google-site-verification: google21d08411ff346180.html Поученіе. Св. муч. Емиліанъ | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Поученіе. Св. муч. Емиліанъ

Июль 31st 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Голосъ совѣсти.

I. Св. Емиліанъ, память коего совершается нынѣ, родомъ славянинъ, былъ рабомъ одного знатнаго родомъ жителя ѳракійскаго города Доростола.

Во время пированія начальника всей Ѳракіи (безпощаднаго деспота, которому поручено было пресдѣдованіе христіанъ) Капитолина съ начальственными лицами этого города, по тому радостному поводу, что въ городѣ не оказалось христіанъ, такъ какъ, убоясь одного имени его, они всѣ скрылись, Емиліанъ вошелъ въ капище и сокрушилъ молотомъ всѣхъ идоловъ, опрокинулъ жертвенники, и потомъ, когда обвиненіе въ раззореніи народной святыни пало на случайно проходившаго мимо капища поселянина, то Емиліанъ, обратясь къ людямъ схватившимъ его, сказалъ: «отпустите этого человѣка, потому что не онъ, а я сокрушилъ вашихъ бездушныхъ боговъ...»

На вопросъ Капитолина, кто научилъ его, и что заставило его рѣшиться на такой проступокъ? Емиліанъ отвѣчалъ, что Господь Богъ и душа его повелѣли ему сокрушить идоловъ...

Правитель велѣлъ обнажить и бить христіанина, потомъ осудилъ его на сожженіе. Неустрашимо взошелъ мученикъ на костеръ, разложенный на берегу Дуная, и, стоя въ огнѣ, осѣнялъ себя крестнымъ знаменіемъ и молился, и спокойно предалъ свою душу Богу — 18-го іюля 362 г., въ царствованіе Іуліана.

II. Обратите, братія, вниманіе на слова св. муч. Емиліана. На вопросъ мучителя — чтó заставило его сокрушить идоловъ? св. Емиліанъ отвѣчалъ: «Богъ и душа его повелѣли ему сокрушить идоловъ; другими словами: голосъ Божій живущій въ моей совѣсти повелѣлъ мнѣ чрезъ это дѣйствіе отвратить людей отъ гибельнаго заблужденія». Такъ св. муч. свято слушался голоса своей совѣсти, давая и намъ примѣръ послушанія этому спасительному голосу нашей души.

Вникнемъ же, братія, въ совѣсть нашу, чтобы яснѣе увидѣть, что такое она, и на какой конецъ она ведетъ насъ.

а) Кому неизвѣстно, что совѣсть есть самый неподкупный стражъ правды и самый неумолимый судія человѣческихъ дѣлъ. Когда мы совершимъ какое нибудь постыдное или нечестное дѣло, и особенно цѣлый рядъ дурныхъ дѣлъ, тогда мы начинаемъ чувствовать въ душѣ своей какое-то безпокойство, какую-то тяжесть, какое-то непріятное и мучительное состояніе (хотя бы даже никто изъ людей не зналъ о нашемъ дурномъ поступкѣ). Такъ какъ это состояніе тягостно и несносно для насъ, то мы хотѣли бы заглушить его въ себѣ, изгнать изъ себя. Но что бы мы ни дѣлали, что бы ни предпринимали для этого, мы не можемъ заглушить совѣсть и заставить ее молчать, — мы не можемъ умолить ее никакими просьбами, не можемъ устрашить ее никакими угрозами, не можемъ подкупить ее никакими благами міра сего; совѣсть будетъ мучить и мучить насъ, пока мы не раскаемся, не исповѣдуемъ свой грѣхъ и не исправимъ своей жизни. Это значитъ, что надъ человѣкомъ стоитъ высшая духовная сила, которая господствуетъ надъ нимъ посредствомъ совѣсти, — это значитъ, что человѣкъ находится въ полной зависимости отъ вѣчно святаго и правосуднаго Бога, Который говоритъ человѣку въ совѣсти. Потому то еще древніе язычники говорили — «живетъ Богъ въ насъ».

б) Вотъ и примѣръ мучительнаго дѣйствія виновной совѣсти, записанный въ достовѣрныхъ лѣтописяхъ церковныхъ событій.

Греческій императоръ Конста имѣлъ брата Ѳеодосія, котораго велѣлъ патріарху Павлу насильственно постричь и посвятить въ діаконы; послѣ самъ не разъ пріобщался св. крови изъ его рукъ. Въ 659 году императоръ велѣлъ его умертвить, опасаясь его, вѣроятно, какъ своего соперника по власти, но съ тѣхъ поръ постоянно сталъ видѣть его во снѣ: убитый братъ его являлся ему во снѣ съ чашею дымившейся своей крови и, подавая ее царю, говорилъ: «напейся, братъ, моей крови!» Не находя покоя отъ такихъ ужасныхъ видѣній, онъ рѣшился перейти на жительство въ Римъ, и въ 662 году, оставивъ жену и дѣтей въ столицѣ, отправился на западъ. Но нигдѣ не нашелъ несчастный царь покоя своей душѣ. Только смерть (насильственная: по попущенію Божію онъ былъ убитъ въ банѣ) прекратила его страданія. (См. «Лѣтопись церковныхъ событій», архим. Арсенія. Выпускъ 2, изд. 1870 года, стр. 42).

III. Так. обр. видите, бр., что мы никогда не можемъ выйти изъ послушанія Богу и быть счастливыми, т. -е. спокойными въ своей совѣсти и довольными; мы можемъ быть спокойными и довольными и, слѣд., счастливыми только тогда, когда находимся въ повиновеніи Богу. Видите, что долгъ нашъ поступать честно и справедливо не есть что-то такое, что мы можемъ произвольно коверкать и извращать, и тѣмъ не менѣе оставаться не наказанными; нѣтъ, онъ есть вѣчно святой законъ, требующій вѣчно справедливаго возмездія (воздаянія). Правда, въ настоящей жизни шумъ міра сего и различные земные интересы иногда заглушаютъ голосъ совѣсти, — сдѣлавши доброе дѣло, мы иногда не слишкомъ утѣшаемся, и сдѣлавши дурное дѣло, мы иногда не слишкомъ мучимся въ совѣсти. Но когда мы оставимъ сей шумный земной міръ съ его различными земными интересами и перейдемъ въ жизнь загробную, тогда все, совершенное нами во всю жизнь нашу, начиная съ ранняго дѣтства, предстанетъ предъ нами ясно, тогда все, совершенное нами назадъ тому много лѣтъ, покажется намъ совершеннымъ только вчера. И вотъ тогда-то мы вполнѣ узнаемъ, что такое совѣсть! Вотъ тогда-то мы вполнѣ увидимъ, какъ мало значитъ «имѣть честь у людей» и какъ много значитъ «имѣть честь у своей совѣсти и у Бога». Тогда она будетъ для грѣшниковъ тѣмъ, «червемъ неумирающимъ» «и огнемъ неугасающимъ», о которомъ говорится въ евангеліи.

Итакъ, совѣсть  или ангелъ-утѣшитель, или злой мучитель. Люди бѣдствующіе на землѣ и невинно преслѣдуемые находятъ въ ней внутреннее утѣшеніе; а люди обладающіе всѣми благами міра сего и прославляемые на землѣ иногда находятъ въ ней свое мученіе. Будемъ же, братіе мои возлюбленные, жить по закону Божію и по совѣсти. (Сост. по кн. «Уроки и примѣры христ. любви» свящ. о. Гр. Дьяченко и др. источн.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Метки:

Комментарии закрыты.