google-site-verification: google21d08411ff346180.html Слово на день святой живоначальной Троицы или Св. Пятидесятницы. Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Слово на день святой живоначальной Троицы или Св. Пятидесятницы. Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ

Июнь 2nd 2012 -

Слава святѣй, единосущнѣй, животворящей и нераздѣльнѣй Троицѣ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. (Возгласъ въ началѣ всенощнаго бдѣнія.)

Празднуемъ дорогіе братья и сестры, великій христіанскій праздникъ Пятидесятницы, т. е. пятидесятый день по Пасхѣ или Воскресеніи Христовомъ изъ мертвыхъ и десятый по Вознесеніи Его на небо. Какое великое и спасительное для Церкви событіе совершилось въ этотъ день? — Совершилось славное, живоносное сошествіе Св. Духа, третьяго Божественнаго Лица Св. Троицы на апостоловъ и всѣхъ вѣрныхъ учениковъ и ученицъ Христовыхъ, бывшихъ въ Сіонской горницѣ.

Прежде не было въ мірѣ пребыванія Духа Святаго, ибо Іисусъ Христосъ не былъ прославленъ, какъ говоритъ св. писаніе, т. е. доколѣ Онъ не пострадалъ и не умеръ, за грѣхи міра. Ибо только по заслугамъ Христа и по Его ходатайству Богъ-Отецъ послалъ въ міръ грѣшный и погибающій — Духа Своего Святаго и животворящаго. Это сошествіе Святаго всеобновляющаго и всесодержащаго Духа Божія сопровождалось чудными всеобновляющими дѣйствіями на собравшихся и ожидавшихъ Его въ единодушной пламенной молитвѣ учениковъ. Выслушайте священную повѣсть объ этомъ славномъ событіи дѣеписателя и евангелиста Луки.

При наступленіи дня Пятидесятницы, всѣ (апостолы и прочіе вѣрные) были единодушно вмѣстѣ. И внезапно сдѣлался шумъ съ неба, какъ бы отъ несущагося сильнаго вѣтра, и наполнилъ весь домъ, гдѣ они находились. И явились имъ раздѣляющіеся языки, какъ бы огненные, и почили по одному на каждомъ изъ нихъ. И исполнились всѣ Духа Святаго, и начали говорить на иныхъ языкахъ, какъ Духъ давалъ имъ провѣщавать. Въ Іерусалимѣ же находились Іудеи, люди набожные изъ всякаго народа подъ небесами. Когда сдѣлался этотъ шумъ, собрался народъ и пришелъ въ смятеніе; ибо каждый слышалъ ихъ говорящихъ его нарѣчіемъ. И всѣ изумлялись и дивились, говоря между собою: сіи говорящіе не всѣ-ли Галилеяне? Какъ же мы слышимъ каждый собственное нарѣчіе, въ которомъ родились... слышимъ ихъ нашими языками говорящихъ о великихъ дѣлахъ Божіихъ?. И изумлялись всѣ и недоумѣвая говорили: что это значитъ? А иные, насмѣхаясь, говорили: они непились сладкаго вина. Петръ же (апостолъ), ставъ съ одиннадцатью, т. е. апостолами, возвысилъ голосъ свой и возгласилъ имъ: мужи іудейскіе и всѣ живущіе въ Іерусалимѣ! сіе да будетъ вамъ извѣстно и внимайте словамъ моимъ: они не пьяны, какъ вы думаете, ибо теперь третій часъ дня, но это есть предреченное пророкомъ Іоилемъ (Дѣян. 2, 1-8. 11-15). Доселѣ св. Лука. Далѣе апостолъ Петръ приводитъ слова пророка Іоиля, предсказавшаго за нѣсколько сотъ лѣтъ это славное событіе Духомъ Святымъ. Здѣсь Божественное чудо заключается въ томъ, что всѣ апостолы получили внезапно отъ Духа Святаго даръ говорить на разныхъ языкахъ всѣхъ народовъ, къ которымъ они должны были идти съ проповѣдью Евангелія и, тогда какъ одинъ Духъ возглашалъ благодатію, всѣ слушавшіе племена оглашались различно, и каждый слышалъ свой языкъ; и апостолы будучи простыми и неучеными умудрились такъ, что могли говорить ясно и сильно, проникновенно о великихъ и спасительныхъ дѣлахъ Божіихъ, сдѣлались новыми людьми святыми и пламенными, самоотверженно любящими Бога и способными покорять вѣрѣ Христовой всѣ народы. И они, благодатію Духа Святаго пронесли повсюду благовѣстіе Христово во всѣ концы міра и всѣхъ научили вѣрѣ Христовой, такъ что во всю землю изыде вѣщаніе ихъ, и въ концы вселенныя глаголы ихъ. — Первозванному апостолу Андрею данъ былъ даръ говорить, между прочими, и на славянскомъ языкѣ и онъ, бывъ съ проповѣдью въ предѣлахъ Руси, проповѣдалъ Евангеліе русскимъ славянамъ на ихъ природномъ языкѣ. А въ девятомъ вѣкѣ по рождествѣ Христовомъ, Богъ послалъ къ славянамъ возобновить проповѣдь Евангельскую равноапостольныхъ братьевъ Кирилла и Меѳодія, учителей Словенскихъ изобрѣвшихъ славянскую азбуку и начертавшихъ на славянскомъ языкѣ Евангеліе отъ Іоанна и литургію св. Іоанна Златоустаго. И это было дѣломъ и мудростію Духа Святаго. Отъ нихъ началось слово Божіе и Божественная служба на славянскомъ языкѣ и у насъ русскихъ. И такъ, слава святѣй, единосущнѣй и животворящей и нераздѣльнѣй Троицѣ, пріобщившей и насъ къ Церкви спасаемыхъ во Христѣ Духомъ Святымъ.

Духъ Святый, сошедшій на апостоловъ, съ того времени и до нынѣ пребываетъ въ Церкви Христовой, святой, соборной и апостольской и будетъ пребывать въ ней до скончанія вѣка, по обѣтованію Христову, какъ и Самъ Христосъ Богъ обѣщалъ быть съ нами до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20).

Такимъ образомъ всѣ три Лица Пресвятыя Троицы равно содѣеваютъ спасеніе вѣрныхъ вседержавнымъ Своимъ участіемъ, какъ единосущныя. — Духъ Святый, какъ Духъ истины, хранитъ непоколебимо истину православной вѣры, принесенной съ неба Христомъ, просвѣщаетъ и утверждаетъ Церковь и всѣхъ истинно вѣрующихъ; поставляетъ пастырей пасти стадо Христово, совершаетъ таинства, возрождаетъ въ жизнь христіанскую, очищаетъ грѣхи вѣрующихъ, освящаетъ, возращаетъ, восперяетъ, устрояетъ ихъ горѣ (антифонъ); отражаетъ ложныя ученія, творитъ чудеса и знаменія и тѣмъ являетъ истину и спасительность православной вѣры Христовой, усовершаетъ въ добродѣтели и являетъ святость и нетлѣніе истинныхъ подвижниковъ — внушаетъ намъ воздавать имъ должную честь и славу съ подражаніемъ житію ихъ.

Благодаримъ Господа за то величайшее благо, что мы родились и воспитались въ святой православной Церкви, единой спасительной, имѣемъ счастіе читать и слушать слово Божіе и Божественную службу, и проповѣдь на славянскомъ и русскомъ языкѣ, и можемъ многое-многое разумѣть о Богѣ и дѣлахъ его въ мірѣ и въ Церкви Своей, и знать святую и праведную волю Его и — получили всѣ силы исполнять ее.

Будемъ же внимательны къ своей святой вѣрѣ, чтобы не отпасть. Ибо, если чрезъ ангеловъ возвѣщенное слово было твердо, и всякое преступленіе и непослушаніе получало праведное воздаяніе, говоритъ апостолъ Павелъ, то какъ мы избѣжимъ, вознѣрадѣвши о толикомъ спасеніи, — а нерадѣніе у многихъ крайне великое — которое, бывъ проповѣдано Господомъ, въ насъ утвердилось слышавшими отъ Него, при засвидѣтельствованіи отъ Бога знаменіями и чудесами, и различными силами, и раздаяніемъ Духа Святаго, по Его волѣ?.. (Евр. 2, 1-4). Смотрите братія, чтобы не было въ комъ изъ васъ сердца лукаваго и невѣрнаго дабы вамъ не отступить отъ Бога живаго и не уйдти въ расколъ или секту; но наставляйте другъ друга каждый день, доколѣ можно говорить: нынѣ, — чтобы кто изъ васъ не ожесточился, обольстившись грѣхомъ, ибо мы сдѣлались причастниками Христу, если только благочестивую вѣру и жизнь твердо сохранимъ до конца (Евр. 3, 12-14). Аминь.

Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1905 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1906. — С 71-75.

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Метки: ,

Оставьте комментарий!