google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 25-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 25-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Ноябрь 28th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из конца 14-й главы Евангелия от Луки. Отрывок, который может сильно удивить, потому что то, о чем здесь говорит Господь, на первый взгляд противоречит тому, что мы считаем основными принципами христианства: люби Бога, люби ближнего. А здесь Господь говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Вот такая неожиданная фраза.

Причины здесь могут быть две. Первая заключается в том, что особенностью древнееврейского языка было то, что в нем не было слов, которые бы выражали понятие «больше нравится – меньше нравится». Понятия были более категоричными: «если это я люблю, то другую вещь я ненавижу». Так это может быть переведено на русский язык. Хотя этот совсем не значит, что ты ненавидишь эту вещь в том значении, в каком мы сейчас используем слово «ненавидеть». Мы просто говорим: «я это люблю больше, чем то». Поэтому здесь Господь не призывает ненавидеть отца, мать, жену, детей.

Речь здесь о другом – о приоритете ценностей, о том, что Господь для тех, кто хочет следовать за Ним, должен быть больше и важнее, чем отец, мать, жена, дети, братья, сестры, и даже собственная жизнь. Почему так? С одной стороны, потому что именно во Христе мы обретаем подлинную, вечную жизнь, исполнение смысла нашей жизни, и поэтому для нас Он должен быть Богом, нашим Творцом, больше, чем даже родные родители. С другой стороны, именно в Нем мы обретаем и земное счастье, потому что никакое, ни земное, ни небесное счастье невозможно без Бога.

И еще одна причина: как часто мы с вами делаем идолов из того, что нам нравится, и даже это может прикрываться заповедью: любить и почитать отца и мать свою. Но тем не менее, когда любовь к собственным родителям, или к жене, или к детям затмевает Бога, то это неправильное духовное состояние, и человек часто вследствие этого отвращается от Бога – для него люди становятся главнее, чем Господь Бог. И тогда эти люди становятся буквально идолами, заменяющими Бога.

И вот еще почему Господь говорит такие слова. Это видно из контекста самого Евангелия: за Господом шло множество народа, и Он, обратившись, сказал им эту фразу. То есть речь идет не о том, что всякий христианин непременно должен именно так поступать, но речь идет о том, что те, кто хотят посвятить свою жизнь следованию за Господом, то есть стать Его настоящими учениками, апостолами, теми, кого Он потом будет посылать на проповедь по всему миру, должны быть готовы к тому, что им придется забыть обо всем, что мы, земные люди, так ценили на протяжении истории и ценим до сих пор: крышу над головой, семейное счастье, уют, детей и так далее. Чему посвятили свою жизнь апостолы? Странствованию по всему миру, лишениям. Они ходили и возвещали людям, что Христос воскрес. Кто-то принимал их, а кто-то гнал, бил, убивал. Но апостолы шли, странствовали, они не могли иметь ни собственного дома, ни собственного огорода, ни жены и детей. И где их сегодня примут, где им придется сегодня ночевать – то ли в богатых царских палатах, то ли в придорожной канаве, а может быть, сегодня и убьют… Никто из них не знал ничего и о завтрашнем дне.

Поэтому Господь и предупреждает: если хотите стать по-настоящему Моими учениками, будьте готовы к тому, что вы должны Меня возлюбить больше, чем родителей, супругов, детей, братьев, сестер, и вы должны быть готовы ради Меня даже лишиться и собственной жизни. «Ибо кто не несет креста своего и не идет за Мною, тот не может быть Моим учеником». А нести крест, я напомню, это означает не только переносить страдания, но и нечто иное. Осужденные на смерть через распятие, как правило, несли свой крест с позором, потому что на распятие осуждали только самых гнусных людей – бандитов, злодеев, убийц. И поэтому, когда осужденный нес крест к месту своей казни, всякий благочестивый человек в те времена считал своим долгом кинуть в него камень или тухлый овощ, или просто плюнуть, дабы выразить свое отношение к человеку, нарушавшему заповедь Божию настолько, что его осудили на распятие. Господь предупреждает: если кто хочет следовать за Мною, не жди почета и уважения среди людей, но будь готов к тому, что ты будешь подобен человеку, несущему крест. Тебя не будут уважать, в тебя будут кидаться и плеваться. Но Я должен быть для тебя важнее, чем человеческие почести или поношения.

А далее Господь рассказывает притчу о человеке, который решил построить башню, и о том, что этому человеку сначала нужно сосчитать, а сможет ли он эту башню достроить до конца. Вторая притча – о царе, который с десятью тысячами воинов решил противостать идущему на него с двадцатью тысячами. И опять-таки такому царю нужно сначала сосчитать, а может ли он себе позволить это сделать, и если нет – то принимать какие-то другие меры. И вот Господь говорит: так всякий из вас сосчитай, подумай – ты хочешь следовать за Мною, ты хочешь быть Моим учеником, а можешь ли ты это? Если ты понимаешь, что нет в тебе сил, лучше и не пытайся стать апостолом, стать особым человеком, на которого от Меня будет возложена особая миссия. Господь не от Себя отвращал, но предупреждал людей, которые хотели быть Его учениками, хотели стать апостолами. Не каждый на это способен.

И заканчивается сегодняшний евангельский отрывок фразой: «Соль –добрая вещь, но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит». Соль в древности была единственным консервантом, тем, что предохраняло мясо, рыбу, овощи от гниения. Благодаря соли можно было засолить какие-то продукты и сохранить их на долгое время. Соль очень ценилась в древности. И Господь говорит Своим ученикам, что они и есть такая соль, которая спасает этот мир от гниения, от разложения. И, кстати, я напомню еще одну вещь: по-латыни «гниение» звучит как «коррупцио». Вот говорят: «коррумпированное общество». Это значит: «гнилое общество», когда можно все купить и продать. И Господь таким образом предупреждает: если вы, будучи солью, будучи тем, что должно спасать мир от разложения, от истления, сами станете частью этого мира, станете как песок, как земля, которую бросают под ноги, и ничем не будете отличаться, если перестанете действовать на этот мир; если соблазны этого мира возьмут верх над вами, и вы не будете этот мир сохранять от разложения, но сами будете разлагаться, то лучше вам не быть Моими учениками, и даже не пытаться.

Вот эту вещь имеет в виду Господь здесь, потому что так часто бывает, когда человек приходит ко Христу, уверовав, пытается что-то делать в этом мире, но на него приходят разные соблазны, предлагая ему жить так, как живут почти все люди. И вот мы должны, братья и сестры, запомнить: если жизнь тех людей, которые называют себя христианами, ничем не отличается от жизни людей, которые себя христианами не называют, тогда зачем надо было становиться христианами? Мы должны отличаться от неверующих людей своей любовью, милостью, состраданием и тем, что готовы ради Христа все перенести и даже пожертвовать своей жизнью. Аминь.

Комментарии закрыты.