе внушаютъ намъ Св. Апостолы. Одинъ, Апостолъ Павелъ, называетъ Христовыми только тѣхъ, которые распяли плотъ со страстъми и похотями (Гал. V, 24); а другой, Св. Евангелистъ Іоаннъ, заповѣдуетъ не любитъ міръ, ни яже въ міріь (I Іоан. II, 15). Изъясните же намъ, Св. Апостолы, почему нужно распять плоть? Потону что сущій во плоти Богу угодити не могутъ (Рим. VIII, 8). Почему не должно любить міръ? Потому что кто любитъ міръ, нѣстъ любви Отчей въ немъ: яко все, еже въ мірѣ, похоть плотская, похоть очесъ и гордость житейская (Іоан. II, 16). Очевидно, плоть и міръ вредятъ намъ въ дѣлѣ спасенія, тѣмъ болѣе—человѣкоубійца діаволъ. Кто съ нимъ въ мирѣ и согласіи, тотъ погубитъ душу свою. Тѣмъ не менѣе долженъ погубить душу свою и — тотъ, кто сражается со врагами спасенія своего. Что это за душа? Это не та душа, которую. Богъ вдунулъ въ лице человѣка, — ибо она есть образъ Божій; но та, которую змій искуситель вдунулъ въ человѣка, сказавъ ему: будите, яко Бози. Это наше себялюбіе. Вотъ душа нашихъ страстей и пороковъ! Трудно и тяжело погубить то, что составляетъ наше я, но погубить непремѣнно надобно. Да отвержется себе. Чтобъ умертвить самолюбіе, необходимо нужно познать все свое ничтожество предъ Богомъ, и возчувствовать всю мерзость своихъ грѣховъ и преступленій. Тогда вмѣсто себялюбія проявится въ насъ Боголгобіе; а оно-то и есть начало нашего спасенія. Тогда возбудится въ насъ чувство смиренія и уничиженія; а оно-то н привлекаетъ къ намъ благодать Божію. Тогда изліются горькія слезы раскаянія; а онѣ—такжо благопріятная жертва Богу, какъ и кровь, которую мученики пролили за Христа. Умерщвленное самолюбіе есть тоже, что погубленная душа. Умъ и воля остаются въ цѣлости, — ибо суть черты ума и воли Божіей, по не остаются тѣже помышленія и чувствованія. Умъ при самолюбіи кичись, а воля буйствуетъ; а безъ него умъ смнренно- мудрствуетъ, а воля покорна волѣ Божіей. Душа у самоотверженна Христова чиста и свѣтла; помышленія духовны, а чувствованія небесны; любовь къ Богу н ближнему—безъ лицемѣрія, добрыя дѣла—безъ тщеславія. Весь онъ во Христѣ, а Христосъ въ немъ. Кто не назоветъ такого человѣка небожителемъ? Кто не пожелаетъ быть самъ таковымъ? Иже погубить душу свою Мене ради и Евангелія, тоіь спасетъ ю. Образъ погубленія души для ея спасенія примѣчателенъ въ самой природѣ. Всѣ древа въ свое время обнажаются, и всѣ растенія увядаютъ, дабы послѣ ожить съ новою Силою и принести сугубый плодъ. Даже многія изъ насѣкомыхъ перемѣняютъ образъ существованія своего. Такой образъ измѣненія въ тваряхъ не походитъ ли на наше самоотверженіе, которое требуетъ также измѣненія во умѣ и волѣ? Не на погубленіе ли души указываетъ А. Павелъ, говоря: аще и внѣшній нашъ человѣкъ тлѣетъ, обаче внутренній обновляется по вся дни (2 Кор. IV, 16). Онъ собственнымъ примѣромъ подтверждаетъ необходимость погубленія души для ея спасенія. Присно мы живіи, говоритъ Онъ, въ смерть предаемся, да животъ Іисусовъ въ пасъ явится (2 Кор. ІV, 11). Нельзя, братія, получить спасенія, не погубивъ страстей; нельзя погубить страстей, не умертвивъ ихъ души— нашего самолюбія. Погубимъ же въ себѣ душу плотскую, земную, зміину, и спасемъ въ себѣ душу духовную, небесную, Божію. Аминь.

  • Произнесено марта 6, 1838 года.

Избранныя Слова и рѣчи высококопреосвященнѣйшаго Никанора, Митрополита Новгородскаго, С. Петербургскаго, Эстляндскаго и Финляндскаго

Комментарии закрыты.