google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в субботу 22-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в субботу 22-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Ноябрь 11th 2011 -

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Слова Спасителя, Его учение, Его притчи часто предполагают различные толкования. И этим Евангелие отличается от всех остальных книг, поскольку сказанное Христом не всегда, конечно, но часто может иметь как буквальное, так и аллегорическое значение. То, что актуально для жизни земной, — и в то же время важно для жизни вечной. Сказанное Христом можно применить ко всем сферам человеческой жизни, но все-таки в первую очередь Слово Божие говорит человеку о том, что имеет для него вечное, непреходящее значение. Оно говорит о том, что необходимо для его спасения, не для решения сиюминутных земных проблем. Поэтому мы не ошибемся, если попытаемся понять сегодняшнюю притчу о зажженной свече в перспективе вечной жизни.

Напомню, о чем говорит Господь в сегодняшнем Евангелии от Луки: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящии видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось. Итак, наблюдайте, как вы слушаете, ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».

Обычно, чаще всего эту притчу истолковывают следующим образом: христианская вера не является пассивной жизненной позицией. Ведь действительно свечу зажигают не для того, чтобы потом спрятать под кровать, а чтобы ее свет освещал людям путь и ее тепло грело их. Вот также и каждый из нас должен светить светом Евангельской истины во мраке этого мира. Господь дает людям дар веры в Него. Но дает Он этот дар не всем, и те, кто получили это сокровище, должны поделиться им со всеми другими людьми. Но возникает вопрос: а как поделиться-то? Ведь дар убеждения, дар слова, способность преподнести людям Евангельскую весть интересно и правильно имеют очень немногие люди. Мы знаем, как иногда даже проповедь священника с амвона кроме тоски и усталости никаких ни знаний, ни эмоций, ни назидания в вере слушающим не добавляет. Но что же тогда брать с простых людей, с мирян, у которых отсутствует и минимальное богословское образование? Как они могут светить в этом мире? А вот как. Я расскажу одну историю, которую прочитал у одного протестантского автора.

В середине прошлого века в одном из европейских городов проходила конференция по поводу христианской миссии среди африканских народов. И различные христианские конфессии делились опытом своей работы. Одни говорили, что они организуют школы для африканских детей, где преподают Закон Божий; другие строили больницы; третьи оказывали гуманитарную помощь и так далее. И вот встает один из делегатов и говорит: а мы ничего подобного не делаем. Мы просто приезжаем со своими семьями к аборигенам и живем среди них. И, видя нашу жизнь, наши взаимоотношения в семье, взаимоотношения между собой, нашу открытость и доброжелательность к местным жителям, многие из них постепенно сами приходят в христианскую общину, принимают крещение, дабы быть такими же, как и мы…

Вот и все. И никаких чудес и богословских изысканий – жизнь, основанная на Евангелии, это и есть тот свет, который способен обращать сердца человеческие к Богу.

Далее Господь говорит: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось». С этим вряд ли кто не согласится. Все, что мы тщательно стараемся скрыть, в конечном итоге становится известным. Есть даже такая поговорка: «Шила в мешке не утаишь». Ведь пытаемся-то мы скрыть не свои добродетели, а что-то недостойное, порочащее нас. Но живем-то мы среди людей, и как тщательно не скрывай свои недостатки, рано или поздно о них становится известно всем. У каждого из нас есть круг знакомых нам людей, и чем ближе мы с ними знакомы, тем больше мы узнаем не только об их достоинствах, но и о недостатках. И о каждом у нас есть свое представление. Мы знаем, что кто-то способен обмануть, кто-то способен на подлость, кто-то завистник, кто-то ворует, кто-то пьет как лошадь, кто-то ни одной юбки не может пропустить и так далее. Но в свою очередь и окружающие нас люди прекрасно осведомлены и о наших слабостях, хотя мы, конечно, предпочитали бы, чтобы о них не было ничего известно.

И третье высказывание Христа: «Кто имеет, тому дано будет. А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думал иметь». В жизни нет ничего постоянного. Жизнь это движение – либо прогресс, либо регресс. Вот есть такая евангельская притча о талантах. Там говорится о том, как Господь дает людям разное количество своих даров: кому больше дано, кому меньше, но кому больше дано, с того больше и спросится. Дар Божий не есть заслуга самого человека, потому что человеку это не принадлежит. А вот развитие дара Божия – это и есть тот «процент», которым человек должен будет отчитаться перед Богом. Кому-то дано десять талантов, кому-то – один. Но оценивается Богом только то, что было на эти таланты приобретено. И вот в притче о талантах Господь показывает человека, которому был дан только один талант. И он за то, что ему было дано меньше всех, обиделся на Бога и не стал свой талант развивать, закопал его в землю. И вот применительно к такому подходу к Божьему дару Господь и произносит: всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет.

Вот то, что я сказал, наверное, и без моих пояснений всем понятно. Но этот текст, состоящий из трех стихов, может иметь и другое, более глубокое прочтение. Ведь к сказанному Христом можно подойти критично и попытаться возразить тем, что все-таки жизнь есть жизнь, и люди есть люди, и грех господствует над людьми Церкви не в меньшей степени, чем над всеми другими, а, может быть , даже и больше. И быть подобным зажженной свече во мраке мира неверия получается далеко не у каждого из нас. И более того, нередко люди нерелигиозные оказываются порядочнее, честнее, чем те, кто считает себя принадлежащими Церкви. Потом – далеко не весь негатив нашей жизни становится достоянием всех. Ведь многое, о чем мы думаем, мы не решаемся воплотить в жизнь, и это остается сокровенной тайной нашей души. Оно не становится явным. А вот если мы посмотрим на слова Господа в перспективе вечной жизни, если мы вспомним слова из Евангелия от Иоанна о том, что Бог есть Свет, то тогда станет ясно, что свет, исходящий от свечи, это не наше свечение, которое иногда дает не столько света, сколько копоти, а это Свет Божий, в орбиту которого попадает каждый человек, переступая черту вечности. И вот уж этот Свет обнаружит и выявит все, самые темные уголки человеческой души. И там совершенно точно не останется ничего тайного, все станет явным. И тот, кто не потрудился над развитием Божия дара, даже если этот талант был только один и казался несправедливо маленьким по сравнению с тем, сколько было дано другим, — тому все равно придется давать ответ за загубленный дар Божий.

Вот это одно из возможных толкований сегодняшнего евангельского чтения, хотя оно и не исключает первого варианта. Но этим сегодняшнее Евангелие не заканчивается. Далее евангелист Лука говорит: «И пришли к Нему Матерь, и братья Его и не могли подойти к Нему по причине народа, и дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие Слово Божие и исполняющие его».

Христос вырос в семье. Иосиф-Обручник не был, конечно, физическим отцом Спасителя, но для всех он считался именно таковым. Ведь в тайну бессеменного рождения Христа, помимо Его Самого были посвящены еще только два человека: Его Мать, Матерь Божия, и Иосиф-Обручник. А для всех остальных это была обыкновенная семья – муж, жена и дети. У Иосифа были дети, которые в Евангелии называются братьями Христа. После того, как Христос вышел на проповедь, Он вынужден был покинуть и Свой дом, и Свою семью. Отношения между Ним и Его сводными братьями расстроились. Более того, евангелист Марк прямо говорит, что родственники объявили Христа сумашедшим. Наверное, учитывая Свой собственный опыт, Господь произнес горькие слова: «и враги человеку домашние его…» В приведенном сегодня эпизоде Христос как раз и говорит, что Его родственниками, то есть родными и близкими людьми, являются люди близкие не по крови, а по духу. «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие Слово Божие и исполняющие его». И вот в свете сказанного Господом давайте подумаем вот о чем: для большинства из нас родственные связи имеют большое значение. Если родственник – человек богатый и влиятельный, то это хорошая возможность для устроения собственной жизни. Ведь можно использовать и его деньги, и его связи для своей выгоды. Благодаря ему можно сразу и без усилий получить то, чего люди иногда добиваются упорным трудом на протяжении всей своей жизни. И то далеко не у всех это получается. И считается, что чем более могущественен родственник, тем больше шансов на успех. Так вот исполнение воли Божией вводит нас в близкие, родственные отношения не с банкиром и не с президентом, а с Творцом Вселенной. Давайте подумаем об этой истине и попытаемся воспользоваться иметь такого Родственника. Наш выбор в пользу Бога – это выбор в пользу силы, в пользу благополучия, но, конечно, самое главное, это выбор в пользу внутреннего мира и вечного спасения. Аминь.

Оставьте комментарий!