google-site-verification: google21d08411ff346180.html Поученіе. Преображеніе Господне | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Поученіе. Преображеніе Господне

Август 18th 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко

Духовное преображеніе наше есть достойный плодъ Господу
Поученіе по благословеніи плодовъ.

I. Настоящее празднество, какъ сами видите, братіе мои возлюбленныя, имѣетъ между прочимъ и ту особенность, что нынѣ приносятся въ храмъ и освящаются плоды нашихъ садовъ.

Обычай являться предъ лице Господне съ начатками плодовъ такъ древенъ, что мы находимъ первые слѣды его еще въ семействѣ перваго человѣка. Въ церкви ветхозавѣтной, іудейской, даже строгимъ закономъ предписано было всему народу израильскому посвящать Богу начатки всѣхъ плодовъ земныхъ, кои, принесенные ко храму, поступали потомъ въ удѣлъ священно-служителей его. Въ новомъ завѣтѣ нѣтъ подобной заповѣди: но чувство сыновней любви и благодарности предъ Богомъ-Благодѣтелемъ, столь свойственное христіанамъ — чадамъ новаго закона благодати, само собою располагаетъ не прежде употреблять въ свою пользу плоды новаго лѣта, какъ освятивъ ихъ принесеніемъ въ храмъ Господень и призвавъ надъ ними всеосвящающее имя Божіе: по сему-то обычай приносить въ храмъ новые плоды для освященія принадлежитъ къ древнѣйшимъ христіанскимъ обычаямъ. Въ православной Греціи, откуда вмѣстѣ съ вѣрою и богослуженіемъ перешли къ намъ и всѣ священныя обыкновенія, къ настоящему дню поспѣваетъ уже виноградъ, почему въ молитвѣ и испрашивается благословеніе преимущественно для винограднаго гроздія, коимъ особенно изобилуютъ страны восточныя. Въ большей части нашего отечества нѣтъ этого плода, по причинѣ сѣвернаго положенія страны нашей; но въ замѣнъ сего, Провидѣніе Божіе, раздѣляющее Свои дары всѣмъ неоскудно, благословило страну нашу многими другими плодами, кои, по тому самому, вмѣсто гроздія приносятся нынѣ въ храмъ для освященія.

II. Какой же плодъ принесемъ мы нынѣ Господу отъ вертограда душъ и сердецъ нашихъ? — Плодъ сей есть наше духовное преображеніе. Не думайте, чтобы мы употребляли это выраженіе по одному приспособленію къ настоящему дню: нѣтъ, того требуетъ самое дѣло. Разгните книги святаго писанія и вы увидите, что паденіе рода человѣческаго состояло не въ другомъ чемъ, какъ въ томъ, что онъ чрезъ грѣхъ исказилъ въ себѣ образъ Божій, его во время невинности украшавшій и бывшій источникомъ всѣхъ прочихъ совершенствъ; увидите также, что спасеніе наше, совершаемое силою заслугъ Христовыхъ и благодатію Святаго Духа, состоитъ по тому самому не въ другомъ чемъ, какъ въ возстановленіи въ насъ первобытнаго образа Божія, то-есть, говоря другими словами, въ нашемъ преображеніи изъ чадъ грѣха, проклятія и гнѣва, въ чада святыни, любви и благословенія. Такое преображеніе есть главный предметъ вѣры, нашей дѣятельности, нашей жизни; и оно-то по тому самому должно быть первымъ и послѣднимъ отъ насъ плодомъ небесному Вертоградарю, стяжавшему насъ кровію Своею. Исполненіе своихъ обязанностей къ Богу, Котораго мы должны любить болѣе всего, къ ближнимъ нашимъ, которыхъ мы должны любить какъ самихъ себя, къ самимъ себѣ, каковая любовь должна выражаться въ ревностной заботѣ о спасеніи своей души, объ очищеніи себя отъ страстей и пороковъ — вотъ что можетъ содѣлать наше духовное преображеніе.

III. Взирая нынѣ съ благоговѣніемъ на лице Господа, сіяющее на Ѳаворѣ яко солнце, помыслимъ, что подобная слава предстоитъ и намъ: ибо праведницы, сказано, просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца небеснаго; и помысливъ о семъ, обратимъ вниманіе на свое сердце и свою жизнь, дабы видѣть, есть ли въ нихъ хотя начатки той чистоты и того совершенства, кои потребны для сего славнаго преображенія. Тѣ, кои найдутъ въ себѣ нѣкоторый залогъ сего будущаго блаженства, да поспѣшатъ принести его въ даръ Господу и Спасителю своему, какъ плодъ не столько собственныхъ усилій, сколько Его всемощной благодати. А тѣ, кои приникая къ лицу бытія своего, найдутъ образъ души своей темнымъ и неблаголѣпнымъ, да не замедлятъ просвѣтиться свѣтомъ отъ лица преобразившагося Господа. Аминь. (Сост. съ дополн. по проп. Иннокентія, архіеп. херс. и тавр. т. I, изд. 1872 г.).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Метки:

Комментарии закрыты.