google-site-verification: google21d08411ff346180.html Слово На всечестное Успеніе Пресвятой Богородицы | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Слово На всечестное Успеніе Пресвятой Богородицы

Август 27th 2012 -

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ († ок. 780 г.)

Люди, питающіе любовь къ какому-нибудь предмету, имѣютъ обыкновеніе всегда говорить и помышлять о немъ въ умѣ своемъ, днемъ и ночью.

Поэтому пусть никто не укоряетъ меня въ томъ, что послѣ двухъ прежнихъ словъ я предлагаю теперь третье въ похвалу Матери Бога моего, какъ-бы нѣкоторый даръ Ея успенію; и предлагаю не съ тѣмъ, чтобы преподать то, въ чемъ-бы Она нуждалась, но чтобы себѣ самому и вамъ, предстоящимъ здѣсь, божественный и священный соборъ, преподать душеполезную и спасительную пищу, приличную этой священной ночи и доставитъ духовное веселіе. У насъ нѣтъ яствъ, какъ вы сами видите, а потому я поспѣшно приготовилъ пиршество, которое хотя и не обильно и недостойно Той, которая созвала насъ сюда, но, въ случаѣ нужды, можетъ утолить голодъ. Для Матери Божіей ненужны похвалы наши; но мы имѣемъ нужду въ Ея славѣ. Въ самомъ дѣлѣ, какъ прославить то, что уже препрославлено? Какъ сдѣлать источникъ свѣта еще свѣтлѣе? По истинѣ, мы, совершая это празднество, сами сплетаемъ себѣ вѣнецъ: живу Азъ, глаголетъ Господь, зане прославляющія Мя прославлю (1 Цар. 2, 30).

Сладко, воистину сладко вино и питателенъ хлѣбъ, который мы вкушаемъ; первое веселитъ, а послѣдній укрѣпляетъ сердце человѣка. Но что сладостнѣе Матери Бога моего? Она плѣнила мой умъ, увлекла языкъ; о Ней я помышляю и днемъ и ночью. Она — Матерь Слова, и подаетъ слово; Она — плодъ отъ неплодной, дѣлающій плодоносными безплодныя души. Нынѣ мы празднуемъ овященное и Божественное Ея преставленіе. Пріидите же, востечемъ на таинственную гору, превыше житейскихъ и вещественныхъ помысловъ, и вшедши въ Божественный и непроницаемый мракъ во свѣтѣ Божіемъ, воспоемъ безпредѣльную силу: какъ Тотъ, кто съ превыспренней, духовной и недосягаемой высоты, не оставивъ нѣдръ Отчихъ, снисшелъ въ утробу Дѣвы, былъ зачатъ Ею, воплотился, добровольно подвергъ Себя страданіямъ и смерти и опять вознесся къ Отцу съ плотію, созданною отъ земли, стяжавъ тлѣніемъ нетлѣніе, привелъ къ Отцу Своему и Матерь Свою по плоти, и Ту, которая была земнымъ небомъ, перенесъ на небесную землю.

Нынѣ умственная одушевленная лѣствица, по которой Вышній, нисшедши, явился на землѣ и пожилъ съ человѣками, взошла отъ земли на небо посредствомъ смерти, какъ-бы нѣкоторой лѣствицы. Нынѣ земная трапеза, неискусобрачно носившая небесный хлѣбъ жизни, угль Божества, взята отъ земли на небо, и врата Божіи, зрящія на востоки (Іез. 43, 2), сдѣлались вратами небесными. Нынѣ одушевленный градъ Божій изъ земнаго Іерусалима прелагается въ Іерусалимъ небесный; родившая изъ Себя первенцомъ и единороднымъ Того, кто перворожденъ всея твари (Кол. 1, 15) и единороденъ отъ Отца, водворяется въ Церкви первородныхъ; одушевленный и умственный кивотъ Господень, вносится въ покой Сына. Дверь райская отверзается и пріемлетъ Богоносную ниву, на которой произрасло древо вѣчной жизни, то есть Христосъ, виновникъ жизни всѣхъ, разрѣшившій преслушаніе Евы и поправшій смерть Адама: изсѣченный вертепъ пріемлетъ гору несѣкомую, отъ которой камень, отторгшійся безъ рукъ, наполнилъ всю землю (Дан. 2, 34-35). Ложе божественнаго воплощенія Слова почило въ преславномъ гробѣ, какъ-бы въ чертогѣ, и изъ него переселилось въ небесный брачный чертогъ, чтобы славно царствовать съ Сыномъ и Богомъ. оставивъ гробъ ложемъ для тѣхъ, которые живутъ на землѣ. Итакъ, гробъ есть ложе? Подлинно — ложе, и при томъ свѣтлѣйшее всякаго другаго ложа; оно сіяетъ не блескомъ золота, не чистотою серебра, не свѣтлостію камней, и украшается не шелковыми тканями, не златотканною одеждою и багряницею, но Богосіяющимъ свѣтомъ всесвятаго Духа. Оно служитъ не для возлежанія любящихъ землю, но доставляетъ тѣмъ, которые плѣнены Духомъ, жизнь праведныхъ душъ, предстояніе предъ Богамъ, которое лучше и вожделѣннѣе всякаго блага. Этотъ гробъ прекраснѣе Едема. И не буду говорить о лести, употребленной (врагомъ въ Едемѣ): о благовидномъ, такъ сказать, совѣтѣ, зависти, обманѣ; о слабости Евы, ея легковѣріи, сладкой и вмѣстѣ горькой пищѣ, чрезъ которую она и сама потеряла умъ, и лишила его своего мужа; о преслушаніи, изгнаніи, смерти; не буду говорить объ этомъ, чтобы не сдѣлать праздника поводомъ къ печали: но скажу только, что этотъ гробъ вознесъ отъ земли на небо смертное тѣло, а (Едемъ) низвелъ прародителя нашего съ неба на землю. Ибо гдѣ, какъ не тамъ, созданный по образу Божію подвергся осужденію: земля еси и въ землю отъидеши (Быт. 3, 19)? Этотъ гробъ важнѣе и древней скиніи, потому что принялъ въ себя умный, одушевленный, Богосвѣтлый свѣтильникъ и живоносную трапезу, на которой хранились не хлѣбы предложенія, но хлѣбъ небесный, не огонь вещественный, но невещественный огнь Божества. Этотъ гробъ священнѣе Моѵсеева кивота; потому что онъ заключилъ въ себѣ не тѣни и образы, но самую истину. Онъ вмѣстилъ въ себѣ чистую и златовидную стамну, которая содержала небесную манну; вмѣстилъ одушевленную скрижаль, въ которой перстомъ Божіимъ, то есть всесвятымъ Духомъ, заключено было воплощенное Слово, Слово ѵпостасное; вмѣстилъ златую кадильницу, которая произрастила угль Божества и облагоухала всю тварь.

Да бѣжатъ демоны, да возрыдаютъ, подобно древнимъ Египтянамъ, окаяннѣйшіе Несторіане и вождь ихъ — этотъ новый фараонъ, жестокій губитель и мучитель: потому что они погрязли въ пучинѣ богохульства. А мы, спасшіеся и немокрыми стопами прешедшіе сланое море нечестія, воспоемъ исходную пѣснь Матери Божіей. Церковь — эта Маріамъ — да возьметъ въ руки тимпанъ и да начнетъ празднственную пѣснь. Юныя дѣвы духовнаго Израиля да изыдутъ съ органами и да воспоютъ въ ликахъ; цари земные и судіи съ князьями, юноши и дѣвы, и старцы съ юнотами да прославятъ Богородицу; всѣ сословія, всѣ племена и народы, на разныхъ языкахъ и нарѣчіяхъ, да воспоютъ новую пѣснь. Да огласится воздухъ духовными свирѣлями и трубами, и да озарится спасительный день огненными блистаніями. Веселитесь небеса и облака дождите радость! Взыграйте овны избраннаго Божія стада — божественные Апостолы, которые, подобно великимъ и недосягаемымъ горамъ, возвышаетесь выспренними созерцаніями; взыграйте и вы, агнцы Божіи, народъ святый, овцы Церкви, которые, подобно холмамъ, достигаете желаніемъ высокихъ горъ. О чудо! Источникъ жизни, Матерь Господа моего умираетъ. Нужно, чтобы то, что составлено изъ земли, и возвратилось въ землю, а потомъ взошло на небо, принявъ въ землѣ чистѣйшую жизнь, чрезъ отложеніе въ ней плоти. Нужно, чтобы тѣло чрезъ смерть, какъ-бы чрезъ огонь въ горнилѣ, подобно золоту, очистившись отъ земной и мрачной тяжести тлѣнія, возстало изъ гроба нетлѣннымъ, чистымъ и озареннымъ свѣтомъ безсмертія.

Нынѣ давшая начало другаго бытія, то есть тѣлеснаго, Тому, кто не имѣлъ временнаго начала первому и вѣчному бытію Своему (хотя имѣлъ начало въ Отцѣ, какъ виновникѣ Божественнаго Своего существа), получаетъ начало другой жизни отъ Того-же, кто далъ Ей начало жизни первой. Радуйся, Сіонъ — божественная и святая гора, на которой пребывала гора Божія, одушевленная! (радуйся) новый Веѳиль, въ которомъ былъ помазанъ столпъ — человѣческая природа, запечатлѣнная Божествомъ! Съ тебя, какъ-бы съ Елеонской горы, Сынъ Ея вознесся на высоту небесную. Да уготовятся всемірное и пространнѣйшее облако и крила вѣтреннія, и да принесутъ въ Сіонъ Апостоловъ съ концовъ земли! Кто сіи, подобно облакамъ и орламъ, слетающіеся къ тѣлу — источнику всеобщаго воскресенія, чтобы послужить Матери Божіей? Кто сія восходящая, убѣленная, вся добрая, блистающая какъ солнце? Да взыграютъ гусли духовныя — уста Апостоловъ: да звучатъ кимвалы — верховные богословы! Іероѳей, избранный сосудъ, освященный божественнымъ Духомъ, божественнымъ вдохновеніемъ испытавшій и научившійся божественнымъ предметамъ, весь да изыдетъ изъ тѣла, весь да воспламенится желаніемъ и воскликнетъ хвалебныя пѣсни. Всѣ народы да восплещутъ руками, да восхвалятъ Богородицу; Ангелы да послужатъ мертвенному (Ея) тѣлу. Дщери Іерусалимскія, послѣдуйте за Царицею, и какъ ближнія Ея дѣвы, юношествуя духомъ, войдите вмѣстѣ съ Нею къ Жениху и станьте одесную Владыки. Сниди, сниди, Владыко, и воздай Матери Своей достойныя награды за воспитаніе Твое! Простри божественныя руки и пріими матернюю душу, — Ты, который на крестѣ предалъ духъ въ отческія руки! Воззови Ее сладкимъ гласомъ: пріиди, прекрасная, ближняя Моя, сіяющая красотою дѣвства свѣтлѣе самаго солнца; Ты даровала Мнѣ отъ Себя (плоть): участвуй-же со Мною во всемъ Моемъ. Пріиди Матерь къ Сыну, пріиди и царствуй съ Тѣмъ, кто происшелъ изъ Тебя и вмѣстѣ съ Тобою терпѣлъ нищету. Пріиди, Владычица, пріиди, не какъ Моѵсей, который восшелъ и умеръ: нѣтъ, прежде умри, а потомъ взойди. Положи душу въ рукахъ Сына Своего; возврати персть персти, чтобы и эта вознеслась съ Тобою.

Народъ Божій! возведи очи твои, возведи. Вотъ въ Сіонѣ кивотъ Господа Бога силъ: Апостолы тѣлесно предстали предъ нимъ и погребаютъ живоначальную и Богопріемную плоть; Ангелы же невещественно и невидимо окружаютъ его, предстоя Матери Владыки своего со страхомъ, подобно рабамъ. Самъ Господь присутствуетъ здѣсь, вездѣ сый и вся исполняющій, все содержащій и никакимъ мѣстомъ необъемлемый; потому что въ Немъ, какъ въ Творцѣ и Промыслителѣ, всяческая состоятся (Кол. 1, 17). Вотъ Дѣва, дщерь Адама, Матерь Божія, плоть возвращаетъ землѣ чрезъ Адама, а душу препосылаетъ въ небесныя обители чрезъ Сына. Да святится градъ святый и да получитъ съ благословеніями вѣчное благословеніе! Да предшествуютъ Ангелы восхожденію божественной скиніи, и да составляютъ украшеніе гроба! Да озарится онъ сіяніемъ Духа! Да уготовится мѵро и помажется всечестная и благовоннѣйшая плоть! Да течетъ чистая струя и да почерпнется благословеніе изъ чистѣйшаго источника благословенія! Да торжествуетъ земля, принимая плоть; радостно да подвигнется воздухъ отъ восхожденія духа: да возвѣютъ вѣтры, росоносные и исполненные благодати. Вся тварь да восхвалитъ восхожденіе Богоматери! Лики юношей да воскликнутъ; уста риторовъ да источатъ пѣснопѣнія; души мудрыхъ да помышляютъ объ этомъ чудѣ; старцы, украшенные сѣдинами, да созерцаютъ его съ благоговѣніемъ. Всякое твореніе да принесетъ отъ себя дань торжеству. Но и послѣ этого еще не будетъ постигнута высота такого величія.

Пріидите, отъидемъ умственно всѣ съ отходящею. Пріидите снидемъ сердечною любовію всѣ съ нисходящею во гробъ. Станемъ окрестъ священнѣйшаго одра; возгласимъ священныя пѣсни, воспѣвая такъ: радуйся, Благодатная! Господь съ Тобою (Лук. 1, 28). Радуйся, предъувѣденная Матерь Божія! Радуйся, предъизбранная прежде вѣковъ совѣтомъ Божіимъ, божественнѣйшая лѣторасль земная, жилище огня божественнаго, священнѣйшій столпъ Духа Святаго, источникъ воды живой, садъ древа жизни, лоза божественнаго вертограда, источающаго одушевленный нектаръ и амвросію, рѣка, исполненная благоволеній Духа, нива, произрастившая божественный класъ, роза, цвѣтущая дѣвствомъ и издающая благовоніе благодати, лилія, украшающая царское одѣяніе, агница, родившая Агнца Божія, вземлющаго грѣхъ міра, палата спасенія нашего, высшая ангельскихъ силъ раба и Матерь! Пріидите, станемъ окрестъ чистѣйшаго гроба и почерпнемъ изъ него божественную благодать. Пріидите, понесемъ на раменахъ души плоть приснодѣвственную; войдемъ во гробъ и умремъ вмѣстѣ съ Нею; умремъ для плотскихъ страстей, поживемъ же съ Нею жизнію безстрастною и непорочною. Приложимъ слухъ къ божественнымъ пѣснопѣніямъ, исходящимъ изъ невещественныхъ ангельскихъ устъ. Войдемъ и поклонимся, и познаемъ преславное чудо, какъ Матерь Божія взята и вознесена отъ земли; какъ перенесена на небо; какъ предстоитъ Сыну выше всѣхъ чиновъ ангельскихъ, потому что нѣтъ преграды между Матерью и Сыномъ.

Матерь Божія! вотъ я принесъ, послѣ двухъ прежнихъ, третье слово Твоему успенію; (принесъ) съ благоговѣніемъ и любовію къ Троицѣ, которой Ты послужила, по благоволенію Отчему и силѣ Духа зачавъ безначальное Слово, всемогущую Божію премудрость и силу. Пріими усердіе, превышающее силы (мои), и даруй (мнѣ) спасеніе, избави отъ душевныхъ страстей, уврачуй отъ тѣлесныхъ болѣзней, сохрани отъ бѣдъ, подай спокойствіе жизни, просвѣщеніе духа. Воспламени любовь къ Твоему Сыну, устрой жизнь нашу благоугодною Ему, чтобы, сдѣлавшись участниками Его блаженства и видя Тебя озаренною славою Сына Твоего, воспѣли мы, вѣчно радуясь въ Церкви празднующихъ достойно Духа, священныя пѣсни Тому, кто чрезъ Тебя совершилъ спасеніе наше — Христу, Сыну Божію и Богу нашему. Ему слава и держава, со безначальнымъ Отцемъ и всесвятымъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и всегда, и во всѣ безконечные вѣки вѣковъ. Аминь.

Избранныя слова святыхъ отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. — Изданiе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографiи А. И. Траншеля, 1869. — С. 115-122.

«Русскiй Порталъ»

Комментарии закрыты.