google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в среду 26-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Виталия Головатенко | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в среду 26-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Виталия Головатенко

Декабрь 6th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Не однажды Христос ставил Своим ученикам и окружающему Его народу в пример детей, их непосредственность и свежесть восприятия окружающего мира, самих себя и Бога. Вот и сейчас Он говорит: «Истинно говорю вам, кто не примет Царства Божия как дитя, тот не войдет в него».

И в самом деле, давайте внимательнее присмотримся, вслушаемся, вдумаемся в собственное наше восприятие Царствия Божия: как мы его понимаем? Не бывает ли так, что мы придумываем это царство для себя таким, каким мы хотим его видеть, в котором нам было бы удобно? Иными словами, не уподобляемся ли мы тем иудеям времен мессианской эпохи, времени ожидания пришествия Спасителя, которые видели в Мессии Спасителя только для избранных, то есть для самих себя, а не для всех людей?

Они ожидали Мессию как земного царя. Не Царя Царства Небесного, а земного иудейского царя, который весь мир покорит иудеям, и то не всем иудеям, а избранным, настоящим чадам Авраама, каковыми они себя считали. И они на мессианском пиру воссядут рядом с Ним, ближе всех к Нему, а остальные все народы и недостойные с их точки зрения их соотечественники и соплеменники будут либо служить им как рабы, либо вообще будут уничтожены.

Вот и мы. Не представляем ли мы себе Царство Небесное, как царство для нас, для избранных, для благочестивых, для набожных, для послушных. Иными словами, не ждем ли мы Мессию для себя и Царства Небесного только для себя? Это ведь в сущности и есть тот предрассудок, который мешает нам видеть истину. А дети лишены подобных предрассудков, ну если, конечно, таковые не внушены им их родителями и наставниками, то есть если эти дети не оказываются соблазненными. И тогда, как Христос предупреждает в другом Своем слове, горе такому соблазнителю, «который соблазнит единого от малых сих».

Так вот, слышащие это слово, изумляются, кто же может спастись? То есть кто же может, будучи взрослым, сформировавшимся человеком вдруг стать ребенком? Обратиться, то есть перемениться и стать ребенком и по-младенчески чисто, непосредственно, без всякого лукавства, без всякой задней мысли, без всякого двоедушия и лицемерия воспринимать истину такой, какая она есть?

И Христос, понимая, о чем вопрос, отвечает: «Невозможное человекам возможно Богу». Другими словами, да, это трудно, это невозможно, но если вы захотите до такой степени обратиться, до такой степени измениться, чтобы стать детьми, то Бог вам поможет. Он силен это сделать. Он силен обратить вас по восприятию вашему истины в ее чистоте в детей. И тем самым, восприняв истину не такой, какой вы хотели бы ее видеть, а такой, какая она есть, и приняв ее до конца, вы сможете войти в Царствие Божие.

Петр, словно возражает и говорит: Ну вот мы оставили все и последовали за Тобою. Обратите внимание, как мудро отвечает Христос. Он не говорит, да, вы войдете в Царство Небесное обязательно. Нет, Бог ничего не гарантирует и не предрекает нечто окончательно. Он знает, что человек переменчив в своих состояниях, в своих настроениях, и тот же Петр, который действительно всегда стоял горой и скалой за Христа, за Учителя, за Его учение, трижды отречется в критический момент. Но Христос очень мудро отвечает: Нет никого, кто оставил бы все самое дорогое ради Царствия Божия, и не получил бы гораздо более оставленного и теперь и в будущей жизни вечной.

И вот здесь еще один камень преткновения. Давайте задумаемся, а для какого царствия мы действительно готовы все оставить? Если ради своего придуманного царствия Божия, то сколько бы мы ни оставляли, это будет в конечном итоге лицемерием с нашей стороны. Потому что мы оставляем все это не ради Царствия Божия, а ради своего представления о Царствии Божием, то есть ради самих себя. И не Царствие Божие наша конечная цель, а «я» в Царствии Божием. То есть мы опять возвращаемся к проблеме собственного эгоизма, который и здесь нас подстерегает, даже во святом Царствии Божием.

И вот, чтобы этого не случилось с нами, Христос и указывает нам простой путь: обратиться и стать как дети, отбросить все свои предрассудки, предрассуждения, мнения собственные свои о Царствии Небесном и о Нем как о Царе этого Царствия, и воспринимать Его в чистоте, без всякой примеси своего, эгоистического, того, что нам ближе, что мне по сердцу, что мне милее.

Если мы будем к себе внимательнее, то обнаружим, что читая Священное Писание, особенно Евангелие, мы не все воспринимаем одинаково. Какое-то слово нам очень близко, очень дорого и зажигает душу, а иное порой даже вызывает какой-то внутренний протест. И не стоит как-то стараться обойти все это, замазать проблему, перешагнуть через себя. В конце концов она обязательно созреет и может стать непреодолимой преградой на пути в Царствие Небесное.

Нужно обязательно вернуться к этому месту, еще и еще раз его прочитать, вчитаться в него, вдуматься и попытаться понять, что же мне мешает принять это слово Христа или дело Его. Не этот ли мой внутренний эгоизм, не какой-то скрытый предрассудок о Христе и о Его учении? Потому что, только преодолев себя, преодолев свое эгоистичное представление о Христе и о Его Царстве, мы действительно сможем войти в него.

И да поможет нам на этом пути Бог. Аминь.

Комментарии закрыты.