google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 34-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 34-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Январь 30th 2012 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, где повествуется, как к Спасителю подошли саддукеи и задали Ему некий вопрос, искушая Его: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то пусть брат возьмет жену умершего брата и восстановит семя ему. Это заповедь из Ветхого завета, из закона Моисея. И дальше саддукеи рассказывают историю, историю, скорее всего нереальную, но тем не менее, эта история такова: было семь братьев, они по очереди все умирали, жена таким образом переходила от одного к другому, и в итоге она сама умерла, так и не родив ребенка. И вопрос саддукеев был таков: когда братья воскреснут, то кого из них она будет женой? Почему саддукеи задали этот вопрос? Потому что саддукеи не верили в воскресение из мертвых.

И здесь стоит рассказать немного о том, кто такие саддукеи. Дело в том, что в израильском народе времен земной жизни Иисуса Христа было несколько религиозных течений. Наиболее известные – это фарисеи, которые часто упоминаются в Евангелии, от слова «парисах», что значит «отделенный», «выделенный», и они считали себя избранным народом в избранном народе; они всю свою жизнь посвящали изучению Священного Писания и его тщательному исполнению, каждой буквы его, каждого знака, каждой заповеди. Казалось бы, вот среди кого Господь мог бы найти опору и поддержку, тем более, что фарисеи как раз верили в воскресение мертвых. Но мы знаем из Евангелия, как Господь очень жестко их обличает, из потенциальных союзников делая их Своими врагами, потому что фарисейство как таковое угрожает и нам с вами, фарисейство как внешнее тщательное скрупулезное соблюдение заповедей при отсутствии внутренней сути и содержания – любви. Такое соблюдение заповедей не спасает, оно, наоборот, уводит от Бога.

Саддукеи – их можно было бы сравнить, пожалуй, с современными протестантами. Их название происходило от имени Саддок, это имя одного из первосвященников Израильского народа. Дело в том, что в те времена не существовало еще Библии в нашем понимании как книги, на которую мы можем ссылаться и говорить, потрясая ей: вот, это Писание богодухновенное! Все библейские книги были тогда отдельными свитками, и авторитетность каждого из таких свитков была несколько разная. И если фарисеи признавали все то, что мы сейчас называем Ветхим заветом, то у саддукеев была иная позиция: словом Божиим они признавали только первые пять книг Моисея, то есть Тору, и еще книгу Иисуса Навина и книгу Судей. Остальные книги, особенно пророческие, они считали благочестивыми размышлениями благочестивых людей, но не более того. То есть они не считали пророческие книги книгами Священного Писания, и именно на этом основании, поскольку о воскресении из мертвых говорится у Иезекииля, у других пророков, но в Пятикнижии Моисея впрямую об этом не говорится, именно на это основании саддукеи отрицали само учение о воскресении мертвых.

Была еще третья религиозная организация, их называли ессеями. Они жили в Иудейской пустыне. Но именно потому, что они изолировали себя от общества, и Господь и апостолы с ними напрямую не сталкивались, в Писании они не упоминаются.

И вот мы слышим в Евангелии, что саддукеи подходят ко Господу и задают ему вопрос о воскресении из мертвых, рассказывая Ему при этом некую небылицу. Пусть Господь разрешит этот вопрос: кого же эта женщина будет женой по воскресении из мертвых? Это нереальный вопрос, но философский. И Господь им отвечает, и отвечает не только им, но и нам: когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни выходить замуж, но будут как Ангелы на небесах. То есть, когда будет общее воскресение из мертвых, то уже не будет понятий «муж», «жена», и жизнь людей, способившихся Царствия Небесного, будет подобна жизни ангельской, она будет совершенно иной. И я еще хочу напомнить вот что: здесь речь не идет о том, что супруги забудут о том, что они муж и жена друг другу и у них исчезнет любовь друг ко другу. Здесь речь идет немножко о другом. В ветхозаветные времена жена воспринималась почти как собственность мужа, и вопрос о том, кого из них она будет женой по воскресении, это вопрос о том, кому она будет принадлежать. И здесь речь идет о том, что по воскресении из мертвых не будет самих понятий мужской или женский пол, кто кому принадлежит, поскольку каждый человек, мужчина или женщина, по воскресении из мертвых будут равны. И даже более того, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, когда размышляет на тему грехопадения, что подчиненное положении женщины в семье, которое существует даже в наши, новозаветные, времена, об этом и апостол Павел пишет, это прямое следствие грехопадения, но не более того. Когда же будет воскресение из мертвых, и все последствия грехопадения будут стерты, то не будет никакой разницы между мужчиной и женщиной, но и мужчины и женщины, способившиеся Царствия Небесного, будут равны между собой и подобны Ангелам.

А далее Господь приводит ссылку, цитату из Ветхого завета, именно из Торы, из книги Исход, 3-й глава, 6-й стих, когда Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова и при этом обращается к Моисею. Авраам, Исаак и Иаков давно умерли, но Бог называет Себя их Богом. А разве может Бог ссылаться на мертвых, которые не могут подтвердить Его слова? И таким образом Господь показывает саддукеям, что и Тора свидетельствует о жизни после смерти и о том, что жизнь после смерти не заканчивается. И Господь добавляет: итак, вы весьма заблуждаетесь.

Таким образом, Господь свидетельствует им о том, что все Священное Писание возвещает воскресение из мертвых. И мы, братья и сестры, в это веруем; и в надежде на воскресение из мертвых и на воздаяние за все то, что мы претерпели на земле, мы с вами терпим какие-то невзгоды, какие-то проблемы. Но мы веруем, что придет Господь, и мертвые воскреснут, и мы вместе с ними, и наши любимые, которые ушли прежде нас и которые уйдут после нас, все мы восстанем и будем с Господом. Этому учит нас Евангелие, этому учит нас Господь, этому учит нас все Священное Писание. Аминь.

Комментарии закрыты.