google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в субботу 25-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в субботу 25-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Декабрь 2nd 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу», — говорит Господь в сегодняшнем евангелии.
.

Вот действительно, читая страницы евангельской истории и размышляя о том, что совершил Господь, мы упускаем из вида и совсем не задумываемся о тех, не то, что некомфортных, а тяжелых условиях, в которых Христос Спаситель осуществлял Свое общественное служение.

Ведь последние три года жизни Он был человеком, по сути, бездомным. Конечно, в Назарете остался дом, в котором Христос был воспитан и жил вместе со Своей Пречистой Матерью и Иосифом-Обручником. Но с тех пор, как Он покинул этот дом с момента крещения в Иордане и до смерти на кресте, а этот временной срок как раз и определяется в три года, этот основной этап Своей жизни Христос провел, переходя с места на место, находя кров у тех, кто с радостью Его принимал.

Читать по теме: Проповедь в субботу 25-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

И из таких близких друзей Спасителя мы знаем благочестивую семью в местечке Вифания, недалеко от Иерусалима, это Его друг Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария. Это были люди, двери дома которых, были всегда открыты для Господа, Он в любое время был там самым радостным и самым желанным гостем. Из Евангелия мы знаем, что Христос нередко останавливался в их доме.

Среди тех, кто принимал Христа и давал Ему кров, были люди не только благочестивые, но и те, переступать порог дома которых, а тем более, делить с ними трапезу, было чем-то вызывающим. К такой категории лиц относились мытари, люди, всеми презираемые за их поборы, за их сотрудничество с оккупантами.

Но Христос как бы публично пренебрегал этими сложившимися у иудеев стереотипами о чистых и нечистых, о праведных и грешных, и никогда не отказывался, когда кто-либо из таких, как бы мы сейчас сказали, деклассированных элементов, приглашал Его к себе в дом.

Достаточно хотя бы вспомнить посещение Христом мытаря Алфея, который впоследствии стал апостолом и евангелистом Матфеем, или историю с обращением Закхея, мытаря, которое имело место быть также, когда Господь гостил у него в доме.

Посещение таких людей, конечно, вызывало негодование в первую очередь у фарисеев. Но Христос как бы не замечал их гнева и всегда приходил к тем, кто звал Его, не взирая на лица. Те, кто впускали Христа под свой кров, обретали счастье, покой, исцеление физических и духовных недугов. Часто их жизнь кардинально менялась, менялась, конечно, к лучшему.

И такие евангельские истории не просто зафиксированных факт того, что было во время земной жизни Христа Спасителя, это, конечно, пример и призыв, обращенный ко всем нам, не запирать двери своего сердца, а впустить Христа, Который, как Он Сам говорит, стучится в эти двери: «Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной».

От нас зависит, откроем мы Ему двери или нет. Но многочисленные евангельские примеры поучают нас, что если пустим Христа под кров своей души, то обретем счастье, покой, мир, исцеление. – Мы обретем Царство Божие внутри себя, как его обретали те, кто в евангельские времена открывал двери своего дома, дабы дать кров Божественному Страннику, Которому не было места на этой земле, где голову приклонить.

Есть в сегодняшнем евангелии фраза Христа, которая на первый взгляд может вызвать недоумение или непонимание: «а другому сказал: следуй за Мной. Тот сказал: Господи, позволь мне пойти прежде похоронить отца моего. но Иисус сказал ему: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».

Действительно, на первый взгляд очень жестокие слова. Христос призывает к следованию за Собой и проповеди Царствия Божия, то есть по сути к апостольскому служению какого-то человека, имя его не называется; мы не знаем, кто он такой. И вот этот некто просит Христа как бы отсрочить свое призвание, объясняя это очень веской причиной – смертью отца и своей необходимостью исполнить свой сыновний долг и похоронить его. Но Христос настаивает на немедленном следовании этого человека за ним: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».

Опять-таки непонятно, как это мертвых могут погребать мертвые? Как известно, умерших погребают живые. Как же тогда понимать все сказанное Христом?

А понимать это надо вот как. Когда на призыв Спасителя некто говорит: «Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего, то это совсем не значит, что у этого человека умер отец, и Христос проявляет к сыну какое-то непонятное жестокосердие, запрещая похоронить родителя. И это даже не означает, что отец у него находится при смерти, болеет или очень старый.

Похоронить родителей на языке того времени означало пребывать с родителями до их смерти. И не потому что их смерть уже не за горами, не потому что родители старые, немощные, требующие за собой ухода больные люди. Нет, это могли быть вполне дееспособные, здоровые и далеко не старые люди. Но тем не менее сын по тем или иным причинам принял для себя решение не покидать их до самой их смерти.

Такое отношение к родителям, конечно, очень похвально, но Христос указывает, что есть в этом мире нечто большее, ради чего стоит покинуть отчий дом. Предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Здесь речь идет, конечно, о духовно мертвых людях.

Мы все понимаем, что такое физическая смерть, как отделение души от тела, но существует также и духовная смерть, как отделение человеческого духа от Бога. Ведь Бог-то это источник жизни: «Святым Духом всяка душа живится», — гласит церковная молитва, мы называем Святой Дух Животворящим. А если нет связи человеческого духа и Духа Божия, то тогда нет для человеческого духа источника жизни. А если потерян источник жизни, то наступает смерть, духовная смерть, как отдаление человеческого духа от Духа Божия.

И именно о таких духовных мертвецах говорит Господь в сегодняшнем евангелии. Он как бы говорит этому человеку: «Я тебя призвал, ты откликнулся на Мой призыв верою, твоего сердца коснулась благодать Божия, твой дух ожил. Так иди и делай то, что Я тебе говорю, проповедуй Царство Божие. Оставь все остальное для других. Ведь каждому в этом мире свое: кому-то погребать мертвецов, а кому-то проповедовать вечную жизнь».

И уж если Господь призывает на высшее служение, не стоит сожалеть или оглядываться на прошлое, о чем, кстати, и говорит Господь далее в сегодняшнем евангелии: «Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».

В Евангелии есть еще рассказ, который как бы является эталоном того, как должен человек откликнуться на призыв Божий. Это рассказ о призвании апостолов. Когда Христос, проходя мимо Галилейского моря сказал двум рыбакам, братьям, Петру и Андрею очень туманную фразу: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». И ведь они действительно, оставили свои сети и пошли за Ним. В дальнейшем Христос увидел опять-таки двух братьев, Иакова и Иоанна и отца их Заведея; Он призвал Иакова и Иоанна, и они тут же оставили отца своего и следуют за Ним.

Но что означало для них оставить все и пойти за Христом? Ведь у них были семьи, какие-то обязанности в отношении своих близких. Рыбная ловля была их работа, средство к существованию, способ выжить, и вдруг: оставьте все это и идите за Мной. Куда идти? Зачем? Какая перспектива дальше? Чем можно объяснить столь неоправданный с житейской точки зрения поступок?

Объяснить это можно только одним – их доверием ко Христу. Верой в то, что Он не оставит ни их и ни тех, кем они жертвуют ради следования за Христом. И действительно, Господь не посрамил их веру.

Сегодняшнее евангелие говорит о том, что в жизни нашей должны быть приоритеты. И высшей и абсолютной ценностью для нас должен быть Бог, Его слово и Его воля. И если впускаем мы Его в свое сердце, откликаемся на Его призыв, доверяем Ему, то Он не оставит ни нас, ни наших близких. И непонятными для нас, иногда даже какими-то нелогическими путями, Он дарует нам все необходимое; и даже может быть гораздо большее, чем необходимое.

Но главное, Господь нам дарует Свою благодать, которая преображает человеческую жизнь, исполняет ее смыслом и радостью. И обретают эту благодать те, кто откликнулся на призыв Христа следовать за Ним, и с верою и любовью служат Ему. Аминь.

Комментарии закрыты.