google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в субботу 27-й седмицы по Пятидесятнице Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в субботу 27-й седмицы по Пятидесятнице Александра Глебова

Декабрь 17th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В конце восьмидесятых годов прошлого, ХХ века в лексикон нашего общества вошло слово «духовность». Вошло очень быстро, было принято и хочется верить, что укрепилось на долгие годы. За этот промежуток времени было очень много сказано и написано в прессе о ценностях духовной жизни, о том, как наш народ их утратил, и как без них нам плохо жилось.

Рассуждали на эту тему все, кому не лень, даже те люди, которые по своему мировоззрению, по своим убеждениям и внутреннему содержанию никакого отношения к духовной жизни не имеют и не хотят иметь.

Духовность, духовная жизнь, духовные ценности – все это стало употребляться и прилагаться к тому, что действительно является проявлением духовной жизнью человека, и там, где это совсем ни к чему, не к месту. Уровень человеческой культуры, образование, воспитание, даже происхождение человека давало повод судить о его духовном развитии.

И совершенно естественно, что при таком подходе слово «духовность» хоть и стало для многих привычным, но вместе с тем от частого и неуместного употребления стало претерпевать некоторую инфляцию в сознании людей. Оно очень размыто и иногда просто непонятно, о чем идет речь, и какими качествами должен обладать человек, чтобы слово «духовный» могло быть применимо к нему.

Это что? Человек образованный? Или воспитанный в традициях высшего общества XIX века? Или наоборот, может быть это бедность, простота, серый платочек, презрение ко всему земному, разговоры только о небесных благах? Нет. Все это не может служить определением подлинной духовной жизни человека, поскольку духовность это понятие не интеллектуальное, не культурное и не социальное. Духовность – понятие исключительно религиозное. И когда светский нерелигиозный человек берет на себя дерзновение рассуждать о духовной жизни и даже давать советы по этому вопросу, то надо ясно понимать, что его компетентность в данной области не больше, чем у слепого в живописи.

Духовность – это приятие человеком Духа Божия. А что это значит: приятие в себе Духа Божия? Как узнать, принял ты его или нет? Ведь речь-то идет не о каких-то внешних проявлениях, а о внутренней сокровенной жизни человека. А узнаем мы о том, действует ли в нас сила благодати Божией или нет, из Послания апостола Павла к Галатам, отрывок из которого читался за сегодняшней Литургией.

Апостол пишет, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А далее, он перечисляет, какие плоды дает человеку присутствие Духа Божия в его жизни. Он пишет: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Вот в чем должна проявлять себя подлинная духовность.

Да, духовная жизнь человека сокровенна. Но проявляет-то она себя явно и очевидно для всех. И какую бы благочестивую и добропорядочную маску человек ни надевал на себя, пытаясь предстать в глазах окружающих его людей лучше, чем он есть на самом деле, даже непродолжительное знакомство и общение с ним, основываясь на определении идеала христианства, описываемого апостолом Павлом в сегодняшнем Послании, поможет нам понять, соответствует ли внешний образ человека его внутреннему содержанию или нет.

Но помимо того, что это определение позволяет нам не быть обманутыми чьим-то мнимым благочестием, самое главное, эти слова помогают человеку не заблуждаться в жизни, разобраться в самом себе и не обольщаться самим собою. Ибо никто другой, может, и не заметит, но человек-то сам себя лучше знает. И каждый из нас может в отношении себя провести своего рода такой тест.

Вот спросите каждый самого себя и самому себе ответьте. Есть ли в моей жизни любовь, подлинная любовь, как готовность жертвовать собой ради другого человека? Присутствует ли в моей жизни радость, радость, не как эмоциональное состояние, которое имеет какие-то внешние причины и очень быстро проходит, а постоянное определенное состояние духа, ощущение близости Бога, которая просто обрекает человека на радость вне зависимости от внешних условий. Есть ли мир, как говорит слово Божие, «мир в костях моих»? То есть, не раздираемся ли мы внутренними противоречиями, целостные ли мы люди? Находимся ли мы в мире не то, что с соседями, а с самим собой? И так далее, попытаться ответить на все остальные характеристики присутствия Духа Божия в человеке: долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И если мы честно ответим сами себе утвердительно, то слава Богу. А если нет, то значит благодать Святаго Духа еще не до конца коснулась наших сердец и не принесла тех плодов, которые должна была принести. Значит, ставим мы еще препятствия для ее проникновения в нас.

Кстати, сегодняшний отрывок из Послания апостола Павла к Галатам читается в храме достаточно часто. В соответствии с церковным Уставом его положено читать, когда Церковь прославляет преподобных святых. И читается он именно потому, что эти люди в своей жизни явили все вышеперечисленные плоды Святаго Духа и явились духоносными источниками для окружающих людей и для тех, кто обращается к ним с молитвой. Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Глебова.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Первая часть сегодняшнего евангельского чтения – это отрывок из Нагорной проповеди Христа Спасителя. И назидание это является важным и определяющим для духовной жизни человека.

Если прочитать этот текст полностью, то станет понятно, что Господь говорит о том, что должно являться доминантой человеческой жизни, что должно быть у человека на первом месте, к чему он должен стремиться, какие цели он должен перед собой ставить, и что в человеческой жизни должно быть второстепенным, хотя, может быть, и очень важным.

Правда, есть одно «но». Эти слова Господа могут восприниматься человеком и могут служить ему ориентиром в жизни лишь в том случае, если человек является верующим. Если он верит в Бога, как в своего Творца и Промыслителя. Если он верит, что Бог направляет его жизнь. Если человек верит, что его жизнь не заканчивается крышкой гроба, но продолжается в вечности.

В противном же случае, если люди придерживаются каких-то иных мировоззренческих позиций, то все то, о чем говорит Господь в сегодняшнем евангелии, навряд ли может иметь какое-либо значение и смысл. И уж тем более, люди не будут предпринимать усилий, чтобы воспринять эти слова и воплотить их в жизни. Хотя по инерции, по какой-то духовной инерции, даже люди далекие от Бога могут говорить, что все-таки это важно с точки зрения так называемых общечеловеческих ценностей. Хотя на мой взгляд это понятие «общечеловеческие ценности» достаточно размыто. Потому что у одной группы людей это ценности одни, у другой совершенно противоположные, у третьих – третьи и так далее. Но не об этом речь.

О чем же говорит Господь. А Он говорит, что душа человека – больше пищи и тело – больше одежды. Он призывает нас не заботиться о завтрашнем дне. Но правда, наверное, эта фраза нуждается в пояснении небольшом. Действительно, как же можно так бездумно жить, не заботясь о завтрашнем дне? Ведь мы знаем, что, когда человек живет одним днем, беспечно и ветрено, то это обычно ни к чему хорошему не приводит. Заботиться о завтрашнем дне надо. Только забота бывает разная. И гораздо точнее слова Христа выражены в славянском тексте Евангелия. Там «не заботьтесь» звучит следующим образом: не пецытесь. То есть, чтобы эта забота не испепеляла ваше сердце.

Христос просто как бы очерчивает рамки, за которые наши житейские заботы не должны выходить. Не стоит от них сгорать, не стоят они жизни, не стоят они того, чтобы только ради них жить. Жить надо ради другого. Далее Христос говорит: посмотрите на птиц. Они не сеют, не жнут, но Господь питает их. Или посмотрите на полевые лилии, которые не трудятся, не прядут ткани, но Господь их так украсил, что и Соломон во всей своей славе не одевался так. Но вы-то, то есть люди, — больше, чем птицы или растения, и Господь знает, в чем вы имеете необходимость. «Вы же в первую очередь ищите Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Дальше Господь продолжает: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».

Многие критически воспринимают эти слова Спасителя и считают, что здесь Господь призывает нас к какому-то созерцательному состоянию, к отказу от житейских благ, к какому-то жизненному безразличию. Что Господь отрешает нас от труда. Ну действительно, зачем трудиться, что-то зарабатывать, если птицы не работают, а Господь их питает. Но если мы – больше птиц, то сиди, в первую очередь думай о Царствии Божием, а уж Господь – то найдет способ, как тебя прокормить.

Нет, это упрощенное и совершенно неверное понимание того, что говорит Господь. Господь не отрешает нас ни от земных забот, ни от земных радостей, ни от труда, ни от материального достатка, ну, конечно, в том случае, если этот достаток явился следствием честного труда. Но в этих словах Спасителя как бы содержится призыв: Человек. Помни свое высшее предназначение. Здесь речь идет о приоритетах: что чему предшествует, и что чему должно быть подчинено. Господь не делит мир на черное и белое, на хорошее и плохое. Он говорит, что и посреди ценностей существует иерархия: есть хорошее, а есть еще лучшее; есть важное, а есть еще более важное.

Я приведу такой пример. Опять-таки из учения Христа, из Его слов. Ведь, наверное, никто не будет спорить, что человеческая жизнь является абсолютной ценностью. Здесь даже двух мнений быть не может. Ну а Господь что говорит? Он говорит, что в каких-то ситуациях человек, отдавая свою жизнь, обретает еще большую ценность: «Нет больше той любви, кто жизнь свою положит за други своя». Или «кто хочет душу свою, то есть жизнь, спасти, погубит ее, а кто жизнь свою отдаст ради Меня и Евангелия, обретет ее».

Это значит, что наивысшей точкой в системе ценностей является Царствие Божие, единение человека с Богом.

Если наша житейская забота, или удовольствие, или накопление становится самоцелью, и человек любыми путями пытается достичь этой цели, несмотря ни на кого и ни на что, если для него это составляет смысл жизни, то это неправильная жизненная позиция. Именно о недопустимости этого и предупреждает Господь в сегодняшнем евангелии. И Он говорит, что в конечном итоге такой человек обречен на неудачу и на разочарование, потому что выбрал ложную цель своей жизни. Но если наши заботы, наши труды, наши радости или переживания сопутствуют нашей жизни в движении к главной цели, к которой Господь приглашает нас и на которую Он нам указывает, это означает, что такой человек правильно организовал свою жизнь. Он движется в верном направлении, к верной цели. И хоть путь этот нелегкий, «узкий», как называет его Господь в Евангелии, человек, идущий по нему может не сомневаться, что в конце этого пути Господь не посрамит его усилий, щедро воздаст ему в вечности.

Да и не только в вечности. И в этой жизни все необходимое прилагается тому, кто в первую очередь ищет Царствия Божия. Аминь.

Оставьте комментарий!