google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 19-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 19-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Октябрь 17th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, где приводится фрагмент того, что мы с вами традиционно называем Нагорной проповедью. Я сначала напомню один текстологический момент: в Евангелии от Матфея Нагорная проповедь приведена более развернуто и представлена в трех главах – в 5-й, 6-й и 7-й. А в Евангелии от Луки по каким-то причинам она, во-первых, не Нагорная, потому что написано, что Господь стал на ровном месте. Это можно, конечно, объяснить тем, что Он стал на некоем уступе, и для тех, кто стоял снизу, Он был на горе, а для тех, кто стоял рядом с Ним, Он был на ровной площадке. По крайней мере, такое место до сих пор в Палестине показывают. А, во-вторых, по каким-то причинам евангелист Лука как бы растворил Нагорную проповедь в своем Евангелии. И эта проповедь фрагментами то здесь, то там приводится. Но тем не менее 6-я глава Евангелия от Луки как раз в значительной части посвящается именно тому, что мы называем традиционно Нагорной проповедью. Здесь проповедь несколько сокращена, но, с другой стороны, здесь есть то, чего нет в Евангелии от Матфея.

Сегодняшний отрывок, я думаю, многим хорошо известен. Итак, первое, что сказал Господь, первое, что мы сегодня слышали: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». У святых отцов, в частности, в «Лествице» святого Иоанна Лествичника, я встречал очень важное рассуждение о том, что соблюдение только одной этой заповеди «не суди» спасает само по себе. Не осуждай – и не будешь осужден. Да, ты великий грешник; да, ты не можешь найти в себе силы побороть какой-то грех – не осуждай других, и за это будут прощены тебе твои великие грехи.

Читать по теме: Проповедь во вторник 19-й седмицы по Пятидесятнице священника Евгения Горянчика

Поэтому неосуждение – это одна из величайших добродетелей. Известны многочисленные притчи о том, как, например, монах умирал, и всем была известна его греховная жизнь. И вот отцы собрались, чтобы посмотреть, как будет умирать этот грешный, нерадивый монах. И вдруг лицо его просветлело, и он сказал, что ему явился Господь и сказал ему, что за то, что никого не осуждал, все грехи его прощены. И подобные истории мы можем прочитать в различных патериках – описаниях жизни древних подвижников, монахов и святых отцов.

Будем об этом помнить. Всякий раз, когда кто-то на наших глазах согрешает – да, мы считаем, что этот человек поступает неправильно. Но, во-первых, мы не знаем зачастую всех обстоятельств, почему человек поступает именно так, плохо, с нашей точки зрения. А, во-вторых, неизвестно, как мы бы с вами поступили, окажись мы в его шкуре, в его ситуации. А, в-третьих, мы с вами в чем-то другом, может быть, грешим еще больше. Да, в этом, конкретном, в чем наш ближний согрешил, мы не согрешаем, но мы зато грешим в чем-то другом. И в глазах Божиих можем казаться хуже его все равно.

Напротив, если мы знаем, что кто-то согрешил по немощи, давайте покроем его немощь, давайте поможем ему исправиться, давайте не будем тыкать в него пальцем, всем рассказывать о том, какой он плохой. И за это Господь наши многие грехи покроет, потому что мы покрыли грехи брата нашего. Если человек согрешил, но покаялся – тем паче, если мы не прощаем его, то уже мы становимся неправы, потому что не прощаем того, кто просит прощения. И вот об этом слова Господа: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе?» Это – о том же. Мы видим недостатки ближних, не замечая свои; прощая себя, не прощаем других.

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». На этом заканчивается сегодняшнее евангельское чтение. Действительно, наши слова показывают, что в нашем сердце. Все, что мы говорим, если говорим с любовью и кротостью, являет любовь и кротость нашего сердца. И, напротив, самые правильные слова, сказанные с гневом, с желанием унизить ближнего, пусть даже мы сто раз правы, а он не прав, показывают, что в нас нет самого главного – любви. Поэтому будет аккуратны в словах наших, будем помнить вот о чем: между нашими поступками и между тем, что в нашем сердце, в нашей душе, есть прямая связь. То, что мы выносим наружу, являет наше внутреннее. Но, с другой стороны, именно то, как мы себя ведем, формирует и то, что внутри нас. Будем кроткими и не будем осуждать; будем молиться и за тех, кто нам приносит зло. И тогда станем такими, как призывает Господь наш – станем сынами Отца нашего Небесного. Аминь.

Оставьте комментарий!