google-site-verification: google21d08411ff346180.html Слово в день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, епископа Петроградского и Гдовского Григория (Лурье) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Слово в день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, епископа Петроградского и Гдовского Григория (Лурье)

Январь 26th 2012 -

Как св. Нина просветила Грузию. Знамения первого и второго пришествий Господа. Пророк Илия, явившийся как Иоанн Креститель. Почему люди, знающие писанный закон, все равно оказываются неверующими, и что такое вера. Если мы не хотим исполнять заповеди, мы никогда не узнаем настоящей веры как причастия Богу.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Это была одна из немногих с Православной Церкви святых, которые не просто многих людей обратили ко Христу, но обратили ко Христу целые государства. И она это делала, как и большинство православных миссионеров, проповедавших после Апостолов, не имея для этого специального намерения, а просто случайно оказавшись в этом диком краю в качестве пленницы.

Святая Нина осталась в Грузии жить и подвизаться и в результате привела к своей вере многих других, и наконец сам царь после многих испытаний тоже принял эту веру, и в результате Грузия стала одним из первых на земле православных государств; это произошло в конце IV века. Впрочем, Византия в это время уже была если не христианским государством, но по крайней мере, таким государством, где христианство было официально разрешенной религией, — это было уже после императора Константина.

Почему так бывает, что в одних случаях вера указывает людям истину, а в других случаях они, даже вроде бы имея веру, не видят истины? Об этом как раз говорят сегодняшние евангельское и апостольское чтения, которые приурочены не к памяти святой Нины, а к сегодняшнему дню недели. В Евангелии мы сегодня слышали о том, как некие люди спорили с Господом о воскресении, о том, как будет воскресение мертвых, и они приводили такой аргумент, что этого не может быть, потому что пророки предсказали, что сначала будет проповедовать Илия, что он второй раз придет перед Мессией и будет проповедовать. А мы помним, что об этом говорил пророк Малахия, и Евангелие от Марка начинается с того, что повторяет это пророчество Малахии и говорит, что оно исполнилось на Иоанне Предтече.

И вот, в сегодняшнем прочитанном Евангелии Господь говорит, что Илия уже пришел, и с ним уже сделали то, что и собирались, — потому что пророком было предсказано, что Илия пострадает, и его убьют, — только люди этого не заметили, потому что не верили. А мы помним, что действительно перед воскресением мертвых должен обязательно явиться пророк, который называется Илией, и об этом говорится также и в Апокалипсисе, где сказано, что перед последним воскресением мертвых явятся два свидетеля. По имени они там не называются, но из Предания Церкви понятно, что одним из них будет пророк Илия, т.е. он явится перед концом света. В то же время он уже явился в виде Иоанна Крестителя перед тем, как Господь начал Свою проповедь. Как он явится перед концом света, мы не знаем. Но воскрешение мертвых происходило и тогда, когда воскрес Господь, а до Него еще некоторые мертвецы, и произойдет в конце времен; именно для того, чтобы уверить нас в последнем воскресении всех мертвых, и происходили воскресения во время земной миссии Спасителя. В то же время мы всегда должны помнить, что первое и второе пришествия Господа — это два разных пришествия только по отношению к миру, а по отношению к Церкви это одно и то же, потому что в Церкви Господь пребывает неотступно, как Он Сам говорит, и все время Церковь пребывает Телом Христовы. И поэтому неудивительно, что чтобы показать, что речь идет об одном и том же пришествии, которое для мира раздваивается на первое и второе, обстоятельства и первого, и второго пришествий оказываются сходными, и поэтому пророк Илия приходит и перед первым, и перед вторым пришествием, и перед первым он явился как Иоанн Предтеча, о чем и сказал Господь. Поэтому этот аргумент против воскресения мертвых, который Ему приводили, оказался ложным, потому что Илия явился в виде Иоанна Предтечи, хотя, конечно, это были разные люди по душе и по телу, но они исполняли одно и то же служение.

Но Апостол объясняет нам, что такое вера, которая должна была опознать этого явившегося пророка, и почему люди, которые вроде бы знали Ветхий Закон (недаром же они знали, что надлежит придти пророку Илии) и читали книги, не узнали его и вместо этого, наоборот, отрицали то, что Сам Господь пришел как Мессия, т.е. они и Его не узнали, а потом они же Его и распяли. Почему люди, вроде бы знающие книги и считающие эти книги достоверными, тем не менее, оказываются неверующими. Потому что, как говорит Апостол в сегодняшнем чтении — я переведу на русский язык, потому что там трудно даже на славянский перевести это греческое выражение, — вера есть реальность невидимого бытия. А то, что мы видим, мы познаем не верой, а прямо. Вера же относится к тому, что мы прямо видеть не можем, и это все понимают. Но вот что понимают не все, и что тут объясняет Апостол: вера это уже некоторое обладание реальностью этого бытия, пусть и не полной, но реальностью. Поэтому вера в Бога заключается в том, чтобы Бог уже сейчас в нас присутствовал. А как это может быть? Это может быть только в том случае, если мы реально исполняем Его заповеди. Потому что если бы те, кто слушал Господа, хотели бы исполнить Его заповеди, они поверили бы в проповедь Иоанна Предтечи и поверили бы Самому Господу, когда Он проповедовал. Потому что проповедь Предтечи была проповедью о том, что действительно было нужно в то время и что следовало из Закона Моисеева. И если бы люди стали исполнять это, то они поняли бы тогда и дальнейшее и узнали бы Мессию, когда Он явился.

Но поскольку мы не хотим исполнять то, к чему вера должна нас побуждать, не хотим каяться, не хотим отвращаться от дурных дел и заниматься хорошими делами, не хотим молиться, а хотим заниматься своими житейскими попечениями, из-за этого получается, что мы Бога от себя отталкиваем, и таким образом отталкиваем от себя и саму веру. Мы, может быть, еще не отталкиваем от себя понимание и память о том, что Бог есть, и что вроде бы надо жить вот так-то; но такая память сама по себе нас не спасает, потому что то, что позволяет нам узнать волю Божию это такая вера, которая уже является присутствием Божиим, потому что без вразумления Божия и присутствия Божия в нас мы не узнаем, в чем состоит воля Божия в каждой конкретной ситуации. Но если мы заранее не хотим этого делать, не хотим исполнять заповеди, тогда, конечно, Господь не сможет в нас вселиться, и тогда некому будет нам показать, в чем действительно состоит вера, и тогда мы будем фактически безбожниками, хотя вроде бы внешне мы будем верующими людьми. Вот так это и произошло с собеседниками Господа из сегодняшнего Евангелия, так это происходит и со всеми, кто не понимает истинную веру, кто не понимает Апостолов и подражавших им людей, например, святую Нину. Но если даже человек и не был подготовлен знанием и воспитанием к тому, чтобы принять настоящую веру, как это бывает со многими совершенно не тронутыми верой людьми, к которым приходят Апостолы и другие христианские миссионеры, но в то же время имеет внутреннюю решимость жить так, как это на самом деле требуется, а не ради своих житейских попечений, тогда такой человек, даже ничего не зная об этом заранее, веру принимают, и вот на этом и основан успех христианской проповеди. И вот, давайте будем стараться, чтобы успех христианской проповеди коснулся и нас. Аминь.

приход Св. Елисаветы, 2005 г.

Комментарии закрыты.