Проповедь во вторник 21-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Октябрь 31st 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами, братья и сестры, слышали очень важный отрывок из Священного Писания, из 9-й главы Евангелия от Луки, где Господь говорит следующее: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною».

Мы – христиане, мы знаем и веруем, что Господь был распят на кресте, умер и воскрес из мертвых. Слово «крест» для нас рождает вполне конкретную ассоциацию со словами «Христос», «Церковь», «распятие», «воскресение из мертвых». Крест является знамением и символом нашего спасения, и самому знамению креста Господь дал великую силу бесов изгонять и недугующих исцелять. Мы все это знаем, но давайте задумаемся, что имел в виду Господь, когда сказал эти слова – ведь это было еще до Его распятия. Конечно, Он знал, что будет распят, конечно, Он предвидел это, и поэтому именно о кресте Он говорит Своим ученикам.

Но есть еще нечто важное, что мы должны знать и понимать. Казнь через распятие была самая позорная и постыдная казнь тех времен; распинали не всех подряд приговоренных к смертной казни. Если человек был римским гражданином, только за сам этот факт, какой бы тяжкий грех перед людьми человек не совершил, его нельзя было распять. Это было бы унижением города Рима, настолько унизительной считалась эта казнь – не только мучительной, но и унизительной. Распинали беглых или взбунтовавшихся рабов, распинали убийц, злодеев, маньяков; людей, настолько плохих, что когда человека вели на казнь через распятие, человек традиционно нес на себе крест – как говорят исторические данные, скорее всего, горизонтальную часть креста, потому что вертикальная часть уже находилась на месте. На груди у осужденного был титул – табличка, которую потом прибивали над его головой; на этой табличке была указана вина, за которую человека распинали. Так вот, если благочестивые люди видели, что ведут осужденного на распятие, они считали своим долгом плюнуть на этого человека, либо пнуть его, либо кинуть в него чем-нибудь, даже если они видели его в первый раз в жизни. Потому что понимали, что раз уж его распинают, значит, он действительно злодей, что хуже быть не может. И мой долг, как благочестивого человека, чуть ли не религиозный долг – выразить свое отношение к той мерзости, которую этот человек совершил, раз уж его распинают.

Вот такова была казнь через распятие. В наши дни аналогом такой позорной казни является казнь через повешение. И те ассоциации, которые у древних людей возникали в связи со словом «крест», сейчас у нас, пожалуй, рождает слово «виселица». Вот представьте себе, если вы услышали такую фразу: «кто хочет следовать за Мною, возьми виселицу свою и следуй за Мной». Даже мурашки по спине от таких слов, так страшно это слушать.

Многие люди видели чудеса, которые совершал Господь, исцеления, даже воскрешения из мертвых; многие следовали за Ним в надежде получить какое-то чудо и для себя, или какое-то нужное слово, или какой-то совет. Люди верили в Иисуса и называли Его Мессией, Машиахом, Христом; верили, что исполнятся и другие пророчества, которые есть в Ветхом завете о Христе, о Мессии – что Он воцарится, станет Царем. На что рассчитывали апостолы и на что рассчитывали многие люди, которые следовали за ним? Вот сейчас Он еще мало известен, сейчас Он еще ходит по пустыням, по деревням; сейчас Он доступен. И если сейчас мы будем верны Ему, если сейчас мы будем Ему помогать, то мы, бедные рыбаки, когда-нибудь станем друзьями Царя, а то и его подданными, которых Он призовет в Свой дворец и сделает министрами. Вот на что рассчитывали многие из этих людей. Возможно, Иуда рассчитывал стать министром финансов, другие ученики – занять какие-то другие посты. И не только ученики, а просто люди, которые следовали за Иисусом, тоже на что-то такое рассчитывали. Они ждали, что им перепадет кусочек Его славы, славы человеческой. Но Он им говорит: кто хочет идти за Мной, будьте готовы – идти за Мной, это не значит идти по славному пути; идти за Мной – это значит идти по позорному пути, по тому пути, который люди презирают. Если вы следуете за Мною, значит, вы знаете, что к вам будут относиться так же, как ко Мне; а ко Мне будут относиться так же, как к человеку осужденному на позорную казнь. Именно поэтому кто хочет душу свою сберечь (в данном случае под словом «душа» понимается жизнь), тот потеряет ее. А кто потеряет душу свою, то есть жизнь свою ради Меня, тот сбережет ее. «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» Вот вы рассчитываете на какую-то пользу от Меня… И мы часто приходим в Церковь тоже в надежде что-то получить от Иисуса в этой земной жизни, об этом думаем, об этом молимся, в надежде на это ходим в Церковь, ставим свечки и даже исповедуемся и причащаемся – в надежде что-то от Него получить, и желательно здесь и сейчас.

А на самом деле христианин – это воин Христов. И становиться воином в надежде, что не будут пули свистеть рядом с головой, – это безумие. Именно рядом с воинами пули и свистят. То же самое и здесь. Да, Господь наш в вечной жизни, Он в славе, и Он даст эту славу тем, кто рядом с Ним. Но Он прошел через позор и смерть к воскресению, и путь за Ним такой же – путь не только страданий, но и путь позора, непонимания в глазах общества, в глазах тех, кто рядом с нами живет. И когда человек становится христианином, очень часто он сталкивается даже с бытовым гонением на веру.

Но вот заключительные слова из сегодняшнего отрывка: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет в славе Своей и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие». Некоторые считали, что Иисус как бы предсказывает Свое Второе пришествие, но на самом деле речь идет о создании Церкви, а также о Его воскресении из мертвых. И действительно, многие из тех, кто тогда стоял рядом с Ним, увидели Царство Божие, увидели Его воскресение, увидели Его уже во славе. Но Он пошел через Голгофу.

Будем же и мы, братья и сестры, если хотим быть в славе небесной, не стыдиться Господа нашего здесь, на земле – даже если придется претерпевать непонимание или даже какие-то гонения, пренебрежительные слова и даже действия со стороны порой даже тех, кто по-человечески нам близок. Господь прошел через это, а наш путь лежит за Ним, через несение креста. Аминь.

Оставьте комментарий!