google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 22-й седмицы по Пятидесятнице священника Евгения Горянчика | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 22-й седмицы по Пятидесятнице священника Евгения Горянчика

Ноябрь 7th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Важнейшим элементом христианской жизни является молитва. Молитва по образному святоотеческому выражению – это дыхание души. Молитва – кратчайший путь соединения человека с Богом. Молитва низводит с небес Божественную благодать и приобщает ей человека.

Какими словами, с какими чувствами можно приблизиться к Творцу всего видимого и невидимого? Сам Господь учит нас молитве в сегодняшнем евангельском чтении. Иисус Христос изрек слова, которые миллионы людей на разных языках произносят ежедневно, обращая свои сердца к всемогуществу Божиему. Эта молитва, данная людям как образец и наставление, называется Господней молитвой, или молитвой «Отче наш».

Вслед за Самим Спасителем мы повторяем святые слова, призывая Бога: «Отче наш, иже еси на небесех», прославляя Его: «да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; просим у Господа милости: «хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша». Мы исповедуем пред Богом нашу веру, свидетельствуем о своей христианской жизни: «ибо и мы оставляем всякому должнику нашему». Вновь просим помощи Божией: «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Христос учит нас молиться неотступно. Он предлагает некую житейскую аналогию. Если в поздний час обратиться к своему другу или знакомому и просить о помощи настойчиво, то наверное мы получим ее. и уже не из-за дружеских чувств, а из-за неотступности нашего прошения.

Так и Господь подаст просящим у Него все, что они с неотступностью просят. Важно только, чтобы молитвы наши были не бормотанием слов, а подлинным действительным возношением ума и сердца к Богу. Святитель Феофан Затворник пишет: «Сколько ни стой, сколько ни бормочи, — нет у тебя молитвы, когда сердце блуждает и полно суетных чувств. Уж если стоишь на молитве, приладься к ней, привлеки к молитве ум и сердце, хотя бы они и упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение».

Будем же усердны в молитве. Постараемся почаще обращать к Богу свои ум и сердце. Господь да не презрит наших сердечных воздыханий и да подаст нам Божественную благодать Свою и все просимое. Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Дягилева

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки. Этот текст – один из самых важных и принципиальных в Священном Писании. Один из учеников, как здесь написано, сказал Господу: научи нас молиться. И вот Иисус учит его и других учеников и говорит им: «Когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукаваго».

Молитва эта хорошо нам известна на церковнославянском языке как «Отче наш». В Евангелии от Луки редакция несколько отличается от Евангелия от Матфея. Здесь Господь прямо говорит, что мы должны не долги прощать, а конкретно – грехи, то есть речь идет, конечно, не о денежных отношениях, а именно о том, что мы всякий раз, когда согрешаем друг против друга, являемся должниками друг друга и должниками Бога. И поэтому, если мы сознаем, что поступаем плохо; если мы понимаем, что есть из-за чего нам обращается ко Господу со словами «Господи, помилуй», то всякий раз, когда кто-то на наших глазах согрешает, а тем паче – против нас самих согрешает, и если этот человек, все осознав, просит прощения, мы должны его простить. И получается так: если кто-то сделал нам зло, он неправ; но если, осознав, он попросил у нас прощения, а мы не хотим простить, в этот самый момент уже мы становимся неправы. Это нужно понимать.

И еще давайте обратим внимание на окончание этой молитвы, хорошо известной всем: «и избавь нас от лукаваго». Слово «лукавый» является переводом греческого термина, который звучит дословно как «зло». То есть, «избавь нас от персонифицированного зла». И это означает, что зло не просто существует в этом мире, что есть некий носитель этого зла. У нас это слово переведено как «лукавый». Но можно сказать еще нечто: иногда мы сами в этом мире становимся источниками зла. И это самое персонифицированное зло начинает действовать через нас с вами, используя нас как свой инструмент. И мы молимся, чтобы этого не происходило в нашей жизни, чтобы Господь нас избавил от такого искушения.

А далее Господь говорит, как бы рассказывает некую притчу, комментируя эту молитву: «положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему». На Ближнем Востоке, как известно, очень важно понятие гостеприимства. Если к тебе пришел гость, ты обязан дать ему самое лучшее; и позор твоему дому, если ты принял гостя и не можешь его накормить. Все это прекрасно понимали; поэтому, если кто-то приходит и просит хлеба, потому что к нему пришел гость, и его нечем накормить, это серьезное основание помочь. Даже, как ни странно, в понимании людей того времени, более серьезное основание, чем если человек придет и скажет: дай мне хлеба, потому что я голоден. Очень важно принять гостя и хоть чем-то его накормить. В такой ситуации может оказаться любой из нас, когда у нас обычно что-то есть, но вдруг выясняется, что именно в этот конкретный момент, именно сейчас того, что мы обычно имеем, у нас нет. Как раз в тот момент, когда нам это совершенно необходимо. И в таких ситуациях нужно помогать друг другу. Господь такую ситуацию представляет и говорит, что если вы не поможете этому человеку сразу, то он будет настойчиво стучать. И именно из-за его настойчивости или, как сказано в Евангелии, «неотступности», вы будете вынуждены встать и помочь этому человеку.

И далее Господь призывает именно так обращаться к Богу – настойчиво. Даже если нам кажется, что как будто Господь нас не слышит. То есть, Господь, с одной стороны, показывает нам, о чем нужно молиться, само содержание молитвы, ибо молитва «Отче наш» вкратце выражает основную суть того, о чем мы должны просить у Бога. В словах этой молитвы сказано все, поэтому во всех христианских традициях эта молитва является основной. И, с другой стороны, Господь говорит о том, как нужно молиться. А именно – неотступно. И тогда наша просьба будет исполнена.

Но есть еще одно место в Священном Писании, когда Господь обращается к Отцу Своему в саду Гефсиманском и просит: «да минует Меня чаша сия». И добавляет: «Но не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя, Отче». Вот так и нам нужно – имея эту настойчивость, все-таки не забывать очень важную мысль: возможно то, о чем я сейчас прошу, мне не нужно. И Господь именно по любви ко мне сейчас не исполняет моей просьбы. Или, возможно, мы с вами думаем слишком по-земному. А с небесной точки зрения исполнение нашей просьбы может оказаться губительно для вечной жизни. Ибо Господь ищет не решить наши земные проблемы, даже не облегчить наши страдания в болезнях, но Он ищет дать нам большее – вечную жизнь с Ним. И все то, о чем мы просим, все земное, не должно мешать достижению этой главной цели. И мы должны поэтому всякий раз добавлять эту фразу: «но не как я хочу, но как Ты, Господи», учитывая, что то, о чем мы просим, нам кажется хорошим и необходимым, но может помешать делу спасения нашей души. Будем же, братья и сестры, прежде всего об этом радеть – о том, чтобы приготовить себя к моменту встречи с Богом. Это самое главное. А все остальное должно либо помогать этому, либо, по крайней мере, не мешать. Аминь.

Оставьте комментарий!