google-site-verification: google21d08411ff346180.html Слово въ день памяти преподобныхъ отцевъ Печерскихъ, въ Дальней пещерѣ почивающихъ | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Слово въ день памяти преподобныхъ отцевъ Печерскихъ, въ Дальней пещерѣ почивающихъ

Сентябрь 9th 2012 -

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)

Здѣсь, подъ этимъ благословеннымъ холмомъ, во глубинѣ земли, для шума мірскаго, и суетъ и соблазновъ человѣческихъ недосязаемой, положено рукою праведника, съ молитвою и благословеніемъ св. горы Аѳонскія, первоначальное основаніе того благолѣпно величественнаго и небеси подобящагося зданія, которое мы называемъ нынѣ святою, богоспасаемою и чудотворною Печерскою лаврою.

И отсюда мужи правды и святыни, поста и бдѣнія, преподобные Антоній и Ѳеодосій, восходя по степенямъ добродѣтели, и тѣмъ же путемъ ведя за собою свѣтоносныхъ спутниковъ своихъ, вышли наконецъ на поверхность земли, и своимъ свѣтомъ небеснымъ, во мракѣ пещеръ уготованнымъ, озарили и озаряютъ до нынѣ сіе святое мѣсто, и насъ позднихъ пришельцевъ и обитателей онаго. И посмотрите внимательно, сколь оно красно есть, еже очима видѣти, и сколь добро, еже сердцемъ разумѣти (Быт. 3, 6), и духомъ услаждатися. Нѣсть сіе, но домъ Божій, и сія врата небесная!

Да, возлюбленные о Господѣ чада и братія, не простое это мѣсто, на которомъ мы стоимъ теперь и дерзновенно попираемъ нашими грѣшными стопами. Это дѣйствительно есть домъ Божій, и подлинно — врата небесныя. Патріархъ Іаковъ, на пути въ Харранъ застигнутый ночною порою, почивъ нѣкогда на одномъ пустынномъ камнѣ, видѣлъ во снѣ лѣствицу, утвержденную отъ земли къ небеси, по которой восходили и нисходили Ангелы Божіи, а на верху оной возсѣдалъ самъ Господь Ангеловъ, глаголавшій къ нему: Азъ есмь Богъ Авраама отца твоего, и Богъ Исаака, не бойся: се Азъ есмь съ тобою, сохраняяй тя на всякомъ пути, аможе аще пойдеши (Быт. 28, 12-15). Это заставило его, тотчасъ по пробужденіи отъ сна, въ благоговѣйномъ ужасѣ воскликнуть: есть Господь на мѣстѣ семъ, азъ же не вѣдѣхъ. Страшно мѣсто сіе: нѣсть сіе, но домъ Божій, и сія врата небесная (Быт. 28, 16-17). Не съ бóльшимъ ли правомъ мы можемъ и должны повторить слова сіи о святой нашей обители?

Тамъ одинъ только праведный Іаковъ и однажды удостоился видѣнія и слышанія гласа Божія; а здѣсь, въ теченіи вѣковъ, сотни и тысячи праведныхъ мужей ежедневно въ молитвахъ своихъ бесѣдовали съ Господомъ, и въ многочисленныхъ видѣніяхъ и откровеніяхъ получали отвѣты на свои прошенія и желанія, надежды и чаянія. Тамъ надъ главою одного только восходили и нисходили Ангелы Божіи, а здѣсь надъ главою каждаго изъ доблестныхъ рабовъ Христовыхъ и вокругъ каждаго непрестанно носятся сонмы Ангеловъ небесныхъ, охраняя и защищая ихъ, наставляя и вразумляя ихъ, помогая имъ, и вмѣстѣ съ ними противъ враговъ нашего спасенія ратоборствуя. Ополчится Ангелъ Господень окрестъ боящихся Его, глаголетъ Пророкъ (Псал. 33, 8). Не вси ли суть служебніи дуси, взываетъ Апостолъ, въ служеніе посылаеми за хотящихъ наслѣдовати спасеніе (Евр. 1, 14)?

Тамъ въ небесныя врата усматриваемъ мы входящими и исходящими только Ангеловъ; а здѣсь сквозь эти врата — и подобострастныхъ намъ человѣковъ, облеченныхъ тоюже бренною плотію, какъ и мы, — видимъ мы вступившими, и послѣ невозбранно вступающими въ горнія селенія, въ царство славы небесныя. Ибо взгляните внимательно вокругъ себя, и, приникнувъ свѣтлымъ своимъ взоромъ и здравою мыслію во всѣ юдолія пещерныя, вопросите свое сердце, умъ и совѣсть: чтó означаютъ, о чемъ говорятъ, и чтó свидѣтельствуютъ всѣ эти, отъ лѣтъ древнихъ изсохшія, но неистлѣвшія и нисколько неповредившіяся, тѣла, — повидимому, бездушныя, но, по силѣ присущей имъ благодати живыя и дѣйствующія, для всѣхъ съ вѣрою и любовію къ нимъ притекающихъ и прикасающихся, въ бóльшемъ даже видѣ и объемѣ, нежели въ то время, когда они, движимыя душами, въ нихъ обитавшими, ходили и двигались по землѣ? — Что иное, какъ не то, что святыя души, ихъ одушевлявшія, давно уже прешли сими именно вратами въ область свѣта и блаженства, въ горній Сіонъ, гдѣ Господь съ тьмами темъ Ангеловъ своихъ обитаетъ и блаженствуетъ?

Но сіи духоносныя и чудодѣйственныя тѣла почившихъ въ Бозѣ праведниковъ свидѣтельствуютъ и говорятъ намъ, возлюбленные братія, нѣчто и другое. Что же это такое? — Подойдите ближе къ ихъ многовѣковымъ покоищамъ и преклоните сердечный слухъ вашъ къ ихъ слову безмолвному, и вы, безъ сомнѣнія, вскорѣ услышите и уразумѣете, что они всѣ въ одинъ голосъ взываютъ къ намъ: сынове человѣчестіи, доколѣ тяжкосердіи? — вскую любите суету, и ищете лжи? И увѣдите, яко удиви Господь преподобныхъ своихъ (Псал. 4, 3-4), — не оставилъ души ихъ во адѣ, ниже далъ есть преподобнымъ своимъ видѣти истлѣнія (Псал. 15, 10).

Нѣкогда одинъ изъ пророковъ, восхищенный духомъ и поставленный среди поля, усѣяннаго костями человѣческими, отъ времени и дѣйствія перемѣнъ воздушныхъ побѣлѣвшими, получилъ повелѣніе сказать имъ: кости сухія! слышите слово Господне, — и что же? Едва изрекъ онъ слова сіи, какъ эти сухія и безжизненныя кости начали двигаться, сближаться и совокупляться одна съ другою — кость съ костію и суставъ съ суставомъ, потомъ облеклись кожею и плотію, скрѣпились жилами, приняли въ себя духъ жизни и стали на ноги свои, и се — соборъ многъ зѣло (Іез. 37, 1-10). Не замѣчаете ли и вы здѣсь, вступая на сію ниву Господню, усѣянную тѣлами безсмертными и костями неистлѣвающими и несокрушающимися, чего либо подобнаго, и не испытываете ли въ самихъ себѣ того же чувства благоговѣнія и ужаса, какое испыталъ Пророкъ?

Онъ видѣлъ кости сухія, по слову Господню, оживающими и движущимися; а вы видите изсохшія тѣла святыхъ Божіихъ, въ продолженіи столь многихъ вѣковъ неподвижно и неизмѣнно на своихъ посмертныхъ ложахъ покоющимися, но въ тоже время сильно и непрерывно, благотворно и спасительно, по молитвѣ вѣрующихъ, дѣйствующими, съ тою, впрочемъ, замѣчательною разностію, что тамъ Пророкъ изрекалъ на сухія кости слово Господне оживляющее и чудодѣйствующее, а здѣсь сами изсохшія тѣла, силою Божіею одушевленныя, изрекаютъ на насъ слово спасительное. Они научаютъ насъ въ своемъ нетлѣніи загробному безсмертію, въ своемъ прославленіи между земнородными — блаженству вѣчному въ общеніи небесныхъ силъ, въ своемъ дарѣ врачеванія недуговъ — силѣ Божіей, любящимъ Его вся, по нуждѣ и потребѣ прибѣгающихъ къ нимъ, во благое споспѣшествующей (Рим. 8, 28); въ своемъ пустынномъ и постническомъ житіи на землѣ — презрѣнію міра и всѣхъ благъ его, ради имени Христова, и посту и бдѣнію, по святымъ Его заповѣдямъ; въ своихъ молитвенныхъ подвигахъ и разныхъ скорбяхъ и болѣзняхъ, охотно и безропотно ради Господа перенесенныхъ, — благодушію и богомыслію, трудолюбію и братолюбію, и проч. и проч.

Но кто можетъ исчислить все, чтó говорятъ намъ въ наученіе наше сіи нетлѣнныя и духоносныя тѣлеса угодниковъ Божіихъ, и чему могутъ научить насъ, если только мы будемъ благоговѣйны и внимательны къ нимъ, самымъ своимъ видомъ и внѣшнимъ положеніемъ, мѣстомъ и образомъ подвиговъ, исторіею жизни, обстоятельствами смерти и событіями по смерти, къ нимъ соприкасающимися, или отъ нихъ прямо исходящими и непосредственно зависящими? — И огнь,и мечъ, и опустошеніе, и разореніе, и злоба человѣческая, и сила демонская, и коварство іезуитское, и изувѣрство латинское, и зловѣріе татарское и варварство половецко-печенѣжское многократно приражалось къ нимъ; и они, однакожь, все перенесли и все выдержали, и теперь, какъ вѣковые свѣтильники, на свѣщникѣ поставленные, горятъ и свѣтятъ намъ. Неужели же напрасно и безъ всякой для насъ пользы? — Кто можетъ не только сказать, но и подумать это?

Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, глаголалъ Господь ученикамъ своимъ, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Если угодники Божіи, по волѣ Божіей, и на землѣ сіяютъ славою неземною, то, конечно, для того, чтобы обратить, расположить и привлечь насъ примѣромъ ихъ къ славѣ небесной.

Не слышите ли? Они взываютъ къ намъ и съ высоты небесной и изъ чудотворныхъ гробовъ своихъ гласомъ Павловымъ: подражатели намъ бывайте, якоже и мы Христу (1 Кор. 11, 1), и Христосъ Господь не имать забыти труда любве вашея (Евр. 6, 10), и воздастъ вамъ съ преизбыткомъ за тлѣнная нетлѣннымъ, за земная небеснымъ, за временная вѣчнымъ. Аминь.

Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 510-515.

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Оставьте комментарий!