Слово въ день Рождества Господа нашего Іисуса Христа

Январь 6th 2011 -

Егда же пріиде кончина лѣта, посла Богъ сына Своего (Единороднаго), раждаемаго отъ жены (Гал. 4, 4).

Такъ святый Апостолъ Христовъ изображаетъ существо нынѣшняго нашего великаго праздника. Со всѣмъ православнымъ христіанскимъ міромъ мы воспоминаемъ нынѣ преславное Рождество Христа Спасителя отъ Пресвятой Дѣвы Маріи, которое выражаетъ величайшую степень Божественнаго благоволенія къ согрѣшившему и прогнѣвавшему Бога человѣческому роду. Мы же, русскіе православные люди, кромѣ того, нынѣ воспоминаемъ явленіе особенной и чрезвычайной, истинно чудесной милости Божіей къ нашему отечеству въ видѣ избавленія его сто лѣтъ тому назадъ отъ нашествія иноземцевъ.

Воспоминая нынѣ такія великія явленія милости Божіей, бывшія всѣмъ людямъ и, въ частности, нашему отечеству, которое знаетъ въ своей тысячелѣтней жизни множество и другихъ явныхъ знаменій милости Божіей, иные изъ насъ, братіе, могутъ подумать и даже сказать: а почему же сейчасъ нѣтъ такихъ знаменій? Отчего нынѣ Господь какъ будто не слышитъ нашихъ усердныхъ моленій о дарованіи намъ побѣды надъ врагомъ русскаго народа? Почему Господь не являетъ намъ доселѣ чуда великой и богатой Своей милости къ намъ въ видѣ избавленія отъ нашествія на землю нашу жестокаго и звѣрскаго врага и побѣды надъ нимъ? Къ сожалѣнію, такія и подобныя имъ сужденія высказываются нынѣ нѣкоторыми изъ нашихъ соотечественниковъ — наиболѣе слабыхъ, робкихъ, или же маловѣрныхъ. Но такія мысли и сужденія наши, возлюбленные братіе, являются тяжкимъ грѣхомъ и великимъ оскорбленіемъ правосудія Божія.

Чудеса не совершаются по желанію, или требованію, и тѣмъ болѣе по капризу людей. Тайна явленія чудесныхъ знаменій Божіихъ сокрыта въ неисповѣдимыхъ путяхъ Промысла Божія. Искренно и глубоко вѣрующій христіанинъ не можетъ желать, а тѣмъ болѣе требовать чудесъ, но долженъ смиренно, кротко и терпѣпиво переносить все, что Богъ посылаетъ ему въ жизни. Онъ долженъ вѣрить, что въ рукахъ Милосерднаго и Праведнаго Бога даже самыя несчастія, бѣдствія и страданія являются иногда знаменіями великой милости Божіей, или же правосудія Божія.

Тѣ изъ насъ, которые непремѣнно желаютъ видѣть чудесное заступленіе и скорое явленіе помощи отъ Бога, подобны тѣмъ невѣрнымъ іудеямъ, которые нѣкогда, послѣ чудеснаго насыщенія Господомъ четырехъ тысячъ людей семью хлѣбами, требовали знаменія отъ Господа. Вышли фарисеи, говоритъ св. евангелистъ Маркъ, начали съ Нимъ спорить и требовали отъ Него знаменія съ неба, искушая Его. И Онъ, глубоко вздохнувъ, сказалъ: для чего родъ сей требуетъ знаменія? Истинно говорю вамъ, не дастся роду сему знаменія (Марк. 8, 11-12).

Не будемъ мы уподобляться невѣрнымъ фарисеямъ и ждать или требовать чуда тамъ, гдѣ до времени неугодно Господу явить его. Фарисеи требовали отъ Господа знаменія въ видѣ удовлетворенія ихъ грубыхъ тѣлесныхъ желаній, а Спаситель указалъ имъ на знаменіе пророка Іоны (Матѳ. 16, 4), которое казалось имъ величайшимъ соблазномъ (1 Кор. 1, 23), хотя на самомъ дѣлѣ должно было являть имъ силу Божію и Божію премудрость (1 Кор. 1, 24). Вотъ и мы должны бояться, чтобы не впасть намъ во искушеніе и не усмотрѣть соблазна для себя тамъ, гдѣ на самомъ дѣлѣ является Божія сила и Божія премудрость.

Въ самомъ дѣлѣ, вдумаемся хорошо въ то, что происходитъ на нашихъ глазахъ. Мы ищемъ и желаемъ чуда. А что, если это чудо уже есть, если оно имѣется предъ нашими глазами, но только мы не желаемъ, или же не можемъ видѣть его?

Вспомнимъ, что коварный германскій народъ напалъ на русское государство внезапно и неожиданно, измѣннически. Предъ тѣмъ онъ въ теченіи многихъ десятковъ лѣтъ заботливо готовился къ борьбѣ съ Россіею. Ограбленное у западнаго своего сосѣда за сорокъ съ лишнимъ лѣтъ предъ симъ золото онъ весьма бережливо хранилъ у себя тайно отъ всѣхъ для того, чтобы на счетъ его вести нынѣшнюю войну съ Россіей. Нѣмцы внимательно и усердно подготовляли всевозможныя самыя губительныя средства для борьбы съ русскими. А Россія во все это время только и думала о мирѣ со всѣмъ міромъ. Она не только сама не собиралась и не желала воевать съ кѣмъ либо, но старалась даже другихъ всѣхъ мирить. Она вѣрила нѣмцамъ и считала ихъ народомъ честнымъ, вѣрнымъ своему слову. А нѣмцамъ этого-то только и нужно было. Усыпивъ совѣсть русскаго народа и какъ можно лучше подготовившись, они неожиданно напали на русскихъ, собираясь разбить и сокрушить ихъ въ самое короткое время. Государь ихъ открыто и надменно хвалился, что онъ въ теченіи нѣсколькихъ недѣль сокрушитъ военную силу Россіи, завладѣетъ ея столицами и разрушитъ русское государство.

А посмотрите, чтó вышло на самомъ дѣлѣ? Прошло уже 17 мѣсяцевъ, а нѣмцы, со всею ихъ хитростію, предусмотрительностію, разсчетливостію, со всѣмъ ихъ звѣрствомъ и страшнымъ вооруженіемъ, ничего не сдѣлали съ русскою арміею. Эта доблестная армія стоитъ во всемъ величіи своей силы и непобѣдимости. Она, къ изумленію всего міра, мужественно поражаетъ врага и нынѣ готова къ сокрушенію его полчищъ. Кто видѣлъ, наблюдалъ и знаетъ наше доблестное воинство во всемъ его величіи и могуществѣ духа, тотъ съ благоговѣніемъ долженъ признать истину, что оно есть видимое чудо Божіе. И развѣ это не явное знаменіе милости Божіей? И развѣ не видно здѣсь участія руки Божіей, защищающей и охраняющей русскій народъ отъ вѣрной, казалось бы, по человѣческимъ соображеніямъ, гибели, какую готовили ему нѣмцы?

Нѣтъ, не крики ропота, нетерпѣнія и тѣмъ болѣе отчаянія должны исходить изъ устъ нашихъ, при видѣ страшной кровопролитной борьбы народовъ, а, наоборотъ, слова благоговѣйнаго умиленія и благодаренія къ Богу, вразумляющему и благодѣющему намъ. Мы ищемъ и жаждемъ знаменія. Но вотъ это и будетъ для насъ и для всѣхъ людей великимъ знаменіемъ, когда народъ гордый, надѣявшійся только на самого себя, весь закованный въ желѣзо, обрызганный кровію невинныхъ милліонныхъ жертвъ, ненавидящій всѣхъ и всѣми ненавидимый, падетъ и погибнетъ, а тотъ народъ, который всю свою надежду возлагаетъ на Господа, выйдетъ побѣдитепемъ изъ тяжкой борьбы, спасетъ себя и многихь другихъ, какъ это и было сто лѣтъ тому назадъ.

Нынѣшняя война есть, безъ сомнѣнія, тяжкое и величайшее всенародное бѣдствіе. Мы всѣ ищемъ причины, почему Господь послалъ намъ такое тяжкое испытаніе. А что, если и здѣсь сокрыто особенное знаменіе небесное для насъ? А что, если Господь настоящею войною и связанными съ нею скорбями, лишеніями и бѣдствіями только вразумляетъ насъ, какъ въ томъ многіе и убѣждены?

Дѣйствительно, Господь часто вразумляетъ насъ, лишая насъ того, что особенно, чрезмѣрно мы любимъ, показывая намъ злыя и отвратительныя стороны въ тѣхъ людяхъ и предметахъ, какими мы слишкомъ увлекаемся. Такъ Господь вразумляетъ сребролюбцевъ, честолюбцевъ, и гордецовъ. Также, возможно, желаетъ Господь вразумить нынѣ и насъ, русскихъ людей.

Нѣтъ сомнѣнія, что мы, русскіе, доселѣ очень увлекались всѣмъ нѣмецкимъ, подражали нѣмцамъ, въ угоду имъ оставляли и пренебрегали многое свое родное, русское. Посмотрите на жизнь нашего такъ называемаго образованнаго общества: она насквозь пропитана нѣмецкимъ духомъ и характеромъ!

Но не подумайте, что нѣмецкими обычаями увлекается одно только наше образованное общество. Къ великому сожалѣнію, наравнѣ съ образованными и нѣкоторые изъ средняго класса и даже изъ простого народа нашего слишкомъ возлюбили нѣмцевъ и ради нихъ и по ихъ наставленіямъ измѣнили самому священному и самому дорогому достоянію русскаго народа — нашей святой православной вѣрѣ.

Въ самомъ дѣлѣ, что такое наши секты — штундизмъ, баптизмъ, евангелизмъ, адвентизмъ и имъ подобныя? Самыя наименованія этихъ сектъ показываютъ, что онѣ порожденіе нѣмецкаго ума, навязанное нашему простодушному и довѣрчивому народу. А еще болѣе въ этомъ должно убѣждать насъ самое ученіе названныхъ сектъ.

Какъ нѣмцы-лютеране не чтутъ Богоматери и святыхъ угодниковъ Божіихъ, такъ дѣлаютъ вслѣдъ за ними и наши сектанты. Нѣмцы-протестанты отвергаютъ святой крестъ и святыя иконы, ругаются надъ ними, оскверняютъ ихъ во время настоящей войны, также точно и наши сектанты выбрасываютъ изъ домовъ св. иконы и кресты, ругаются надъ ними, называютъ ихъ неподобными именами. Нѣмцы не признаютъ постовъ, и наши сектанты не хотятъ знать ихъ.

И какъ много у насъ развилось въ послѣднее время такихъ сектантовъ, рабскихъ подражателей нѣмцамъ, слѣпыхъ учениковъ ихъ. И какъ гордо, презрительно относятся они ко всему русскому, православному!

Но особенно печально то, что наши сектанты въ своемъ ослѣпленіи доходятъ до явнаго сочувствія нашимъ жестокимъ звѣрскимъ врагамъ — нѣмцамъ даже во время настоящей войны. Въ то время, какъ сейчасъ весь человѣческій міръ съ отвращеніемъ относится ко всему нѣмецкому, наши сектанты, какъ истинные духовные слѣпцы, продолжаютъ преклоняться предъ нѣмецкою-лютеранскою вѣрою, съ ея отрицаніемъ святыхъ, креста, иконъ, постовъ, и, какъ самые преступные измѣнники, выражаютъ, иногда совершенно открыто, свое сочувствіе нѣмецкимъ военнымъ успѣхамъ въ борьбѣ противъ русскаго народа.

Вотъ за это, возможно, Господь, и вразумляетъ насъ, пославъ на насъ лютый и жестокосердный народъ, который готовъ истребить всѣхъ людей, оставивъ на землѣ однихъ только нѣмцевъ.

Господь нѣкогда говорилъ древнему Израилю черезъ пророка Своего Моисея: за то, что ты не служилъ Господу Богу твоему, съ веселіемъ и радостію, при изобиліи всего,... пошлетъ на тебя Господь народъ... наглый, который не уважитъ старца и не пощадитъ юноши (Втор. 28, 47-50).

Не то же ли самое мы видимъ и нынѣ? Да избавитъ насъ Господь отъ той тяжкой участи, какою угрожалъ другой пророкъ тому же Израилю отъ подобнаго чужого и наглаго народа (Іер. 5, 19)!

А для сего, братіе, покаемся всѣ и съ чистымъ покаяннымъ сердцемъ обратимся къ Господу Богу. Какъ сто лѣтъ тому назадъ предки наши оставили увлеченіе иноземнымъ и побѣдили врага, и возвеличилась наша родина; такъ и теперь мы отбросимъ все нѣмецкое, чужое для насъ. Возлюбимъ все свое, родное, русское! А паче всего возлюбимъ свою св. православную вѣру, которую мы приняли отъ Христа Спасителя, воплотившагося и вочеловѣчившагося ради нашего спасенія, чрезъ Его святыхъ апостоловъ, при св. князѣ Владимірѣ. Будемъ неизмѣнно и непоколебимо хранить сію св. вѣру, какъ вѣру единую истинную, какъ вѣру святую, освящающую и спасающую всякаго человѣка, грядущаго въ міръ! Аминь.

Примѣчанія:
Произнесено на литургіи въ Кіево-Софійскомъ соборѣ 25 декабря 1915 г.

Прот. Ѳ. Титовъ. Слово въ день Рождества Господа нашего Іисуса Христа. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи», 1916. — Томъ I. — Кіевъ: Типографiя Акц. Об-ва «Петръ Барскій въ Кіевѣ, 1916. — С. I-VII.

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Метки:

Комментарии закрыты.