google-site-verification: google21d08411ff346180.html Изгнание торгующих из храма и о смоковнице | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь: Изгнание торгующих из храма и о смоковнице

Январь 23rd 2017 -

Изгнание торгующих из храма

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали две евангельские истории в одном евангельском чтении. Первая история – это история о смоковнице. Ею начинается сегодняшнее евангельское чтение и ею же заканчивается. Получается, что эта история как бы разделена. Вторая же история – это изгнание торгующих из храма. Каждая из этих евангельских историй достойна того, чтобы рассмотреть ее отдельно. Но Церковь включила обе эти истории в один текст, который читается в храме в этот день. И мы с вами тоже постараемся хотя бы немного каждую из этих историй разобрать.

Я начну с истории изгнания торгующих из храма. Очень часто люди соблазняются, когда приходят в храм, особенно – новоначальные: как же так, иконочки продаете, книжечки продаете, свечечки продаете и так далее? Вы ведь торговлей в храме занимаетесь, а Господь торгующих из храма изгнал? И вообще, торговля в храме – это нечто плохое, низменное, и сами деньги – это что-то низменное, нехорошее. И в храм нужно приходить лишь для того, чтобы Богу молиться. Вот такое часто встречаешь восприятие. Но люди часто забывают, что на самом деле в Священном Писании материальным отношениям между людьми уделяется немалое значение. И Бог в том числе будет нас судить и за то, как мы обращались с теми материальными средствами, которые Бог нам в этой жизни дал. Поэтому так уж категорически отвергать все материальное не стоит. Ведь духовная жизнь – это не только молитва. Духовная жизнь – это и жертва, в том числе и материальная жертва.

И все же, почему Господь так поступил? В этой истории может быть и второй повод для соблазна – всегда в Евангелии Господь является как кроткий и смиренный, а здесь мы видим Его совсем в другом состоянии: Он приходит, выгоняет людей из храма, опрокидывает столы меновщиков, выгоняет бичом и говорит: «не написано ли: дом Мой дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Как-то не вяжется эта история с кротким образом Спасителя. Почему же так произошло?

Известно толкование преподобного Сисоя Великого на изречения из Священного Писания, где говорится: «Гневайтесь, но не согрешайте. Солнце да не зайдет во гневе вашем». И вот святого Сисоя спросили, как же так, разве можно гневаться и не согрешать? На это преподобный Сисой ответил следующее: если кто-то что-то хочет у вас украсть, а вы гневаетесь на этого человека – вы согрешаете; если кто-то хочет у вас и глаз выколоть, а вы на него гневаетесь – вы согрешаете; но если кто-то хочет лишить вас вечного спасения, то на такого человека можно и должно гневаться, и это не будет грехом. Интересный ответ. И вот здесь, в этой евангельской истории, мы как раз видим Господа в гневе – значит, то, что происходило в храме, действительно могло повлиять на спасение этих людей и других людей, на их личное спасение.

Что же происходило в храме? Начнем с того, что свечка, которую вы ставите в храме, это ваша жертва. Но вы не обязаны покупать и ставить свечку. Книжки или иконочки, которые вы покупаете в храме, для вашей молитвы, для вашего назидания, они полезны, но вы не обязаны их покупать. В Иерусалимском храме до Рождества Христова принести жертву, кровавую жертву, животное или птицу, был обязан каждый человек. Поэтому сейчас то, что происходит в храме – это не торговля. Это вам предлагается возможность что-то пожертвовать и за счет этой жертвы что-то для себя приобрести. А в Иерусалимском храме была именно торговля, потому что если ты не приобретешь жертвенное животное и не принесешь его в жертву Богу, ты согрешишь. Это нужно понимать, какая здесь разница между нашими храмами и храмом ветхозаветным.

Далее: были очень строгие требования к тому, каким должно быть жертвенное животное. И очень часто бывало так, что священники, когда люди приводили своих животных из своего стада, отказывались их принимать по той или иной формальной причине. А торгующие в храме были в сговоре со священнослужителями, и, если ты приобретал животное у них, то священники принимали его в жертву, не обращая внимания на какие-то небольшие пороки или изъяны. Кроме того, нельзя было купить жертвенное животное за римский динарий, поскольку на этих монетах было изображение языческого императора. Жертвенное животное можно было купить только за священный сикль – это монета, которая имела хождение только на территории храма и предназначалась в то время только для покупки жертвенных животных. И для этого в храме были своеобразные обменные пункты, где меняли римскую или греческую валюту на священные сикли, чтобы ты мог купить жертвенное животное. Поначалу этих животных продавали возле храма, там же меняли монеты. Но позже торговля вошла в стены храма, и в итоге двор храма, который был уже частью храма, местом для молитвы, превратился в своеобразный восточный базар, где разные торговцы предлагали животных, кто дешевле, кто дороже; шел торг, звенели монеты, блеяли животные, грязь, запахи скотного двора… Храм Божий стал больше походить на базар, даже на хлев. И вот поэтому Господь так и поступает: ведь место для молитвы должно быть местом для молитвы, а не местом торговли.

И вторая сегодняшняя евангельская история – о смоковнице. Смоковница, которую Господь проклял, и она засохла – это символ каждого из нас. Может возникнуть вопрос: ведь еще не было времени собирания смокв, так почему же Господь проклял ее за то, что не нашел на ней плодов? Ответ следующий. Во-первых, как сказано в Евангелии, «Он нашел смоковницу, покрытую листьями, и не нашел на ней ничего, кроме листьев». Это означает, что на ней не было не только плодов, но даже и цветов, то есть даже начатков будущих плодов. Цветы смоковницы, кстати, тоже съедобные. И есть такое интересное святоотеческое толкование: листья – это наши молитвы; как через листья растение воспринимает солнечный свет, так через нашу молитву мы воспринимаем благодать Божию; цветы – это наши добрые дела, которые мы делаем в надежде на спасение; а плод – это совместное действие молитвы и добрых дел, это исправление жития.

Вот и мы, братья и сестры, когда читаем или слышим те или иные евангельские истории, должны не просто благостно назидаться, но делать выводы для себя, примерять те или иные открытые в Евангелии истины к своей конкретной жизни и исправлять свою жизнь. Только тогда мы не будем прокляты, ибо Господь «долго ждет, но больно бьет». Как бы не случилось так, что очередное посещение Божие будет сравнимо с историей этой смоковницы, и Господь больше не даст нам шанса исправиться. Будем помнить об этом и не терять времени. Аминь.

Проповедь во вторник 32-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Комментарии закрыты.