google-site-verification: google21d08411ff346180.html Слово въ недѣлю Антипасхи или Ѳомину, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 30-го марта 1858 года. Митр. Макарій Булгаковъ | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Слово въ недѣлю Антипасхи или Ѳомину, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 30-го марта 1858 года. Митр. Макарій Булгаковъ

Апрель 21st 2012 -

Не буди невѣренъ, но вѣренъ (Іоан. 20, 27).

Истина воскресенія Христова такъ важна, что на ней основывается все христіанство: аще Христосъ не воста, суетна вѣра наша (1 Кор. 15, 17). А потому не удивительно, если св. Ѳома, не бывшій свидѣтелемъ перваго явленія воскресшаго Жизнодавца ученикамъ своимъ, дотого желалъ убѣдиться въ этой истинѣ со всею очевидностію, что не повѣрилъ даже своимъ соученикамъ, которые говорили ему: видѣхомъ Господа (Іоан. 20, 25). И не отвергъ Господь желанія Ѳомы, не смотря на его невѣріе; напротивъ чрезъ восемь дней по воскресеніи своемъ снова явился апостоламъ, когда и Ѳома былъ съ ними, повелѣлъ ему осязать свои руки и ребра и сказалъ: не буди невѣренъ, но вѣренъ.

Братіе! Не для одного апостола Ѳомы, не для однихъ ближайшихъ, непосредственныхъ своихъ учениковъ Господь даровалъ полную возможность убѣдитъся въ Его воскресеніи: она дарована и всѣмъ намъ. Истина воскресенія Христова подтверждается для насъ такими событіями, убѣдительнѣе которыхъ ничего быть не можетъ.

Первое изъ этихъ событій есть чудная, внезапная перемѣна, происшедшая въ апостолахъ. Смотрите, что — съ ними. Еще такъ недавно они были людьми робкими, боязливыми и когда ихъ Учитель былъ преданъ смерти, до того опасались за собственную участь, что собираясь вмѣстѣ, заключались страха ради іудейска (Іоан. 20, 19). А теперь? Вдругъ они становятся смѣлыми, рѣшительными; сами безбоязненно идутъ на сонмища іудеевъ, являются среди фарисеевъ и книжниковъ, предстаютъ предъ лице синедріона и вездѣ проповѣдуютъ о Христѣ воскресшемъ. Имъ запрещаютъ, угрожаютъ, ихъ заключаютъ въ темницу. Напрасно: ничто ихъ не удерживаетъ. И прежде они были преданы своему Учителю и даже увѣряли Его, что готовы умереть вмѣстѣ съ Нимъ; но едва Онъ былъ взятъ слугами архіерейскими, какъ вси, оставльше его, бѣжаша (Матѳ. 26, 56), и самъ Петръ, казавшійся ревностнѣйшимъ изъ всѣхъ, трикраты отвергся Его. А теперь? Они вдругъ дѣлаются преданными своему Учителю до совершеннаго самопожертвованія. Они оставляютъ жилища, родныхъ, самое отечество, разсѣиваются по всѣмъ странамъ міра, переносятъ всякаго рода труды, лишенія, преслѣдованія, муки, посвящаютъ всю свою жизнь на проповѣдь о Христѣ распятомъ, но воскресшемъ, и наконецъ вкушаютъ за Него насильственную смерть, запечатлѣвая собственною кровію истину своей проповѣди. Какъ же могло все это случиться, если Христосъ не воскресъ, — не воскресъ вопреки своимъ предсказаніямъ и обѣтованіямъ апостоламъ, — если они не видѣли Его по воскресеніи, и не убѣдились рѣшительно въ Его воскресеніи и въ Его Божествѣ? Если изумительна такая нравственная перемѣна, совершившаяся тогда въ апостолахъ: то не менѣе изумительна и умственная. Они были простые рыбари, люди некнижные (Дѣян. 4, 13), и прежде они многаго не понимали въ ученіи своего Учителя, какъ оно ни ясно и общедоступно, не могли освободиться отъ предразсудка своихъ соотечественниковъ относительно царства Мессіи. А теперь? Они вдругъ являются величайшими мудрецами и проповѣдуютъ ученіе о Богѣ, мірѣ и человѣкѣ самое совершенное, до какого никогда не доходилъ ни одинъ изъ людей, раскрываютъ понятія о Мессіи, чище и достойнѣе которыхъ быть не можетъ, возвѣщаютъ нравственность такую возвышенную, какой никогда не слышало человѣчество. Если Христосъ не воскресъ: то не было и не могло бы быть и сошествія Святаго Духа на апостоловъ. Откуда жъ эти рыбари могли получить уста и премудрость, которою они просвѣтили, изумили, побѣдили вселенную?

Второе событіе — это чудная неожиданная перемѣна въ іерусалимлянахъ и вообще въ іудеяхъ. Не они ли осудили на смерть нашего Господа, не они ли неистово кричали предъ Пилатомъ: возми, возми, распни Его? И вотъ едва прошло съ небольшимъ пятьдесятъ дней по смерти Его, едва апостолъ Петръ возгласилъ въ день пятидесятницы предъ толпами народа, собравшагося въ Іерусалимъ на праздникъ: Мужіе израильстіи, послушайте словесъ сихъ: Іисуса Назорея, котораго вы, руками беззаконныхъ пригвоздише, убисте, Богъ воскреси изъ мертвыхъ, сообразно древнимъ пророчествамъ, — какъ въ тотъ же день увѣровали во Христа и крестились до трехъ тысячъ изъ этихъ самыхъ іудеевъ (Дѣян. 2, 22-41). Чрезъ нѣсколько дней другая такая же проповѣдь о воскресшемъ Христѣ привлекла къ Нему въ Іерусалимѣ еще до пяти тысячъ (Дѣян. 4, 4). Въ слѣдующіе дни въ томъ же городѣ паче и паче прилагахуся вѣрующіи Господеви, множество мужей же и женъ (Дѣян. 5, 14). Что же все это значитъ, если Христосъ не воскресъ, если іудеи, въ особенности іерусалимляне, имѣвшіе полную возможность знать истину, по крайней мѣрѣ не многіе не убѣдились въ дѣйствительности воскресенія Его, не смотря на распущенные слухи о похищеніи тѣла Его учениками? Скажете ли, что апостолы привлекали къ вѣрѣ во Христа своими чудесами? Правда. Возвѣщая іудеямъ о воскресшемъ Христѣ, апостолы подтверждали свои слова и чудесами. Но гдѣ взяли они силу творить чудеса, если Христосъ не воскресъ и не ниспослалъ на нихъ Святаго Духа? И не забудьте, что, принимая вѣру во Христа, іудеи тотчасъ же дѣлались предметами ненависти прочихъ своихъ соотечественниковъ невѣровавшихъ, и рѣшались претерпѣть все — притѣсненія, гоненія, муки, самую смерть ради имени Іисуса, нѣкогда распятаго ими... Чѣмъ изъяснить такое явленіе, если Христосъ дѣйствительно не возсталъ изъ мертвыхъ?

Не упоминаемъ о другихъ, послѣдующихъ, столько же разительныхъ событіяхъ, подтверждающихъ истину воскресенія Христова: о чудесномъ обращеніи Савла, одного изъ величайшихъ враговъ христіанства, о чудесномъ распространеніи св. вѣры не только между іудеями, но и язычниками, не смотря на всѣ препятствія со стороны языческихъ жрецовъ, черни, мудрецовъ, самихъ народоправителей, на цѣлыя тысячи смертей, какимъ подвергались христіане слишкомъ три столѣтія, на цѣлыя рѣки крови мучениковъ. Не указываемъ и на то, какъ христіанство побѣждало враговъ своихъ во всѣ послѣдующіе вѣка, какъ преобразовало оно, возвысило человѣчество во всѣхъ отношеніяхъ, какое благодѣтельное вліяніе имѣло на міръ наукъ, искусствъ, особенно нравственности, какой безчисленный рядъ чудесъ представляетъ исторія Церкви Христовой отъ начала ея и донынѣ. Если Христосъ не воскресъ, если Онъ простой человѣкъ, а не Богочеловѣкъ: скажите, какъ все это совершилось и совершается Его именемъ?

Возблагодаримъ же, братіе, воскресшаго Жизнодавца: Онъ требуетъ отъ насъ вѣры въ Себя, но Онъ же даровалъ намъ и всѣ средства убѣдиться въ Его воскресеніи и Божествѣ, такъ что вѣра наша не есть вѣра слѣпая, темная, а разумная, свѣтлая, основательная. И каждому изъ насъ по справедливости можно сказать то же, что сказалъ Онъ апостолу Ѳомѣ, осязавшему Его ребра и язвы: не буди невѣренъ. Аминь.

Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841—1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 386-389.

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Комментарии закрыты.