google-site-verification: google21d08411ff346180.html Прощенное воскресенье. Начало Великого Поста. Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Прощенное воскресенье. Начало Великого Поста. Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова

Март 5th 2011 -

Прощенное воскресенье. Начало Великого Поста. Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Этот воскресный день, дорогие братья и сестры, предваряет начало Великого Поста. И не случайно именно это воскресенье в Уставе церковном называется Воскресением Изгнания Адама из Рая. Именно это событие должны мы вспоминать сегодня, находясь в преддверии Великого Поста. Давайте же сегодня поразмышляем над тем, какое значение для нас, православных христиан, вступающих в Великий Пост, имеет это событие. Событие, которое произошло еще тогда, когда не было той земли, того времени, в котором жили все поколения потомков Адама.


Господь создал человека таким, чтобы он был способен совершенствовать себя. И не случайно из всех творений только человек был сотворен по образу и подобию Божию. Эти образ и подобие Божие особенно явно проступали в человеке тогда, когда он жил в Эдеме.

Многие из нас представляют себе Эдем, как нечто, напоминающее наш мир. Да, действительно, там были реки, там были деревья, там был животный мир, там был человек, мужчина и женщина. Но их жизнь, их естество очень отличались от того естества, от той жизни, которой живем мы с вами. Мы знаем, что они не испытывали голода и болезней, что у них была какая-то удивительная способность непосредственно общаться с Богом. И животный мир был иным: не было борьбы за существование — закон пожирания друг друга еще не вошел в этот мир, даже в животный мир. Были мир и покой. И возможность общаться с Богом лицом к лицу.

Но то, что человек был сотворен по образу Божию, давало человеку великую возможность: добровольно любить Бога, добровольно принять или ослушаться воли Божией. И это было серьезное испытание для человека. Ибо Богу не нужен был тот, кто безвольно, бездумно любит Его, как некая бессловесная тварь. Ему нужен был тот, кто бы принял Его свободно, осознанно. Ибо только такая любовь, только такое приятие воли Божией действительно достойно того, кто сотворен по образу и подобию Божию.

Но дьявол уже тогда сопротивлялся Богу. И он выбрал самое совершенное из Божественных творений, то творение, которое более других напоминало Бога, для того, чтобы через это творение, то есть через человека, разрушить все мироздание, разрушить все Божье творение.

Дьявол очень хорошо знал, что если он явится перед человеком в истинном своем обличье, человек отвергнет его, ибо тогда еще люди могли бояться дьявола и распознавать дьявола во всей его истинной сути – современный человек, мы знаем, способен подчас даже поклоняться дьяволу, — поэтому дьявол явился не в своем истинном облике, но в облике змия. И опять-таки, дьявол очень хорошо знал, что если он призовет человека ослушаться воли Божией и восстать против Бога, человек не пойдет за ним — так поступают только потомки Адама, живущие рядом с нами, — поэтому дьявол солгал. Он воззвал к самому лучшему, что было в человеке, к его искреннему желанию — стать подобным Богу, стать еще ближе к Богу. И он предложил ему, для того, чтобы стать еще ближе к Богу, еще дороже для Бога, ослушаться только один раз воли Божией и вкусить плоды от древа познания добра и зла.

Исполненный самых лучших побуждений, человек решился по своему уму, по своему разумению, не исполняя воли Божией, стать таким, как Бог. Ослушание воли Божией привело к страшным последствиям для человека, и не только для человека, но и для всего мироздания.

Мы часто воспринимаем изгнание Адама из рая как, как наказание, данное Богом человеку за его ослушание. Но дело было не только в этом. После того, как человек ослушался воли Божией, он изменился в глубинах своего бытия: он стал другим; и пребывание в раю стало для него невыносимо, стало для него опасно. Ибо, как учили святые отцы, если бы согрешивший против Бога человек сохранил способность вечной жизни, которая была открыта для него в Эдеме, не было бы ничего страшнее для мироздания, ибо отныне и до века человек и мир оказались бы вне Бога.

Поэтому изгнание Адама и Евы из рая было великим благом для человека именно потому, что человек ослушался Бога. Человек стал испытывать голод и жажду, болезни и ненависть, зависть и корысть. И животный мир стал пожирать сам себя. Явились страшные виды животной жизни, сведения о которых доносит до нас наука, и которые были смыты с лица земли Всемирным потопом. Действительно, мироздание, творение Божие оказалось извращено в своих глубинах. И тем не менее, Бог не забыл Своего обетования человеку. Он не оставил его отпадшим от Себя окончательно и бесповоротно, но пришел к нему тогда, когда неимоверными трудами святых еще ветхозаветной Церкви стало возможным появление в этом мире Пресвятой Богородицы, через Которую Господь вошел в этот мир.

Но какое же отношение грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая имеет для всех нас? Когда-то созданный для того, чтобы пребывать в гармонии и единстве с Богом, человек решил испытать нечто лучшее и нечто большее, чем пребывание рядом с Богом, исполнение воли Божией, – и он согрешил против Бога. И жизнь всего мира исполнилась страданий. И мы, потомки падшего Адама, еще до рождения начинаем испытывать несовершенство этого мира. Мы знаем, что такое скорбь, что такое боль, что такое страх – знаем то, чего бы никогда не знали, если бы не отпал некогда Адам.

Мы не можем сейчас чувствовать иначе, чем чувствовал отпадший от Бога Адам, и мы действительно много страдаем. Но далеко не всегда страдания, которые мы испытываем, являются нашими искупительными страданиями. Часто мы страдаем, потому что жизнь исполнена очень больших искушений и испытаний для нас. И тем не менее, нет другого пути возвращения к Богу, чем путь страдания, который каждый из нас вынужден пройти, потому что мы рождены от отпадшего Адама, потому что мы несем в себе его греховность, как заразную болезнь, которая передается из поколения в поколение.

Но первый согрешивший Адам испытывал глубокие страдания, какие не испытывал никто из нас, ибо он из рая попал на эту грешную землю. Но точно так же первый Адам и прославился, как святой праотец, потому что, пройдя через все эти страдания, он сохранил веру в Бога.

Нам в чем-то легче, нежели ему. Но вместе с тем и труднее, потому что память о Боге у нас еще менее глубока, чем была у него, потому что воспоминание о том подлинном общении с Богом, которое дано человеку у нас практически отсутствует. Однако, Церковь возвращает нас к Богу. И, к сожалению, нет другого пути вернуться к Богу, кроме как пройти по пути страдания. Показал нам это прежде всего Сам Господь наш Иисус Христос, безгрешный Богочеловек, Который добровольно обрек Себя на страдания, какие по Его безгрешному естеству не полагались бы Ему, в отличие от нас.

Хотелось бы обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на очень важный момент, который открывается нам именно Великим Постом. Великим Постом нам дается возможность добровольно наложить на себя малые страдания, малые испытания: ограничить себя в пище, ограничить себя в свободном времени, в досуге, в возможности осуждать, ожесточаться, ненавидеть, обманывать – уж Великим-то Постом мы все-таки стараемся грешить меньше. Нам это трудно, но это страдание, это испытание мы налагаем на себя добровольно. И в этом отношении мы уподобляемся Господу нашему Иисусу Христу. И в этом отношении Великий Пост нам указывает тот единственный путь, который и приведет нас к некогда утраченному Адамом раю. Это путь страдания, который мы сознаем как благо. Это путь страдания, которое мы добровольно берем на себя, чтобы стать лучше. Это путь страдания, которое не обрушивается на нас извне, со стороны. Это путь такого страдания, принимая которое на себя сами, свободно, мы делаемся лучше.

Когда мы говорим об изгнании Адама и Евы, мы больше думаем о них, нежели о Боге. А ведь вспомним, что в тот момент Бог страдал больше, чем Адам и Ева, ибо Он был предан Его самыми дорогими детьми, теми детьми, которым Он дал все, даже великую возможность быть с Ним. Бог страдал тогда, когда изгонял Адама и Еву из рая, Бог страдал тогда, когда вошел в этот мир и взошел на крест, чтобы спасти нас.

Мы тоже страдаем. Но часто страдания вызывают у нас гнев и ропот, обиду и ненависть. Пусть же страдание Великого Поста будет иным страданием. Тем страданием, которое вызовет в нашей душе мир и терпение, покой и радость от предстоящей встречи со Христом в празднике Пасхи, в Его явлении Воскресшего нам зримо и конкретно на этой земле, в Церкви Христовой.

Будем помнить об этом. Будем помнить, что нет у Бога иного пути, чтобы вернуть нас к себе, кроме как провести нас по пути страдания, и попытаемся пройти по этому пути Великим Постом с должным смирением, с должным терпением и с должной любовью о Господе.

Адам сделал нас грешными. Поможем же Новому Адаму, Христу, сделать нас праведными. Аминь.

Оставьте комментарий!