google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в субботу 25-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в субботу 25-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Декабрь 2nd 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Напомню вам самые главные ключевые слова сегодняшнего апостольского чтения: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить (то есть – извратить — прот.А.Глебов) благовествование Христово. Но если бы даже мы, или ангел с неба, стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю, кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Анафема это не проклятие, церковь никого не проклинает, апостол Павел тоже. Анафема это констатация того факта, что данный человек своими словами или своими делами, своим образом жизни или своим учением, вывел сам себя за границы Церкви. Да, человек свободен, он может мыслить и учить так, как считает нужным. Но если его учение входит в противоречие с учением Церкви, то тогда Церковь говорит «анафема», то есть свидетельствует о том, что человек вышел за пределы Церкви. И то, что он говорит, и то, чему учит, и то, к чему он призывает, касаясь религиозной тематики, это всего лишь его частное мнение. И это мнение не только не имеет никакого отношения к вероучению православной Церкви, но и враждебно ей. Это ложное учение, следуя которому люди отходят от Бога.

И вот именно такие лжеучителя появились в Галатии. Галатия находится на территории Малой Азии, сегодняшней Турции, и названа так, потому что была заселена кельтским племенем галатов или галлов. Апостол Павел посетил Галатию во время своего первого миссионерского путешествия, где-то в середине сороковых годов первого века.

Как и везде, он там проповедовал Христа, основывал церковные общины и шел далее, стараясь выполнить последнее повеление Спасителя, приобщая как можно больше людей к свету Христовой истины. Но после ухода апостола Павла из Галатии во многих основанных им церковных общинах начались нестроения.

Возмутителями спокойствия явились христиане из иудеев. В их среде изначально тлело враждебное недоверие к апостолу Павлу. И не любили они его в основном за то, что апостол Павел в первую очередь обращал свою проповедь к язычникам, а не к своим соплеменникам, не к евреям.

Это, видимо, больно задевало их самолюбие. Ведь все-таки первые христиане из евреев были люди, воспитанные на Ветхом Завете, а значит, впитавшие в себя идею избранничества Богом еврейского народа, его особой миссии в этом мире, его как бы религиозного первенства. И вместе с тем, опять-таки в силу иудейского воспитания, они, если не с презрением, то все-таки с определенной долей недоверия относились к христианам из язычников.

Поэтому то, что апостол Павел обращает свою проповедь в первую очередь к язычникам, вызывало в их среде неодобрение и раздражение. Как только апостол Павел покинул Галатию, христиане-иудеи стали оспаривать законность его посланничества и подлинность его благовестия, так как он учил, что Евангелие отменяет обрезание и не требовал от крестившихся соблюдения обрядовых и бытовых предписаний закона Моисея.

Вот собственно эти нестроения и послужили поводом к написанию апостолом Павлом письма или послания к Галатам, в котором он укрепляет их в борьбе с иудействующими лжеучителями.

Послание апостола Павла к Галатам, как и любое апостольское послание это в первую очередь письмо, написанное либо церковной общине, либо частному лицу. У каждого апостольского послания была причина написания и была цель. Конечно, сами апостолы не предполагали, что их письма войдут в библейский канон и станут Священным Писанием, непререкаемой истиной для всех народов и на все времена.

За прошедшие почти две тысячи лет со времени написания апостольских посланий мир изменился до неузнаваемости. Совершенно изменилась и внешняя структура Церкви, ее статус в мире, ее распространенность. Под распространенностью я подразумеваю не только православие, а христианский мир в широком смысле.

Конечно, за 2000 лет Церковь обрела богатое догматическое, каноническое, литургическое наследие. Христианская вера вдохновляла людей и во славу Божию порождались новые направления в архитектуре, в живописи, в музыке и так далее. То есть за время, отделяющее нас от написания апостольских посланий, изменился мир, и внешне изменилась жизнь Церкви.

Но можем ли мы на этом основании говорить, что то, о чем писали апостолы в древности, с чем они боролись, с кем они полемизировали, что все это уже в прошлом и имеет интерес и значение только для узкого круга специалистов, изучающих историю древней Церкви апостольского периода? — Нет. Борьба апостолов с человеческими грехами, с заблуждениями и со лжеучениями актуальна и сегодня.

К сожалению, это то, что сопутствовало жизни Церкви всегда, с первых дней ее существования и, видимо, пребудет в Церкви до скончания века. И несмотря на все внешние перемены, которые со временем происходят в мире, природа человеческая не меняется, и человеческие грехи те же самые, и человеческие заблуждения те же самые сегодня, как и 2000 лет тому назад.

И научно-технический прогресс нашего мира далеко не тождественен духовно-нравственному прогрессу человечества. И конечно, давно уже канул в небытие этот конфликт между христианами из иудеев и христианами из язычников, который явился поводом для извращения евангельского учения, переданного апостолом Павлом в Галатии.

Но разве сегодня у нас меньше лжеучителей? Не из иудеев и не из язычников, а своих, доморощенных, которые буквально одержимы какими-то бредовыми мессианскими идеями и предлагают свой рецепт спасения России и Православия? Везде и всюду ищут врагов, сеют смущение в умах человеческих? И сколько их сегодня! И по радио выступают, и книги пишут. И многие действительно поддаются на эти лжеучения.

И вот здесь-то, ох, как вовремя будет вспомнить слова, сказанные в глубокой древности, но очень современные, на злобу сегодняшнего дня: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».

И ведь действительно, послушаешь или почитаешь иногда наших некоторых из сегодняшних писателей или проповедников, и понимаешь, что ничего общего с евангельской проповедью их речения не имеют. И когда покупаем мы в церковной лавке книгу может быть с очень благочестивым названием и автором ее может быть лицо духовное, и характеристика ему, конечно, будет дана самая, что ни на есть положительная, и уж конечно, обязательно будет написано, что печатается книга или издается с благословения Патриарха или какого-либо из архиереев. Только это не значит, что так оно и есть на самом деле. Ведь для придания своему творчеству авторитета написать-то можно все, что угодно, как говорится, бумага терпит. Но главная-то беда заключается в том, что содержание многих и многих из этих книг, кстати, неплохо покупаемых, носит даже не церковный, а антихристианский характер.

Это когда человеку для того, чтобы сохранить духовную свободу, рекомендуют бороться не с грехом внутри себя, а с числами или с документами, от которых исходит, якобы, какая-то опасность. Это когда темные личности нашей истории, иногда просто откровенные негодяи, представляются святыми и им пишутся иконы, жития, службы. Это невзирая на то, что только Священный Синод Русской Православной Церкви имеет каноническое право давать на этот счет соответствующее разрешение.

То есть собственно официальная позиция Церкви игнорируется. При том, что сами авторы заявляют о своей церковности. Вот все это делают те люди, о которых апостол Павел в сегодняшнем послании сказал: «которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие извратить благовествование Христово». И даже если человек обладает в ваших глазах каким-то авторитетом, и вы стараетесь прислушиваться к его словам, то это еще совсем не значит, что этот человек во всем прав: «Но если бы даже мы, или ангел с неба, стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема», — говорит апостол Павел.

Вот я бы вам рекомендовал, дорогие братья и сестры, как можно чаще читать слово Божие. Евангелие, апостольские послания. Читать не торопясь, вдумчиво, размышляя над тем, что прочитали. Читать не только для того, чтобы расширить свой кругозор, а чтобы проникнуться евангельским духом, словами Христа, Его делами, дабы в сегодняшнем сложном, и очень обманчивом не только светском, но и духовном мире, мы смогли бы отличить пшеницу от плевел, подлинное учение Христово от человеческий преданий и заблуждений, и чтобы наше рвение и благие намерения не привели нас на ложный путь. Аминь.

Оставьте комментарий!