google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 18-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 18-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Октябрь 10th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали очень интересный отрывок из Евангелия, из 5-й главы Евангелия от Луки, где Господь очищает прокаженного. Чем же нам интересен этот отрывок? Ведь много чудес совершил Господь, многих больных исцелил. Почему мы должны обратить внимание на этот отрывок? Он, как ни странно, имеет прямое отношение к нашей с вами духовной жизни.

Давайте разберем этот отрывок. Согласно закону Ветхого завета человек, который обнаружил, что он болен проказой, был обязан покинуть то место, где живут люди, он должен был отныне жить вне того места, где живут люди; любой прикоснувшийся к нему считался ритуально, религиозно оскверненным; любой человек, который прикоснулся к одежде или к какому-либо предмету, к которому прикасался прокаженный, считался ритуально, религиозно, перед лицом Божиим оскверненным. Если прокаженный входил в собрание людей, то такого прокаженного должны были побить камнями, ибо он не имел права это делать, поскольку он как бы сознательно заражал людей этой страшной болезнью. Поэтому прокаженные были глубоко несчастные люди. Вот, жил нормальный человек, он мог иметь состояние, богатство, дома, поместья – все, что угодно. Но однажды он вдруг обнаруживал, что на нем проказа. И он должен был бросить все, что у него было, и уйти жить в пустыни, одетым в лохмотья, и редко кто ему помогал, редко кто даже кидал ему хотя бы кусок хлеба. Все от него шарахались.

И вот Иисус, когда к Нему подошел такой человек в проказе и пал перед Ним, не отвратился от него. Но когда тот сказал Ему: «Господи, если хочешь, можешь ли меня очистить?», Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: «Хочу, очистись». «И тотчас проказа сошла с него». Давайте подумаем, что произошло с точки зрения ветхозаветной традиции. Да, прокаженный очистился, но до того момента, когда его очищение по закону засвидетельствует священник, все равно формально он считался еще прокаженным, ибо свидетельства священника еще не было. А кроме того, Иисус в присутствии людей прикоснулся к этому человеку в тот момент, когда тот еще был прокаженным. Значит, формально Иисус осквернен. Что Он говорит? «Иисус повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им». То есть Иисус просит его: не говори никому о том, что произошло, но иди и исполни законный ритуал, чтобы ты был чист перед лицом народа и мог жить нормальной жизнью. А далее – интересная фраза: «Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился». В параллельном месте, где описывается эта же история, в Евангелии от Марка, все происходит немного иначе. Евангелист Марк пишет, что этот прокаженный пошел и всем начал рассказывать о том, что произошло. И именно поэтому, с одной стороны, огромное количество народа стало стекаться к Иисусу, но, с другой стороны, именно поэтому Иисус был вынужден не входить в город, жить в местах пустынных до тех пор, пока не исполнилось время Его очищения. Потому что формально, ритуально Он считался прокаженным.

Вот почему, братья и сестры, когда мы ради славы какого-то человека, даже праведника, начинаем рассказывать о его делах, особенно, когда он просит нас о них не рассказывать, на самом деле, мы этим оказываем ему, что называется, «медвежью услугу». Бывает и так – и так произошло с этим прокаженным. Он не исполнил заповедь Господню, не сделал то, что ему велел Иисус – никому ни о чем не рассказывать, а пойти и исполнить положенный ритуал, принести жертву. А прокаженный пошел и начал всем рассказывать, и Иисус оказался перед лицом всех людей ритуально нечистым на несколько дней.

Но здесь есть и еще один момент, на который стоит обратить внимание. Как часто бывает, что мы с вами на закон, на существующее правило обращаем большее внимание, чем на то, что на наших глазах произошло действие Божие. Если бы Иисус вошел в город, Он бы дал повод тем же фарисеям, тем же Своим врагам формально обвинить Его в нарушении заповеди об очищении от проказы, повод схватить Его и побить камнями. А на то, что следствием того, что Он формально нарушил закон, прикоснувшись к прокаженному, стало исцеление этого самого прокаженного – на это чудо, как выясняется, люди не очень обращали внимание.

Как часто и у нас так бывает. Мы слишком много внимания обращаем на соблюдение внешних правил, внешних ритуалов, порой забывая о том, что за ними стоит суть, которая для нас должна быть важнее всех законов, вместе взятых. Ибо христианство есть не вера очередного закона, но вера благодати и любви. И если мы веру и любовь имеем, то имеем и надежду быть с Иисусом, быть в Царстве Небесном. А если мы не имеем ни веры, ни любви, то и надежды не имеем быть со Христом, даже если формально будем соблюдать все посты и вычитывать все молитвенные правила. Будем об этом, братья и сестры, помнить во всей нашей жизни. Аминь.

Комментарии закрыты.