google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 20-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 20-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Октябрь 24th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали очень короткий отрывок из Евангелия, всего лишь три первых стиха 8-й главы Евангелия от Луки. Но этот отрывок поднимает следующую тему: кроме двенадцати апостолов за Иисусом Христом следовали женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней. И называются имена этих женщин: Мария Магдалина, Иоанна, жена Хузы, Сусанна и многие другие, которые «служили Ему имением своим». Тема женского участия в евангельских событиях, тема женщины в Церкви, в Священном Писании – одна из самых непроработанных. Мы как-то традиционно привыкли, что в обществе, особенно в Церкви, у нас патриархальная ситуация: мужчины являются епископами, священниками, диаконами; мужчины собирают соборы, принимают решения, которые относятся к канонам, даже к догматам Церкви. А женщины как бы всегда немножко в стороне, всегда немножко как бы ущемлены. У них – свое служение, но многим это дает повод размышлять о некоем ущемлении прав женщин даже в Церкви. Мы видим, что так же, как и двенадцать апостолов, женщины ходили за Иисусом, и не просто ходили, не просто получали от Него что-то, например, исцеление, но и сами служили Ему тем, что у них было – «имением своим».

Мы привыкли материальную сторону всегда считать низменной; мы считаем, что главное – это молитва, это духовная жизнь, забывая о том, что служение Богу может быть в том числе и материальными вещами. И, в частности, если бы не эти женщины, то и Господь, и апостолы были бы просто голодны, в конце концов. Может быть, и так. Но мне хочется еще вот о чем поразмышлять как раз в связи с этим отрывком. В книге Бытия, во второй главе, когда описывается, как Бог создал Адама, Бог говорит: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответствующего ему». Некоторые люди, когда читают этот отрывок, думают, что женщина – это как бы помощник мужчины, как бы подмастерье по отношению к мастеру, то есть, что изначально женщина была ниже, чем мужчина. Но святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место из Священного Писания, подчеркивает – и, кстати, это подтверждается еврейским текстом Библии: в оригинале там стоит не слово «помощник», а слово «партнер, равноправный партнер, такой же, как». И вот Иоанн Златоуст подчеркивает, что изначально в раю не было разделения, кто выше, а кто ниже. Они были равны. Действительно, Ева соответствовала Адаму и была ничуть не ниже и не хуже его.

Откуда же появилось это разделение в обществе и даже в Церкви? Святитель Иоанн Златоуст настаивает, что появилось оно именно как следствие грехопадения. Кстати, я хочу рассказать вам интересную вещь: когда в третьей главе книги Бытия Бог проклинает женщину, Адама и змея, то проклятие женщине звучит следующим образом: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Вот эти слова «он будет господствовать над тобою» утверждаются впервые в Священном Писании как тот момент, когда муж все-таки поставлен выше женщины. И вот что интересно. В древнееврейском языке не было принципиальной разницы между понятиями «к» и «над», и поэтому этот отрывок можно перевести примерно так: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей, и хотя твое стремление будет быть над мужем твоим, но он будет господствовать над тобою». Очень интересно. И получается, что некая заповедь дана женщине – женщина должна себя ставить на место по отношению к мужчине.

Но в Новом завете мы видим нечто иное. Женщины знают свое место, они как бы немножко в тени, но при этом без их поддержки миссия Иисуса и Его учеников, возможно, не была бы столь успешной. Особенно учеников. Господь, конечно, Всемогущий Бог, Он может и без еды, и без отдыха существовать. А вот ученики, простые земные люди… Им женщины помогали, как могли. Но что самое важное – именно женщина из всего человечества оказалась в Царстве Небесном выше херувимов, выше серафимов, выше всех ангелов. Это Дева Мария. Из всех людей, которые когда-либо жили на земле, именно женщина сподобилась такой чести, как никто другой из святых мужей. И именно через женщину произошло когда-то падение рода человеческого. И именно через женщину пришло спасение роду человеческому.

Будем же помнить, что хотя все еще женщина на нашей грешной земле как-то в стороне, как будто немножко в тени, в том числе и в Церкви, но именно женщины несут свое тяжелое служение, без которого нам, мужчинам, невозможно было бы служить Богу. Мы взаимно нужны друг другу, и мы должны не унижать, но любить друг друга, ибо изначально мы созданы как равноправные, полноценные партнеры, мужчины и женщины. Нам дана заповедь создавать семьи, рождать детей и помогать друг другу во всем. Будем же любить друг друга и так исполнять волю Христову, волю Господню от начала создания мира. Аминь.

Оставьте комментарий!