google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в Среду Светлой седмицы протоиерея Виталия Головатенко | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в Среду Светлой седмицы протоиерея Виталия Головатенко

Апрель 26th 2011 -

Проповедь в Среду Светлой седмицы протоиерея Виталия Головатенко

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос воскресе!

В эти радостные дни Светлой Седмицы церковь нам предлагает евангельские отрывки преимущественно из Евангелия по Иоанну из первых его глав, где повествуется не столько об учении Христа, сколько о первых днях Его выхода на общественное служение. О призвании первых учеников и о том, как они переживали первые дни общения со своим Учителем. И основная интонация этого общения — радость взаимного познания. Вот когда Иисус снова приходит на берег Иордана, где Он не так давно принял крещение, и медлит там, прохаживается, не уходит. И Иоанн, друг Жениха, говорит своим ученикам: вот Агнец Божий. Мы не знаем, что происходит в этот момент, но можно предположить, что Иоанн, как пророк, знает, что ему нужно умаляться, а Иисусу расти. И вот он лучшим своим ученикам указывает на их будущего Учителя.

Да, конечно же, и у Иоанна болело сердце отдавать своих лучших учеников, но он только друг Жениха, и поэтому он второй раз настойчиво говорит им: Вот Агнец Божий, и не задерживает их, когда они уходят за Иисусом. На вопрос Иисуса, что вам надобно, они отвечают Ему: Учитель, называют Его Учителем, где живешь. Тем самым они выражают свою готовность быть Его учениками, потому что в древнеиудейской раввинистической традиции было принято учиться на дому учителя. И вот Он говорит: Пойдите и увидите. Они пошли и увидели и «пробыли у Него день тот». Можно себе представить, каким был для них этот день. Вспомните, когда мы встречаем того или ту, которого мы впоследствии назовем своим любимым человеком, как мы дорожим потом этими первыми мгновениями общения, этой радостью узнавания взаимного. Насколько же больше была эта радость у Андрея и Иоанна. И вот другой день, следующий после этого, призвание будущих апостолов Филиппа и Нафанаила. Филипп сразу решился на ученичество у Иисуса, а вот Нафанаил не уверен, что это подлинно тот, кого он ждет. И поэтому отвечает Филиппу просто без лукавства, что он не верит, чтобы из далекого провинциального галилейского Назарета было что-либо доброе. Но Филипп знает, он уже видел, и поэтому он ничего не доказывает, он говорит: Пойди и посмотри. И вот в этом: пойди и посмотри – вся сущность нашей проповеди о Христе и о Его Евангелии. Меньше всего воздействуют на человека долгие богословские или философские рассуждения, правильные логические выкладки. И быстрее всего и вернее действует явление, живое свидетельство: пойди и посмотри эту Красоту, пойди и посмотри на живую Истину. И Нафанаил идет, он верит Филиппу, и Иисус встречает его такими словами, которые поражают Нафанаила, поражают до такой степени, что он впервые, обратите внимание, впервые, в земной жизни Иисуса исповедует Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Но Иисус знает, что это еще не то исповедание и не та вера, на основании которой Он созиждет Церковь Свою. Эта вера родилась от впечатления, которое поразило Нафанаила от прозорливости Иисуса. Поэтому Иисус просто ему отвечает: Ты веришь только потому, что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницей. И очень под смоковницей был какой-то очень важный момент в жизни Нафанаила. О чем он там думал, о чем молился, мы не знаем, но очевидно это было что-то решающее в его жизни. Иисус знает, что это еще не та вера, не та устойчивая твердая вера, поэтому так и останавливает восторг Нафанаила. Нафанаил назвал Его Царем Израилевым, и мы знаем, что в то время ожидали земного мессию, а Иисус пришел возвестить о Царстве Небесном, поэтому Он и добавляет: Истинно, истинно говорю вам, отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Не земное царство принес Я вам, а благую весть о приблизившемся к вам Царствии Небесном. Пусть и в эти светлые дни каждого из нас коснется это Царство Небесное, его благодать. И читая, и перечитывая эти слова о впечатлении от первых дней общения со Спасителем, проникнемся и мы этой радостью, этой пасхальной светлой радостью общения с нашим Богом Живым. Аминь.

Оставьте комментарий!