google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь во вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Виталия Головатенко | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь во вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Виталия Головатенко

Сентябрь 12th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В стихе, непосредственно предшествующем только что прочитанному евангельскому отрывку в 23 стихе 4 главы Евангелия по Марку, Христос восклицает: «Если кто имеет уши слышать, да слышит». И не в первый раз Он повторяет эти слова. И далее говорит: «Замечайте, что слышите».

Несомненно, ухо – очень важный орган для восприятия информации из окружающего мира, и Христос много раз говорит о внимании к тому, что мы видим, к тому, что мы слышим, к тому, что мы воспринимаем. Как мы это воспринимаем, с какими мыслями, в чистоте ли этих органов восприятия, и что потом делаем, какие выводы делаем, и как меняем или не меняем свою жизнь, свое поведение в этом мире.

И далее сказаны очень важные слова: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам, и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо, кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Жестковато слово это. И не сразу понятно. Но несколькими стихами выше Христос цитирует пророка Исаию. Пророк Исаия отправляется на служение, его посылает Сам Бог. И Он говорит Своему пророку, 6 глава, 9 стих и ниже: «Пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами. И не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Это вариант Синодального перевода.

Но есть и другой вариант, гораздо более жесткий. Вот он: «Пойди, и скажи этому народу: вы слушаете, слушаете, и не понимаете; вы смотрите, смотрите, и не видите. Итак, огруби сердце этого народа, чтобы они ничего не слышали, и ничего не видели, и не понимали, и не обратились, чтобы Я исцелил их».

Это гораздо более страшно. В чем же дело? Почему Господь хочет отнять у тех, кто не слышит и не видит, и то, последнее, через что можно было бы увидеть и услышать? Разгадка в словах Христа: «Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Давайте вспомним. Каждый из нас в свое время в школе изучал какой-нибудь иностранный язык. И если потом в течение жизни мы ни разу не возвращаемся к этому языку, так сказать, не практикуемся, не читаем на нем, не общаемся, мы его забываем.

Точно так же происходит и с некоторыми дарами Божиими нам – мы их теряем, если не используем их, не употребляем их на пользу себе, людям и во славу Божию. Вот когда происходит то, что мы теряем и то, что, как нам кажется, мы имеем. И в данном случае Христос предупреждает: если вы будете только слушать и слушать, но не услышите и не изменитесь, у вас отнимется эта возможность слушать и, главное, слышать.

В Синодальном переводе Евангелия по Марку написано: «и прибавлено будет вам, слушающим», но в церковно-славянской версии: «и приложится вам, слышащим». И действительно, это греческое слово может быть переведено и как слышащим, потому что одно дело слушать, а другое дело услышать.

Вот именно поэтому Христос тайны Царствия Божия предпочитает излагать в притчах. И не только потому, что эти тайны трудно понять, а некоторые почти невозможно постигнуть нашим земным ограниченным умом, только в иносказании, но еще и потому, что эти простые тайны, понятные и ребенку, помните, как Он благодарит Бога за то, что Отец Его утаил эти тайны от мудрых и разумных и открыл младенцам. Значит, даже младенцу они могут быть доступны в необходимой нам мере, в той мере, которая необходима для нашего обращения и спасения.

А если мы отворачиваемся от голоса Божия, не хотим Его слушать, не хотим воспринимать, в конце концов, мы теряем эту способность, способность слушать и, главное, слышать, способность воспринять, уразуметь сердцем и обратиться и измениться.

Вот почему важно оставаться чутким, оставаться всегда на связи с Богом, всегда держать открытыми свои уши, не забивать их житейской суетой, житейскими печалями, злобой мира сего. Вот тогда с Божией помощью мы действительно будем слышать и услышим то единственное, что нам необходимо. Аминь.

Оставьте комментарий!